СП 149.13330.2012
СВОД ПРАВИЛ
РЕАБИЛИТАЦИОННЫЕ ЦЕНТРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
ПРАВИЛА ПРОЕКТИРОВАНИЯ*
Reabilitation center for children and teenagers with limited possibilities
Rules of architectural design
________________
* Измененная редакция, Изм. N 1.
ОКС 01.040.93
ОКП 74.20
Дата введения 2013-07-01
Предисловие
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила разработки - постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2008 г. N 858 "О порядке разработки и утверждения сводов правил".
Сведения о своде правил:
1 ИСПОЛНИТЕЛИ ООО "Институт общественных зданий" и О "ЦНИИЭП жилища"
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 465 "Строительство"
3 ПОДГОТОВЛЕН к утверждению Управлением градостроительной политики
4 УТВЕРЖДЕН приказом Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (Госстрой) от 27.12.2012 г. N 113/ГС* и введен в действие с 1 июля 2013 г.
_______________
* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: приказом Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (Госстрой) от 25.12.2012 г. N 113/ГС. - Примечание изготовителя базы данных.
5 ЗАРЕГИСТРИРОВАН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт)
Информация об изменениях к настоящему своду правил публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего свода правил соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Росстандарта в сети Интернет.
ВНЕСЕНО Изменение N 1, утвержденное и введенное в действие Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30.12.2015 N 978/пр c 25.03.2016
Изменение N 1 внесено изготовителем базы данных
Введение
Настоящий нормативный документ разработан в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", а также в соответствии с принципами Конвенции ООН о правах инвалидов, подписанной Российской Федерацией в сентябре 2008 года и ратифицированной 3 мая 2012 г. - Федеральный закон от 3 мая 2012 г. N 46-ФЗ "О ратификации Конвенции о правах инвалидов" и [5].
Настоящий свод правил детализирует требования СП 59.13330 и должен применяться совместно с другими документами в области проектирования и строительства: СП 136.13330, СП 142.13330, СП 145.13330, СП 150.13330 и другие.
В нормативном документе реализованы требования Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ "Градостроительный кодекс Российской Федерации", Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", а также Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
В своде правил представлены единые требования к реабилитационным центрам для оптимизации детей и подростков с ограниченными возможностями. Это позволит оптимизировать объемно-планировочных решений проектируемых зданий и определения объемов финансирования на строительство и организацию деятельности центров.
Свод правил выполнен: ООО "Институт общественных зданий" - руководитель работы - канд. архит., проф. А.М.Гарнец, отв. исполнитель - канд. архит. Б.П.Анисимов; исполнители: д-р мед. наук, проф. Н.Ф.Дементьева (ФГБУ "Федеральное бюро медико-социальной экспертизы" ФМБА России), инж. Л.В.Сигачева, архит. Д.Д.Зыбина, при участии О "ЦНИИЭП жилища" - канд. архит., проф. А.А.Магай, канд. архит. Н.В.Дубынин, директор С.А.Новикова (СОГУ "Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями "Вишенки", г.Смоленск). Авторы разработки Изменения N 1 - ООО "Институт общественных зданий: научный руководитель работы и отв. исполнитель - канд. архит. A.M.Гарнец, архит. Д.Д.Зыбина, архит. Н.В.Каспер; при участии - д-р техн. наук М.М.Мирфатуллаев, д-р техн. наук Ю.М.Глуховенко, инж. В.В.Коновалова.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
1.1 Настоящий свод правил устанавливает правила проектирования зданий реабилитационных центров или их отделений, которые могут обеспечить организацию комплексной психологической, медицинской и педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) и их родителей, а также отделений абилитации детей раннего возраста при реабилитационных центрах и других учреждениях медицинского и социального обслуживания населения и образовательных организациях.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
1.2 Положения свода правил распространяются на проектирование вновь строящихся объектов, а также на приспособление существующих зданий под реабилитационные центры или их отделения.
В настоящем своде правил даны ссылки на следующие нормативные документы:
ГОСТ 12.1.004-1991 Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Общие требования
ГОСТ Р 51256-2011 Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Классификация. Технические требования
ГОСТ Р 52495-2005 Социальное обслуживание населения. Термины и определения
ГОСТ Р 52880-2007 Социальное обслуживание населения. Типы учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов
ГОСТ Р 56305-2014 Технические средства помощи слепым и слабовидящим людям. Тактильные указатели на пешеходной поверхности
ГОСТ Р ИСО 23600-2013 "Вспомогательные технические средства для лиц с нарушением функций зрения и лиц с нарушением функций зрения и слуха. Звуковые и тактильные сигналы дорожных светофоров"
СП 1.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы" (с Изменением N 1)
СП 2.13130.2012 "Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты" (с Изменением N 1)
СП 3.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности"
СП 4.13130.2009* "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям"
________________
* На территории Российской Федерации документ не действует. Действует СП 4.13130.2013. - Примечание изготовителя базы данных.
СП 5.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования" (с Изменением N 1)
СП 19.13330.2011 "СНиП II-97-76* Генеральные планы сельскохозяйственных предприятий"
СП 42.13330.2011 "СНиП 2.07-01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений"
СП 51.13330.2011 "СНиП 23-03-2003 Защита от шума"
СП 52.13330.2011 "СНиП 23-05-95* Естественное и искусственное освещение"
СП 54.13330.2011 "СНиП 31-01-2003 Здания жилые многоквартирные"
СП 56.13330.2011 "СНиП 31-03-2001 Производственные здания"
СП 59.13330.2012 "СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения"
СП 106.13330.2012 "СНиП 2.10.03-84 Животноводческие, птицеводческие и звероводческие здания и помещения"
СП 113.13330.2012 "СНиП 21-02-99* Стоянки автомобилей"
СП 118.13330.2012 "СНиП 31-06-2009 Общественные здания и сооружения" (с Изменением N 1)
СП 132.13330.2011 "Обеспечение антитеррористической защищенности зданий и сооружений. Общие требования проектирования"
СП 133.13330.2012 "Сети проводного вещания и оповещения в зданиях и сооружениях. Нормы проектирования"
СП 136.13330.2012 "Здания и сооружения. Общие положения проектирования с учетом доступности для маломобильных групп населения"
СП 137.13330.2012 "Жилая среда с планировочными элементами, доступными инвалидам. Правила проектирования"
СП 138.13330.2012 "Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным группам населения. Правила проектирования"
СП 142.13330.2012 "Здания центров ресоциализации. Правила проектирования"
СП 150.13330.2012 "Дома-интернаты для детей инвалидов. Правила проектирования"
СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность"
СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" (С изменениями)
СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций". (С изменениями).
