ОДМ 218.2.046-2014
ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ
Рекомендации по выбору и контролю качества геосинтетических материалов, применяемых в дорожном строительстве
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН: Обществом ограниченной ответственности "Мегатех инжиниринг" совместно с Автономной Некоммерческой Организацией "Научно-исследовательский институт транспортно-строительного комплекса" (АНО "НИИ ТСК") и Обществом ограниченной ответственностью "Роспромтекс инжиниринг"
2 ВНЕСЕН: Управлением проектирования и строительства автомобильных дорог, Управлением научно-технических исследований и информационного обеспечения Федерального дорожного агентства Министерства Транспорта РФ
3 ПРИНЯТ распоряжением Федерального дорожного агентства от "11" августа 2014 г. N 1472-р.
4 ИМЕЕТ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
1 Область применения
1.1 Настоящий отраслевой дорожный методический документ содержит положения по выбору и контролю качества геосинтетических материалов, используемых в дорожном строительстве.
1.2 Настоящий методический документ применим к геосинтетическим материалам, используемым в дорожном строительстве, геотекстильным, геопластмассовым и геокомпозитам, и предназначен для использования предприятиями, осуществляющими строительство и ремонт автодорог, промышленными предприятиями, проектными, научно-исследовательскими, учебными институтами дорожной отрасли.
В настоящем ОДМ использованы нормативные ссылки на следующие документы:
ГОСТ 427-75 Линейки измерительные металлические. Технические условия
ГОСТ 7502-98 Рулетки измерительные металлические. Технические условия
ГОСТ Р ISO 9001-2011* Системы менеджмента качества. Требования
________________
* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: ГОСТ ISO 9001-2011. - Примечание изготовителя базы данных.
ГОСТ 11358-89 Толщиномеры и стенкомеры индикаторные с ценой деления 0,01 и 0,1 мм. Технические условия
ГОСТ Р 50275-92 Материалы геотекстильные. Метод отбора проб
ГОСТ Р 50276-92 Материалы геотекстильные. Метод определения толщины при определенных давлениях
ГОСТ Р 50277-92 Материалы геотекстильные. Метод определения поверхностной плотности
ГОСТ Р 52608-2006 Материалы геотекстильные. Методы определения водопроницаемости
ГОСТ Р 53238-2008 Материалы геотекстильные. Метод определения характеристики пор
ГОСТ Р 55028-2012 Дороги автомобильные общего пользования. Материалы геосинтетические для дорожного строительства. Классификация, термины и определения
ГОСТ Р 55030-2012 Дороги автомобильные общего пользования. Материалы геосинтетические для дорожного строительства. Метод определения прочности при растяжении
ГОСТ Р 55031-2012 Дороги автомобильные общего пользования. Материалы геосинтетические для дорожного строительства. Метод определения устойчивости к ультрафиолетовому излучению
ГОСТ Р 55032-2012 Дороги автомобильные общего пользования. Материалы геосинтетические для дорожного строительства. Метод определения устойчивости к многократному замораживанию и оттаиванию
ГОСТ Р 55035-2012 Дороги автомобильные общего пользования. Материалы геосинтетические для дорожного строительства. Метод определения устойчивости к агрессивным средам
Примечание - При пользовании настоящим методическим документом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов, составленных по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3.1 В настоящем методическом документе применяются следующие термины с соответствующими определениями:
идентификация единицы: Информация, например, номер, который присваивается по порядку каждой единице продукции в процессе или по окончании производства, устанавливается производителем. Этот идентификационный номер включает обозначение места и даты производства.
контрольная партия изделий: количество одного вида продукта, которое рассматривается в качестве одной составляющей целой единицы для отбора проб для испытаний, например, полная площадь укладки на одной строительной площадке.
контрольная поставка: количество одного продукта, которое в определенный период времени было поставлено на строительную площадку и может рассматриваться в качестве контрольной партии. Каждая контрольная поставка должна испытываться в отдельности.
название продукта: название, которое присвоено определенному продукту или линейке продуктов. Иногда обозначается в качестве "названия торговой марки".
поставщик: персона или организация, у которой приобретаются геосинтетические материалы. Поставщик, который не является производителем, принимает и гарантирует полную юридическую ответственность за производителя.
проба (sample): количество материала, качественно представляющее партию продукции на объекте, результаты испытания которой распространяются на всю партию.
результат испытаний (test result): среднее значение результатов экспериментов, которые относятся к одной пробе.
вид материала: материал, определенный конкретной технологией, обуславливающей существенные особенности строения.
серия изделий (product line): однородная продукция, однородные материалы, обладающие общим признаком, свойствами, качествами, показателями, однозначной идентификацией.
экспериментальная проба (specimen): часть пробы, которая берется для одного отдельного испытания.
Термины, относящиеся к определению геосинтетических материалов в соответствии с ГОСТ Р 55028.
3.2 В настоящем методическом документе применяются следующие обозначения:
3.2.1 Обозначения, относящиеся к функциям применения геосинтетических материалов
А - армирование;
Р - разделение;
Ф - фильтрация;
Д - дренирование;
Э - борьба с эрозией;
Г - гидроизоляция.
3.2.2 Обозначения, относящиеся к исходному сырью, используемому для изготовления геосинтетических материалов
ПА - полиамид;
ПП - полипропилен;
ПЭ - полиэтилен;
ПЭТ - полиэфир (полиэтилентерефталат);
СТ - стекловолокно;
ПВС - поливиниловый спирт;
БЗ - базальтовое волокно.