СанПиН 2.4.1201-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации"
Примечание - При пользовании настоящим сводом правил целесообразно проверять действие ссылочных нормативных документов, стандартов и классификаторов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет или по ежегодно издаваемому указателю "Национальные стандарты", который публикуется по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим Сводом правил следует руководствоваться замененным (измененным) документом. Если ссылочный документ отменен без замены то положение в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
Термины, применяемые в тексте, и их определения, а также сокращения, приведены в СП 59.13330, кроме того использованы следующие термины и определения:
3.1 ипотерапия: Физиотерапевтическое лечение, основанное на нейрофизиологии, использующее лошадь и верховую езду.
3.2 реабилитационный центр (центр комплексной реабилитации): Комплексное учреждение, включающее специализированные реабилитационные отделения различного профиля, а также подразделения для размещения и бытового обслуживания реабилитируемых детей, подростков, персонала и сопровождающих взрослых.
3.3 отделение (здесь): Профильная группа помещений, входящая в состав реабилитационного центра.
3.4 служба (здесь): Узкоспециализированное подразделение, входящее в состав какого-либо отделения или самостоятельно выполняющее общие (административно-управленческие, хозяйственные или бытовые) функции.
3.5 техническое средство реабилитации человека с ограничениями жизнедеятельности: Любая продукция, инструмент, оборудование или технологическая система, используемые человеком с ограниченными возможностями для предотвращения, компенсации, ослабления или нейтрализации ограничений его жизнедеятельности.
3.6 абилитация: Система психолого-педагогических и медико-социальных мероприятий, имеющих целью предупреждение и лечение тех патологических состояний у детей раннего возраста, еще не адаптировавшихся к социальной среде, которые приводят к стойкой утрате возможности трудиться, учиться и быть полезным членом общества.
3.7 дети с ограниченными умственными или физическими возможностями (дети с ОВЗ): По ГОСТ Р 52495.
3.6, 3.7 (Введены дополнительно, Изм. N 1).
4.1 Реабилитационный центр для детей и подростков с ОВЗ является учреждением государственной системы социальной защиты населения, осуществляющим комплексную реабилитацию детей и подростков с заболеваниями опорно-двигательной системы, детского церебрального паралича (ДЦП), речевой патологии, с нарушениями органов слуха и органов зрения, а также с отклонениями в умственном развитии.
Реабилитационный центр включает необходимые элементы учебно-воспитательного (детский сад и школа) и медико-восстановительного учреждений, "лесной школы" и временного интерната (от 1 до 5 месяцев проживания). Он предназначен для комплексной реабилитации детей в возрасте от 3 до 18 лет, а также семей, в которых такие дети воспитываются.
По функциональной пожарной опасности здания реабилитационных центров следует относить к классу Ф1.1.
Требования безопасности для МГН, не изложенные в настоящем своде правил, должны приниматься по СП 59.13330.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
4.2 Величину центра следует определять из расчета 100 мест на 1 тыс. детей с ОВЗ, проживающими в городе или районе, возможны центры на несколько районов области. Минимально допустимая вместимость центра может составлять 50 мест, а максимальная величина центра, которым возможно управлять - 300 мест.
Вместимость реабилитационного центра определяется количеством мест в дневном и круглосуточном стационарах. В дневных стационарах количество коек может быть ориентировочно принято равным 20% количества мест (пропускной способности) дневного стационара.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
4.3 Здания и помещения, предназначенные для размещения центра и его структурных подразделений, должны соответствовать реализации целей и задач этого учреждения, которые приведены в приложении А, а также располагать всеми видами коммунальных услуг (отоплением, водопроводом, канализацией, электричеством), иметь радио, телефон, Интернет и отвечать требованиям следующих нормативных документов СП 42.13330, СП 54.13330, СП 59.13330, СП 118.13330, СП 1.13130-СП 5.13130, СанПиН 2.4.1201.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
4.4 В составе реабилитационного центра следует предусмотреть:
отделение медико-социальной реабилитации;
отделение психолого-педагогической помощи;
отделение дневного пребывания;
стационарное отделение;
административно-управленческую службу.
Состав реабилитационного центра изложен в [1].
Дополнительно на участке центра может быть предусмотрено отделение лечебной верховой езды (ЛВЕ). Требования к проектированию отделения ЛВЕ приведены в разделе 12.
4.5 Дополнительно в состав центра может быть включено отделение экспертизы и разработки программ социальной реабилитации. Отделение может размещаться также и автономно от реабилитационного центра. Оно предназначено для выполнения следующих функций:
выявления детей и подростков, имеющих отклонения в умственном или физическом развитии;
сбора информации об анамнезе, основном диагнозе, исходном состоянии здоровья ребенка или подростка, его реабилитационном потенциале и сведений о его семье;
разработки индивидуальной программы абилитации и реабилитации ребенка или подростка совместно с другими учреждениями социальной защиты, здравоохранения, образования, культуры, спорта и иных ведомств;
координации выполнения индивидуальных программ и контроля эффективности проводимых мероприятий;
создания компьютерной базы данных о детях и подростках с ограниченными возможностями в городе или районе и о реализации индивидуальных программ социальной реабилитации этих детей.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
4.6 Центр также может включать в себя отделение абилитации детей раннего возраста, предназначенное для комплексной медико-социальной и психолого-педагогической помощи детям в возрасте от двух месяцев до трех лет с выявленными нарушениями развития (риском нарушения) и их семьям.
(Введен дополнительно, Изм. N 1).
________________
* Измененная редакция, Изм. N 1.
5.1 Реабилитационные центры должны размещаться на отдельных участках, как правило, в пределах населенных пунктов, в озелененных районах, вдали от промышленных и коммунальных предприятий, железнодорожных путей, автодорог с интенсивным движением и других источников загрязнения и шума в соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200. При проектировании следует учитывать также требования СП 51.13330, СП 54.13330, СП 56.13330, ГОСТ Р 52875, ГОСТ Р 52880, ГОСТ Р 51648, ГОСТ Р 51256, СП 113.13330.
5.2 Площадь участка реабилитационного центра (усредненную) следует определять по расчетной площади на 1 место в учреждении, которая составляет не менее:
при вместимости 80 обслуживаемых детей с ОВЗ и менее - 200 м/место;
при вместимости более 80 обслуживаемых детей с ОВЗ - 160 м/место.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
5.3 На участке реабилитационного центра могут быть размещены:
групповые (прогулочные) озелененные площадки с навесами;
физкультурно-оздоровительные площадки, в том числе с местом для подвижных игр, беговой дорожкой (не менее 30 м), ямой для прыжков (2x4 м), местом для размещения гимнастических снарядов;
площадки для спортивных игр;
открытые бассейны;
хозяйственная площадка;
автостоянка.
5.4 Игровые площадки, прогулочные зоны, а также озеленение и благоустройство являются такими же необходимыми составными частями, как помещения детского реабилитационного центра, предназначенные для проведения медико-социальной реабилитации, психолого-педагогической помощи и социально-педагогической реабилитации.
Эти площадки и прогулочные зоны должны быть подразделены на площадки для детей младших возрастов (от 3 до 7 лет) и различные площадки для подростков с ОВЗ, а также площадки для детей в возрасте до трех лет, при наличии отделения абилитации.
Игровые площадки должны включать в себя зоны или элементы для детей, с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата. На площадках для детей раннего возраста необходимо предусматривать места для размещения родителей (коммуникационное пространство достаточного размера, скамьи для отдыха).
(Измененная редакция, Изм. N 1).
5.5 Игровые площадки могут иметь травяное, гравийное, гравийно-песочное или песочное покрытие, или покрытие из экологически безвредных искусственных материалов.
5.6 Игровые площадки могут иметь различную форму и размеры площади, позволяющие достаточно легко размещать их среди других площадок и объектов на территории участка реабилитационного центра, где необходимо предусматривать также постройки и подсобные складские помещения для хранения нестационарного оборудования и инвентаря.
5.7 Для детей с частичной потерей зрения на участке реабилитационного центра необходимо устраивать полосу ориентации шириной не менее 1,2 м по периметру ванн открытых бассейнов, по периметру игровых площадок, а также дорожек для бега или разбега перед прыжком - не менее 1,5 м.
5.8 По внешнему периметру вокруг открытых бассейнов следует предусматривать ограждение высотой не менее 1 м с поручнями.
5.9 На гимнастических площадках для реабилитации предусматривается дополнительное оборудование:
брусья длиной 3-5 м, устанавливаемые на различных покрытиях (песок или трава или амортизирующее синтетическое покрытие);
манеж размером 2x3 м для детей, не способных к самостоятельным передвижениям;
надувной бассейн размером 2x3 м, наполняемый водой или разноцветными пластиковыми шариками.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
5.10 Игровые площадки для детей с ОВЗ младших возрастов оборудуются песочницами и специально разработанными возвышающимися опорными силуэтами или устройствами небольшой высоты, о которые можно опираться, проползать под ними или, наоборот, забираться или заезжать на креслах-колясках по наклонным плоскостям без больших усилий.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
5.11 На территории детского реабилитационного центра могут быть размещены:
площадка для мини-волейбола общим размером 8x16 м (играют от 2 до 6 детей);
площадка для игры в бадминтон размером 8x15 м (играют от 2 до 4 детей);
площадка для мини-баскетбола общим размером 16x19 м (играют 10 детей);
городошная площадка размером 15x30 м (играют от 2 до 10 детей);
площадка для настольного тенниса размером 4,5x7,8 м (может быть несколько площадок, на каждой из которых играют от 2 до 4 детей);
площадка для наземного бильярда размером 1,7x3,0 м, с бортами высотой 12 см и грунтовым покрытием из минеральной спецсмеси (может быть несколько площадок), при этом шары могут быть деревянными крокетными или из уплотненной пластмассы (играют от 2 до 4 детей);
площадка для мини-футбола и различных игр с мячом размером 18x25 м (играют до 12 детей).
5.12 Вокруг площадок для занятий детей с ОВЗ следует предусматривать полосы безопасности шириной не менее 2 м, а по торцевым сторонам игровых площадок - не менее 3 м. Эти полосы являются продолжением площадок для занятий и позволяют беспрепятственный выкат колясок за пределы площадок.
5.13 При озеленении территории детского реабилитационного центра большое внимание должно быть уделено размещению и устройству газонов, свободных для доступа детей с ОВЗ, размещению декоративных растений, цветников, клумб. Кроны деревьев должны служить навесами в жаркую погоду и создавать тень для защиты детей с ОВЗ от избыточного солнечного облучения.
5.12, 5.13 (Измененная редакция, Изм. N 1).
5.14 Высокие деревья (а также молодые посадки высокоствольных пород) должны быть удалены от основных зданий не менее чем на 10-15 м, чтобы не нарушать прямой солнечной инсоляции помещений в этих зданиях.
Участок реабилитационного центра ограждают по всему периметру оградой высотой 1,6 м. Допускается по местным условиям увеличение или уменьшение высоты ограждения на 0,4 м, а также применение живой изгороди.
5.15 На участке следует предусматривать подъезды, а также возможность объезда вокруг зданий для пожарных машин. Поверхность подъездных путей должна иметь твердое покрытие.
5.16 На хозяйственной площадке размещают складские постройки, гараж, конюшню, мусоросборники и т.п.
Хозяйственная площадка должна иметь твердое покрытие, размещаться при входах в помещения кухни реабилитационного центра. Размещение хозяйственной площадки около групповых (прогулочных) и физкультурных площадок не допускается.
5.17 В связи с тем, что во многих случаях участок реабилитационного центра имеет ограниченные размеры, для территории участка нормируется только вместимость служебной стоянки для служебных автомобилей и личного транспорта работающих из расчета 15% числа работающих в максимальную смену.
Для сопровождающих взрослых, привозящих детей с ОВЗ, а также временно проживающих с ними в реабилитационном центре и в гостинице при нем автомобильные стоянки предусматривают по заданию на проектирование, в зависимости от конкретной градостроительной ситуации (СП 113.13330).
(Измененная редакция, Изм. N 1).
5.18 Стоянка автомобилей должна быть удалена от основных корпусов (или здания) реабилитационного центра не менее чем на 50 м. Территория стоянки должна быть отгорожена и недоступна для посторонних лиц и для игр детей и подростков (СП 113.13330).
________________
* Измененная редакция, Изм. N 1.
6.1 Организацию реабилитационных центров целесообразно объединить в три функциональных блока (рисунок А.1):
1) блок реабилитации, состоящий из помещений медико-социальной реабилитации и психолого-педагогической помощи, отделения абилитации (по заданию на проектирование);
2) блок размещения, состоящий из помещений приемного и консультативного отделений, отделения дневного пребывания и стационара, включающего отделение круглосуточного пребывания и отделение "Мать и дитя";
3) блок управления, состоящий из помещений служб управления и служб организации реабилитационной деятельности, а также административно-управленческой службы и дирекции.
Реабилитационный центр необходимо размещать в одном здании или в комплексе взаимосвязанных корпусов, сосредоточенных на одном участке.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
6.2 При проектировании помещений, в которых находятся дети с ОВЗ, необходимо учитывать требования следующих документов: СП 118.13330, СП 59.13330, СП 136.13330, СП 137.13330, СП 138.13330, СанПиН 2.1.3.2630.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
6.3 Оптимальная высота зданий реабилитационных центров принимается двухэтажной. Допускается при обосновании повышать высоту до четырех этажей. Помещения постоянного пребывания детей рекомендуется размещать на нижних этажах. Высота этажа должна приниматься равной 3,3 м от пола до пола. Высоту жилых помещений допускается принимать равной высоте этажа жилого дома.
6.4 Помещения приемно-вестибюльной группы, консультативного отделения размещают вблизи от кабинетов врачей-специалистов блока реабилитации, которые ведут прием в консультативном отделении.
6.5 Помещения врачебных кабинетов и лечебно-восстановительных процедур должны группироваться вокруг так называемых ожидальных (помещений для пациентов). При этом необходимо планировочно разделять "влажную" и "сухую" зоны, характеризующиеся различными температурно-влажностными режимами и требованиями к техническому оборудованию.
6.6 Помещения отделения лечебной физкультуры, массажного кабинета и бассейна следует группировать в едином блоке и предусматривать их удобную взаимосвязь.
6.7 Входы в здания следует проектировать в соответствии с СП 59.13330.
6.8 Входные двери в здания, сооружения и помещения, предназначенные для пребывания детей с ОВЗ, должны иметь ширину в свету не менее 0,9 м. Применение дверей на качающихся петлях и дверей-вертушек на путях передвижения пациентов не допускается. Причем наружные входы в здания реабилитационного центра следует проектировать с тамбуром в соответствии с СП 59.13330.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
6.9 Пути эвакуации из зданий реабилитационных центров для детей и подростков с ОВЗ следует расчитывать по установленным или апробированным методикам с учетом динамики опасных факторов по ГОСТ 12.1.004 пожара и психофизиологических возможностей детей с ОВЗ.
(Введен дополнительно, Изм. N 1).
7.1.1 Отделение медико-социальной реабилитации предназначено для организации поэтапного выполнения индивидуальных программ социальной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями путем следующих медико-социальных и медико-консультативных мероприятий:
согласование и координация выполнения реабилитационных программ с лечебными учреждениями города или района;
работа по освоению, внедрению и использованию прогрессивных традиционных и новых методик, технологий и методов реабилитации;
проведение медико-социального патронажа семей, имеющих детей, нуждающихся в реабилитации, обучение родителей реабилитационным мероприятиям в домашних условиях для обеспечения их непрерывности совместно с центром реабилитации;
проведение лечебных физкультурно-оздоровительных мероприятий.
7.1.2 Отделение медико-социальной реабилитации может состоять из двух подразделений (рисунок А.2):
восстановительного лечения;
медико-инженерной службы.
7.1.3 Минимальные площади помещений отделения приведены в таблицах 1-7. При специфических методах лечения и дополнительных манипуляциях площади могут при обосновании увеличиваться.
7.2.1 В подразделение восстановительного лечения включают следующие функциональные группы помещений:
кабинеты врачей-специалистов;
подразделение физических методов лечения;
подразделение нетрадиционных методов лечения;
вспомогательная служба подразделения.
Кабинеты врачей-специалистов
7.2.2 Набор кабинетов врачей-специалистов определяется исходя из принимаемого соотношения численности пациентов с различными нарушениями.
Для реабилитации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и детей с нарушениями психики, включая с ДЦП, можно использовать одни и те же кабинеты, предназначенные для невропатолога, психиатра, психолога, ортопеда-травматолога и логопеда.
Для реабилитации детей с нарушениями слуха должен быть предусмотрен кабинет ЛОР-сурдолога.
Для реабилитации детей с нарушениями зрения должен быть предусмотрен кабинет офтальмолога.
Минимальные площади кабинетов различных специалистов приведены в таблице 1.
Таблица 1
Помещения специалистов |
Площадь, не менее, м |
Кабинет невролога |
15 |
Кабинет психиатра |
15 |
Кабинет психолога |
15 |
Кабинет ортопеда-травматолога |
18 |
Кабинет логопеда (с учетом групповых занятий) |
18 |
Кабинет ЛОР-сурдолога: |
|
помещение врачебного приема |
18 |
звукоизолированная кабина |
8 |
Кабинет офтальмолога |
18 |
Кабинет педиатра |
15 |
Кабинет стоматолога |
15 |
Подразделение физических методов лечения (рисунок А.3)
Отделение кинезотерапии
7.2.3 В состав помещений отделения кинезотерапии включаются:
зал для групповых занятий на 10 чел.;
кабинет для индивидуальных занятий;
тренажерный зал;
кабинет развития сенсорики;
массажный кабинет.
Ориентировочные площади помещений отделения кинезотерапии приведены в таблице 2.
Таблица 2
Помещения |
Ориентировочная площадь, м |
Зал для групповых занятий на 10 чел. |
60 |
Раздевальная с душевыми |
20 |
Кабинет для индивидуальных занятий |
12 |
Тренажерный зал |
70 |
В том числе площадь на один тренажер при необходимости создания условий подхода и работы в различных положениях с посторонней помощью |
12-15 |
Кабинет развития сенсорики |
По расчету |
Массажный кабинет |
По расчету |
Отделение физиотерапии
7.2.4 Отделение физиотерапии формируется из следующих помещений:
кабинет электро-, светолечения (ФТО);
кабинет озекерито-парафинолечения (теплолечение).
Ориентировочные площади помещений отделения физиотерапии, а также удельные показатели для их расчета приведены в таблице 3.
Таблица 3
Помещения |
Площадь, м |
1 Кабинет электро-, светолечения |
По расчету |
В том числе: |
|
процедурная из расчета площади на одну кушетку |
4 |
минимальная площадь кабинета |
12 |
2 Кабинет озекерито-парафинолечения: |
|
помещения для проведения лечебных процедур из расчета площади на одну кушетку |
4 |
минимальная площадь кабинета |
12 |
3 При кабинетах электро-, светолечения и теплолечения предусматриваются вспомогательные помещения |
6 |
Отделение климатологии и ЛВЕ
7.2.5 Состав и площади отделений климатологии и ЛВЕ определяются по заданию на проектирование.
Отделение термогидротерапии
7.2.6 Отделение термогидротерапии формируется на базе бальнеологического комплекса, который может иметь следующий состав:
ванный зал;
помещения для лечения движением в воде;
душевой зал;
сауна;
бассейн.
Ориентировочные площади помещений отделения термогидротерапии, а также удельные показатели для их расчета приведены в таблице 4.
Таблица 4
Помещения |
Ориентировочная площадь, м |
1 Ванный зал |
По расчету |
В том числе: |
|
площадь на 1 ванну (без площади рабочего коридора) |
6 |
помещение для раздевания и одевания пациентов из расчета 2 места на 1 ванну, при площади одного места |
4 |
площадь прохода на каждое место (при ширине рабочего коридора со стороны окон не менее 1,2 м) |
2 |
комната отдыха пациентов из расчета площади на 1 кушетку |
6 |
комната обслуживающего персонала из расчета площади на одну ванну (но не менее 8 м) |
1,5 |
2 Помещение для лечения движением в воде |
42 |
В том числе площадь ванны (при глубине ванны 0,7 м) |
20 |
3 Душевой зал |
Не менее 25 |
В том числе кабины для душевых установок |
1,5 |
4 Помещение для укутывания пациентов из расчета площади на 1 кушетку (но не менее 12 м) |
6 |
5 Помещение для раздевания и временного хранения кресел-колясок |
10 |
6 Помещение для процедур подводного душа-массажа шириной не менее 2,5 м с ванной вместимостью 400-500 л с возможностью подхода к ней с трех сторон |
28 |
7 Сауна: |
|
раздевальная |
15 |
душевая |
2,4-4 |
уборная |
3,5 |
комната отдыха |
18 |
камера сухого жара |
10 |
помещение для хранения кресел-колясок |
10 |
8 Бассейн: |
|
помещение лечебного бассейна для занятий гидрокинезотерапией с габаритом ванны 5-4* м (глубина бассейна для детей 0,5-1,0 м с равномерным понижением) |
54 |
душевые кабины при лечебных бассейнах с площадью каждой кабины |
3 |
раздевальная для бассейна с полезной площадью на 1 человека |
1,2 |
комната отдыха при бассейне из расчета площади на 1 пациента |
2 |
туалеты |
По расчету |
помещение для персонала |
15 |
кладовая моющих и дезинфицирующих средств |
8 |
________________
* Текст документа соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.
Подразделение нетрадиционных методов лечения
7.2.7 В последние годы приобретает популярность лечение нетрадиционными методами, примерный состав и площади помещений даны в таблице 5.
Таблица 5
Помещения |
Ориентировочная площадь, м |
Кабинет мануальной терапии |
18 |
Кабинет биокоррекции в составе: |
|
кабинет врача для индивидуального приема |
12 |
кабинет групповой биокоррекции |
36+2 |
Вспомогательная служба
7.2.8 Ориентировочная площадь и помещения даны в таблице 6.
Таблица 6
Помещения |
Ориентировочная площадь, м |
Вспомогательная служба: |
|
аптека |
По заданию |
стерилизация |
То же |
процедурная |
12 |
7.3.1 В состав реабилитационного центра по заданию на проектирование может быть включена медико-инженерная служба, которая состоит из двух отделений:
отделения коррекции передвижения;
отделения реабилитационной инженерии.
7.3.2 Ориентировочные площади помещений отделений медико-инженерной службы приведены в таблице 7.
Таблица 7
Помещения |
Ориентировочная площадь, м |
Отделение коррекции передвижения: |
|
пункт приема и выдачи заказов |
30 |
помещение примерки и подгонки протезов: |
|
подгоночная мастерская |
9 |
примерочная протезов |
18 |
кабинет обучения пользования протезами |
24 |
гипсовая |
8 |
Отделение реабилитационной инженерии: |
|
помещение приема заказов на адаптацию жилища для детей с ОВЗ |
15 |
подсобное помещение для хранения материалов, технических средств и инструментов |
15 |
(Измененная редакция, Изм. N 1).
8.1 Подразделения психолого-педагогической помощи предназначены для следующих психолого-социальных и социально-педагогических мероприятий:
определение формы обучения детей с ОВЗ, воспитывающихся в домашних условиях (совместно с органами образования);
психолого-коррекционная работа с детьми и подростками с ОВЗ, а также консультирование их родителей по вопросам семейного воспитания;
организация досуга детей и подростков с ОВЗ, в том числе с их родителями, организация клубной и кружковой работы, летних оздоровительных лагерей и т.п.;
проведение профориентации и трудотерапии детей и подростков, организация профессионального обучения и организация их труда и труда членов их семей на дому.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
8.2 В составе отделения психолого-педагогической помощи предусматриваются (рисунок А.4):
служба психологической реабилитации;
служба социально-педагогической реабилитации;
служба социально-бытовой реабилитации;
социально-культурный центр;
служба социальной защищенности.
Служба психологической реабилитации
8.3 Для службы психологической реабилитации предусматриваются кабинеты психотерапии, психоразгрузки и "телефон доверия", площади которых принимаются не менее требований по СанПиН 2.1.3.2630, при обосновании допускается принимать площади по таблице 8.
Таблица 8
Помещения |
Ориентировочная площадь, м |
Кабинет психотерапии: |
|
кабинет индивидуальной психотерапии |
14 |
кабинет групповой психотерапии |
36+2 |
Помещение "телефона доверия" |
12 |
Служба социально-педагогической реабилитации
8.4 Служба социально-педагогической реабилитации состоит из следующих подразделений (рисунок А.5):
отделение педагогической помощи;
специализированные классы и кабинеты;
отделение трудотерапии и профориентации.
Ориентировочные площади помещений службы социально-педагогической реабилитации приведены в таблице 9.
Таблица 9
Помещения |
Ориентировочная площадь, м |
Отделение педагогической помощи: |
|
кабинет психолога |
12 |
кабинет педагога |
12 |
кабинет дефектолога |
18 |
Специализированные классы (на 8-10 мест) и кабинет (на 4-5 мест): |
|
кабинет коррекции памяти |
30 |
класс кондуктивной педагогики |
30 |
сенсорная комната |
18-36 |
кабинет игротерапии |
48 |
класс музыкотерапии |
50 |
изостудия |
40 |
артистическая студия |
30 |
класс пластики |
36 |
кабинет работы с родителями |
36 |
Отделение трудотерапии и профориентации: |
|
кабинет трудотерапии (на 5 мест) |
30 |
кабинет профориентации |
40 |
учебный класс по профподготовке (на 6-10 чел.) |
48 |
производственный участок (мастерские): |
|
слесарная мастерская |
36 |
швейно-вязальная мастерская |
36 |
картонажно-переплетная мастерская |
36 |
склад сырья и готовой продукции |
36 |
комната инструктора по трудотерапии |
12 |
гончарный цех |
50 |
мастерская лепки |
30 |
мастерская по обработке древесины (столярная) |
50 |
8.5 Площади учебных помещений проектируются по нормам домов-интернатов с учетом специфики организации проведения занятий с детьми с ОВЗ из расчета не менее 3 м на одно место.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
Служба социально-бытовой реабилитации
8.6 Для службы социально-бытовой реабилитации предусматриваются:
кабинеты специалистов-педагогов;
специализированные помещения.
Ориентировочные площади помещений службы социально-бытовой реабилитации приведены в таблице 10. Площадь уточняется заданием на проектирование.
Таблица 10
Помещения |
Ориентировочная площадь, м |
Кабинеты специалистов-педагогов, в том числе кабинет для индивидуальной работы педагога с ребенком с ОВЗ (число кабинетов устанавливается по расчету) |
12 |
Специализированные помещения: |
|
класс домоводства |
30 |
кабинет-модель жилого комплекса (для занятий 10-12 чел.) |
36 |
помещение модели коммуникативных систем (ландшафтные модели) |
36 |
(Измененная редакция, Изм. N 1).
Социально-культурный центр
8.7 Социально-культурный центр состоит из помещений киноконцертного зала, библиотеки и спортивного зала (рисунок А.4). Ориентировочные площади помещений приведены в таблице 11, в зависимости от вместимости реабилитационных центров (от числа мест для детей с ОВЗ).
Таблица 11
Помещения |
Ориентировочная площадь, м, для помещений, при расчетном числе реабилитируемых детей с ОВЗ |
|||||
50 |
100 |
150 |
200 |
250 |
300 |
|
Киноконцертный зал из расчета 1 м/место в зале |
По заданию на проектирование |
|||||
Эстрада при зале |
- |
27 |
27 |
30 |
30 |
40 |
Библиотека |
50 |
50 |
50 |
50 |
70 |
70 |
Спортивный зал для проведения коллективных игр, выступлений и состязаний, с местами для зрителей |
108 |
162 |
162 |
288 |
324 |
324 |
Раздевальные с душевыми |
20 |
30 |
30 |
40 |
60 |
80 |
Комната инструкторов |
8 на одного инструктора |
|||||
Инвентарная |
12 |
12 |
12x2 |
12x2 |
12x3 |
12x3 |
(Измененная редакция, Изм. N 1).
Служба социальной защищенности
8.8 Служба социальной защищенности включает: справочно-информационный кабинет, кабинет юриста, кабинет социальных работников и специалистов по трудоустройству, зал для проведения групповых тренингов с родителями, также желательно предусмотреть отдельный вход с улицы с холлом, гардеробной и санузлами. Ориентировочные площади основных помещений приведены в таблице 12.
Таблица 12
Помещения |
Ориентировочная площадь, м |
Справочно-информационный кабинет |
12 |
Кабинет юриста |
12 |
Кабинет социальных работников и специалистов по трудоустройству |
6 м/чел. (но не менее 12) |
Зал для проведения групповых тренингов с родителями |
30 |
(Измененная редакция, Изм. N 1).
9.1 В блоке размещения предусматривают следующие подразделения:
приемное отделение;
консультативное отделение;
отделение дневного пребывания;
стационар: отделение круглосуточного пребывания;
отделение "Мать и дитя".
9.2 Ориентировочный набор помещений приемного отделения: вестибюль, уборная, гардероб верхней одежды, смотровая, санпропускник.
9.3 В отделении дневного пребывания предусматриваются помещения для:
реабилитационных группы, объединяющие* детей с ОВЗ по состоянию здоровья и возрасту (численность детей и подростков в одной реабилитационной группе устанавливается от пяти до десяти человек);
________________
* Текст документа соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.
учебных занятий детей и подростков, проживающих в домашних условиях;
питания, дневного сна, досуга, игротерапии и трудотерапии.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
9.4 В стационарном отделении предусматриваются помещения для:
реализации программ медико-социальной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями в условиях круглосуточного пребывания в центре, причем численность детей и подростков в реабилитационной группе стационарного отделения не должна превышать семи человек и в одном стационарном отделении может быть оборудовано не более пяти реабилитационных групп;
обеспечения учебной, лечебно-реабилитационной, познавательной, игротерапевтической, досуговой и иной деятельности детей и подростков, а также процессов возможного их самообслуживания;
помещения для сна, бытового обслуживания и питания.
9.5 Помещения, предназначенные для обучения, игро- и трудотерапии, оказания медицинской помощи и психолого-коррекционной работы, могут предусматриваться общими для отделений дневного и стационарного пребывания.
9.6 Помещения стационарного пребывания для размещения и проживания детей должны иметь:
групповые ячейки для детей дошкольного возраста;
учебно-жилые ячейки для младшего школьного возраста;
жилые ячейки для детей среднего и старшего возраста.
Состав и размеры групповых ячеек для детей дошкольного возраста следует принимать в соответствии с требованиями СП 118.13330.
9.7 Площадь помещений в жилых ячейках принимается из расчета на одного проживающего не менее:
для спальных комнат - 6 м на ребенка, но не менее 12 м;
для комнат дневного пребывания (комнат отдыха) - 3 м;
для классных комнат в учебно-жилых ячейках - 2,5 м, но не менее 12 м;
для уборных с душевой (при жилой комнате) не менее 4 м;
для помещений сушки одежды - 0,35 м.
9.8 На жилую ячейку может предусматриваться ванная комната, в которой устанавливается подъемник для инвалида-колясочника.
9.9 В отделении "Мать и дитя" предусматривают: спальные комнаты для матери с ребенком, санузлы, гостиную-буфетную, игровую. Ориентировочные площади помещений отделения (на 4 ребенка с родителями) приведены в таблице 13.
Таблица 13
Помещения |
Ориентировочная площадь, м |
4 двухместные спальные комнаты (4x12) м |
48 |
Совмещенный санузел (унитаз, умывальник, душ или ванна) на 2 комнаты (2x6) м |
12 |
Гостиная-буфетная |
24 |
Игровая |
12 |
(Введен дополнительно, Изм. N 1).
10.1 Блок управления формируется из следующих групп помещений (рисунок А.6): административно-управленческого персонала; служебного и хозяйственно-бытового назначения, пищеблока.
10.2 В составе помещений административно-управленческого персонала, а также служебного и хозяйственно-бытового назначения предусматриваются: вестибюль с гардеробом; холл для посетителей; приемная с местом для секретаря; кабинет директора РЦ; кабинет заместителя директора; рабочие кабинеты специалистов; бухгалтерия; касса; кабинет заведующего хозяйством; архив; помещения отдыха для водителей служебного транспорта; кладовая уборочного инвентаря; бытовые помещения для технического персонала; помещение охраны.
Площади этих помещений должны соответствовать вместимости и штатному расписанию реабилитационного центра. Они могут быть определены на основании показателей (на одного человека или минимальных площадей), предусмотренных в СП 118.13330 по заданию на проектирование.
10.3 В составе пищеблока должны быть раздельные обеденные залы для детей и персонала.
10.4 Обеденные залы для детей проектируются с учетом организации питания, как правило, в одну смену. Площадь обеденного зала определяется из расчета на одно место, м, не менее:
для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата |
2,5; |
для детей с нарушениями зрения, последствиями полиомиелита и ДЦП |
1,6; |
для детей с нарушениями слуха и детей с нарушениями интеллекта |
1,3. |
(Измененная редакция, Изм. N 1).
10.5 Помещения блока управления реабилитационного центра должны отвечать требованиям СП 118.13330.
11.1 Для взрослых, сопровождающих детей и подростков, а также занимающихся с ними в реабилитационном центре (для родителей, родственников, опекунов, волонтеров и других) необходимы помещения для проживания отдельно от детей и подростков.
11.2 Число жилых помещений зависит от необходимой общей вместимости блока гостиницы и числа мест в каждом номере. Для обеспечения необходимых бытовых условий целесообразно предусматривать номера на два места. Эти номера могут быть спаренными с одним общим санузлом площадью 6 м.
11.3 В составе помещений блока гостиницы предусматриваются: вестибюль с гардеробом; камера хранения; буфет; помещение администратора; санитарно-бытовой блок; номера на два места; комната дежурного персонала; кладовые чистого и грязного белья; кладовая уборочного инвентаря; комната чистки и глажения одежды; душевая с умывальником и унитазом.
Площади этих помещений определяются в задании на проектирование в соответствии с СП 118.13330.
12.1 В составе реабилитационного центра по заданию на проектирование может быть организовано отделение иппотерапии - лечения людей с привлечением лошадей. Отделение ЛВЕ может относиться как к подразделению физических методов лечения, так и к отделению психолого-педагогической помощи. Настоящий раздел распространяется на проектирование вновь организуемых и реконструируемых зданий и сооружений блока ЛВЕ при реабилитационных центрах, а также при различных конно-спортивных комплексах.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
12.2 При проектировании блока ЛВЕ, а также отдельных зданий и сооружений для них, кроме настоящего свода правил, следует учитывать требования СП 19.13330 и СП 106.13330. Параметры внутреннего воздуха в здании для содержания лошадей и в других зданиях содержатся в [2] и [3].
12.3 Размеры отделений ЛВЕ, номенклатуру отдельных зданий и сооружений следует принимать с учетом возможности его размещения на участке реабилитационного центра.
12.4 Площадка для строительства отделения ЛВЕ должна соответствовать требованиям СП 19.13330.
12.5 Отделение ЛВЕ должно отделяться от селитебной зоны и стационара реабилитационного центра санитарно-защитной зоной в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200. В случае нахождения в отделении ЛВЕ зданий с другими видами животных, рекомендуется отделять их зооветеринарными разрывами, которые приведены в [2] и [3].
12.6 Входящие в отделение ЛВЕ помещения ожидания начала и окончания занятий, кабинет иппотерапевта и массажные кабинеты могут блокироваться со зданием конюшни.
12.7 Вместимость конюшен отделения ЛВЕ допускается от 3 до 20 голов лошадей. Для занятий рекомендуется использовать кобыл и меринов. Использование жеребцов не допускается.
12.8 Требования к объемно-планировочным, конструктивным и технологическим решениям конюшен и вспомогательных зданий и помещений изложены в [2] и [3].
12.9 Требования к ветеринарным объектам, входящим в состав отделения ЛВЕ, изложены в [4].
12.10 При проектировании отделения ЛВЕ и отдельных зданий и сооружений, входящих в его состав, следует предусматривать блокировку помещений производственного, подсобного и вспомогательного назначений во всех случаях, когда это не противоречит требованиям технологического процесса, техники безопасности и противопожарным требованиям.
12.11 В случае отсутствия в составе реабилитационного центра отделения ЛВЕ, допускается использование других конно-спортивных комплексов для занятий с детьми, находящимися в реабилитационном центре. При этом конно-спортивные комплексы должны быть обустроены в соответствии с требованиями СП 59.13330.
12.12 Рабочее поле манежа для занятий ЛВЕ должно быть размерами не менее 20x20 м. Посадка всадников на лошадь может осуществляться только в специально оборудованных зонах, обеспечивающих безопасность занимающихся, их сопровождающих и персонала (см. 12.13-12.15 рисунок 1).
12.13 При применении выжимного устройства для посадки на лошадь необходимо устройство перед входом в манеж паддока размерами не менее 6x6 м (рисунки 1а, 1б).
12.14 При посадке на лошадь в манеже с устройством пандуса необходимо устройство специальной зоны вне рабочего поля манежа согласно с СП 19.13330 и СП 106.13330 с устройством откидных ограждений и лестницы рекомендуется для манежей с размерами поля 20x60 м.
12.15 При посадке на лошадь в манеже, для исключения перемещения лошади, применяются подъемные устройства подвесного типа (рисунок 1в).
12.16. Примерный перечень и площади помещений отделения ЛВЕ приведены в таблице 14.
Таблица 14
Помещение |
Ориентировочная площадь, м, не менее |
Примечание |
Блок занятий ЛВЕ |
||
Манеж для групповых занятий на 1-2 человек |
600 |
Размер меньшей стороны не менее 20 м |
Раздевальная с душевыми |
20 |
Возможно использование раздевальных отделения кинезотерапии |
Санузлы доступные МГН (не менее 1) |
5 |
|
Приемная-зона ожидания |
40 |
|
Кабинет иппотерапевта |
15 |
|
Массажный кабинет |
по расчету |
|
Блок содержания лошадей |
||
Денники на 5 лошадей* |
5x12 |
Не менее 3 м по короткой стороне |
Мойка для лошадей* |
9 |
|
Солярий* |
9 |
|
Коридор* |
По расчету |
Ширина не менее 2,5 м |
Кормовая с кормокухней* |
По расчету |
|
Амуничная* |
12 |
|
Фуражная* |
||
Тамбур |
9 |
Глубина не менее 2,5 м, ширина не менее 2,8 м |
* В соответствии с [3]. |
12.17 При новом строительстве и реконструкции для отделения ЛВЕ рекомендуется применять планировочно-функциональную модель, приведенную на рисунке 2.
12.12-12.17 (Введены дополнительно, Изм. N 1).
13.1 Отделение абилитации детей (ОАД) предназначено для проведения следующих мероприятий:
разработка индивидуальных программ абилитации ребенка на основе комплексной медико-психолого-педагогической диагностики в рамках отделения абилитации или по согласованию с областной/районной психолого-медико-педагогической комиссией;
реализация абилитационых программ, включающих в себя индивидуальные и групповые занятия междисциплинарной команды специалистов (дефектологи, логопеды, педиатры, психологи социальные работники и др.) с детьми при участии родителей;
психолого-педагогическая, социальная поддержка семей, консультирование по вопросам воспитания, обучения и развития ребенка, нуждающегося в абилитации (в том числе дистанционно и на дому);
организация досуга, клубной работы с участием родителей.
13.2 При проектировании ОАД необходимо обеспечить его удобными коммуникационными связями с блоком отделения "Мать и дитя", в котором заданием на проектирование предусматривается проживание детей раннего возраста с родителями.
13.3 Отделения ОАД включает в себя группы помещений:
- для абилитационных занятий с детьми;
- для работы с родителями;
- административно-хозяйственные;
- входная.
Примерный состав и площади помещений отделения абилитации приведен в таблице 15.
Таблица 15
Помещение |
Ориентировочная площадь, м не менее |
I. Помещения для абилитационных занятий с детьми |
|
Кабинеты индивидуальных занятий |
|
кабинет индивидуальных занятий с логопедом |
16 |
кабинет индивидуальных занятий с дефектологом |
16 |
кабинет индивидуальных занятий с психологом |
15 |
кабинет индивидуальных занятий ЛФК и массажа |
18 |
Зал иглотерапии с лаборантской, с зеркалом Гезелла между помещениями |
40+8 |
Зал(ы) групповых занятий (клубное помещение) с кладовой |
60 (30x2)+8 (кладовая) |
Кабинеты медицинских специалистов* |
|
кабинет медсестры |
8 |
кабинет педиатра - невролога |
15 |
кабинет психиатра |
15 |
кабинет лор-сурдолога со звукоизолированной кабиной |
18+8 |
кабинет офтальмолога с темной комнатой |
18+6 |
II. Помещения для работы с родителями** |
|
кабинет психолога |
15 |
зал для проведения групповых тренингов с родителями |
30 |
справочно-информационный кабинет |
15 |
кабинет социально-юридического консультирования |
6 м/чел (не менее 12) |
III.Административно-хозяйственные помещения |
|
кабинет(ы) работы специалистов |
6 м/чел (по числу специалистов) |
методический кабинет |
20 |
кабинет дистанционного консультирования ** |
6 м/чел, (не менее 8) |
кабинет заведующего отделением |
15 |
хозяйственное помещение |
8 |
IV. Входная группа |
|
вестибюль (с гардеробом - при наличии отдельного входа) |
20 |
санузел |
12 |
комната ухода за ребенком |
8 |
колясочная |
12 |
* По заданию на проектирование, могут использоваться кабинеты врачей-специалистов отделения медико-социальной реабилитации. |
13.4 Во всех помещениях для индивидуальных занятий должны быть предусмотрены места для размещения родителей и зона для игр на полу и двигательной активности (не менее 2 м), рабочие места специалистов и места хранения методических материалов (в отдельных помещениях).
13.5 По заданию на проектирование, кабинеты логопеда и дефектолога могут объединяться в единое универсализированное помещение площадью не менее 24 м.
13.6 Групповые занятия проводятся в одном (двух) помещениях площадью не менее 60 (30x2) м, где должны быть предусмотрены стационарные или трансформируемые зоны для проведения музыкальных, логоритмических, психологических и игровых (за столиками и на полу в "кругу") сеансов, сеансов изотерапии, социально-бытовой адаптации. Наполняемость групп составляет 2-6 детей с родителями.
13.7 Помещения для занятий с детьми должны формироваться вокруг рекреационных пространств, в которых предусматриваются зоны для ожидания приема (стулья, диваны), а также игровые зоны для детей (из расчета не менее 2 м на ребенка, но не менее 12 м).
13.8 Во всех помещениях для занятий с детьми, в санузлах, комнате ухода за ребенком должны быть установлены умывальники с подводкой горячей и холодной воды.
13.9 При выборе внутренней отделки и оборудования помещений необходимо учитывать требования СанПиН 2.4.1.3049.
Раздел 13 (Введен дополнительно, Изм. N 1).
14.1 Системы водопровода, канализации и горячего водоснабжения следует проектировать в соответствии с действующими нормативными документами.
14.2 Все помещения должны быть оборудованы системами отопления и вентиляции, обеспечивающими соответствующую температуру, влажность, очистку и обезвреживание воздуха. Кондиционирование административных кабинетов предусматривается по заданию на проектирование.
14.3 Инженерное оборудование должно быть запроектировано таким образом, чтобы при его эксплуатации выполнение установленных требований к микроклимату помещений и другим условиям обеспечивало эффективное расходование энергетических ресурсов с учетом [6], [2].
14.4 Электрооборудование рассматриваемых учреждений следует проектировать в соответствии с требованиями СП 52.13330 и [7].
14.5 Здания реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья должны быть оборудованы сетями проводного вещания (радиотрансляция), телефонами и антенными телевизионными сетями, пожарной и охранной сигнализацией, видеонаблюдением (СП 133.13330), системой оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ); системой оповещения и управления эвакуацией, а также фотолюминесцентной эвакуационной системой (ФЭС).
14.6 При проектировании пожарной, охранной и тревожной сигнализации и средств связи следует руководствоваться СП 5.13130, СП 132.13330 и ГОСТ 12.1.004.
Помещения для постоянного пребывания инвалидов могут быть оборудованы автономными пожарными извещателями, сблокированными с общей системой оповещения и управления эвакуацией.
14.7 ФЭС должна быть на всем протяжении пути эвакуации и иметь непрерывный маршрут до эвакуационных выходов.
Более подробно решение ФЭС изложено в СП 136.13330.
Раздел 14 (Введен дополнительно, Изм. N 1).
Рисунок 1
1 а - Схема устройства паддока для посадки на лошадь
1б - Схема устройства пандуса при посадке в манеже
1в - Схема посадки на лошадь в манеже с использованием подвесного подъемника
Рисунок 1 (Введен дополнительно, Изм. N 1).
ПЛАНИРОВОЧНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ОТДЕЛЕНИЯ ЛВЕ ПРИ НОВОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ И РЕКОНСТРУИРУЕМЫХ ЛЕЧЕБНЫХ ЦЕНТРАХ
Рисунок 2
Рисунок 2 (Введен дополнительно, Изм. N 1).
Приложение А
(справочное)
* Необязательно (по специальному заданию)
Рисунок А.1 - Структурно-функциональная модель детского реабилитационного центра
* Необязательно (по специальному заданию)
** Отделение лечебной верховой езды (по заданию на проектирование)
Рисунок А.2 - Организационно-функциональная модель отделения медико-социальной реабилитации
* Необязательно (по специальному заданию)
** Отделение лечебной верховой езды (по заданию на проектирование)
Рисунок А.3 - Организационно-функциональная модель подразделения физических методов лечения
Рисунок А.4 - Организационно-функциональная модель отделения психолого-педагогической помощи
Рисунок А.5 - Организационно-функциональная модель службы психолого-педагогической помощи
* Необязательно (по специальному заданию)
Рисунок А.6 - Организационно-функциональная модель административно-управленческой службы
[1] Примерное положение о реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями. Утверждено приказом Министерства соцзащиты России 14 декабря 1994 г. N 249
[2] НТП АПК 1.10.04.001-00* "Нормы технологического проектирования коневодческих предприятий"
________________
* Документ не действует. Заменен РД-АПК 1.10.04.03-13. - Примечание изготовителя базы данных.
[3] НТП АПК 1.10.04.003-03 "Нормы технологического проектирования конноспортивных комплексов"
[4] НТП АПК 1.10.07.001-02* "Нормы технологического проектирования ветеринарных объектов для животноводческих, звероводческих, птицеводческих предприятий и крестьянских хозяйств"
________________
* Документ не действует. Заменен РД-АПК 1.10.07.01-12. - Примечание изготовителя базы данных.
[5] Федеральный закон Российской Федерации от 1 декабря 2014 г. N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов"
[6] Федеральный закон Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности"
[7] ПУЭ Правила устройства электроустановок. Издание 7. Утверждены Приказом Минэнерго России от 20 июня 2002 г. N 242
(Измененная редакция, Изм. N 1).
УДК 721.183-056.266(083.74) |
ОКС 01.040.93 |
ОКП 74.20 |
Ключевые слова: детский реабилитационный центр, психолого-педагогическая помощь, медико-социальная реабилитация, реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья, абилитация, ипотерапия |
(Измененная редакция, Изм. N 1).
Электронный текст документа
подготовлен "" и сверен по:
официальное издание
М.: Госстрой, ФАУ "ФЦС", 2013
Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
""
Атрибуты
Номер документа | 149.13330.2012 |
---|---|
Вид документа | СП (Свод правил) |
Принявший орган | Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству |
Статус | Действующий |
Опубликован | М.: Госстрой, ФАУ "ФЦС", 2013 год Официальное издание |
Дата принятия | 27.12.2012 |
Дата начала действия | 01.07.2013 |