3.2.3 Обозначения, относящиеся к видам геосинтетических материалов
ГПТ-ТК - Геополотно тканое;
ГПТ-ВЗ - Геополотно вязаное;
ГПТ-НТ - Геополотно нетканое;
ГРТ-ТК - Георешетка тканая;
ГРТ-ВЗ - Георешетка вязаная;
ГРТ-НТ - Георешетка нетканая;
ГРТ-ПЭ - Георешетка пластмассовая экструдированная;
ГРТ-ПС - Георешетка пластмассовая скрепленная;
ГСТ-ВЗ - Геосетка вязаная;
ГСТ-ПЛ - Геосетка плетеная;
ГСТ-ПЭ - Геосетка пластмассовая экструдированная;
ГМТ-ТК - Геомат тканый;
ГМТ-ВЗ - Геомат вязаный;
ГМТ-НТ - Геомат нетканый;
ГМТ-ПЛ - Геомат плетеный;
ГМТ-ПЭ - Геомат пластмассовый экструдированный;
БМТ - Биомат;
ГСВ-НТ - Геосотовый материал нетканый;
ГСВ-ПС - Геосотовый материал пластмассовый скрепленный;
ГММ-ПЭ - Геомембрана пластмассовая экструдированная;
ГММ-КП - Геомембрана композиционная;
ГММ-БТ - Геомембрана битумная;
ГМТ - Глиномат;
ГОБ-ТК - Геооболочка тканая;
ГОБ-ВЗ - Геооболочка вязаная.
4.1 Рекомендации по выбору и контролю качества геосинтетических материалов позволяют сделать обоснованный выбор геосинтетических материалов, применяемых для ремонта, строительства и реконструкции автодорог.
4.2 Область, эффективность и целесообразность применения геосинтетических материалов определяются их свойствами и характеристиками, которые зависят от состава исходного сырья, технологии производства, структуры материала.
5.1 Алгоритм выбора геосинтетических материалов
5.1.1 Последовательность выбора геосинтетического материала осуществляется в соответствующем порядке, приведенном на рисунке 5.1, в несколько этапов.
Рисунок 5.1 - Алгоритм выбора геосинтетического материала
5.1.1.1 Уточнение области применения, определение конструктивного элемента в дорожной одежде и земляном полотне. Обоснование применения.
5.1.1.2 Определение выполняемых геосинтетическим материалом функций в дорожной конструкции. Обоснование технического и экономического эффекта от применения.
5.1.1.3 Определение применяемых строительных материалов. Выбирается вид геосинтетического материала, применяемого в зависимости от выполняемой функции и условий взаимодействия с различными строительными материалами.
Например, для работы в конструкции с зернистыми фракционными материалами применяются георешетки с размером ячейки 25-40 мм, в зависимости от выполняемых фракций. Размер ячеек при армировании слоев асфальтобетона должен соблюдать требования формулы:
(5.1)
где - наименьший номинальный размер зёрен каменного материала в асфальтобетоне;
- наибольший номинальный размер зёрен каменного материала в асфальтобетоне;
- средний размер ячейки (Среднее значение между шириной и высотой ячейки. Для георешеток текстильного происхождения значения определяются по средней линии ребер, для экструдированных между краями ребер).
Размер ячеек при армировании оснований и дополнительных слоев дорожной одежды и земляного полотна должен соблюдать требования формулы:
(5.2)
где - наименьший номинальный размер зёрен каменного материала в основаниях и дополнительных слоях дорожной одежды;
- наибольший номинальный размер зёрен каменного материала в основаниях и дополнительных слоях дорожной одежды.
Выполнение этих соотношений улучшает совместную работу армируемого и армирующего материалов, а также обеспечивает минимальную повреждаемость георешеток при уплотнении вышележащего слоя смеси в процессе устройства покрытия.
При расчетах конструкций с геосинтетическими материалами необходимо учитывать поправочные коэффициенты. Применяемые геосинтетические материалы должны обладать подтвержденными коэффициентами учета оценки долговечности согласно ОДМ "Методика оценки долговечности геосинтетических материалов". При отсутствии данных коэффициентов их необходимо вводить в расчеты, рекомендуемые таблицей 7.11.
5.1.1.4 Определение условий района строительства, то есть комплекса погодно-климатических, инженерно-геологических (включая геоморфологические), гидрологических и геокриологических показателей и характеристик. Выбирается геосинтетический материал и вид исходного сырья по устойчивости к температурным воздействиям, уровням РН и биологической устойчивости.
5.1.1.5 Определение необходимых физико-механических характеристик геосинтетического материала производится на основании инженерных расчетов дорожных конструкций.
5.1.2 Современные геосинтетические материалы по способу производства и применения различных добавок и пропиток значительно расширяют традиционные области и условия применения. Для определения возможности применения геосинтетического материала должны быть использованы данные результатов испытаний, подтвержденные в специализированной лаборатории на соответствующие показатели, указанные в таблицах 6.5-6.7.
5.1.3 В зависимости от прогнозируемого срока службы дорожной конструкций в инженерных расчетах с геосинтетическими материалами необходимо учесть поправочные коэффициенты запаса. При отсутствии подтвержденных специализированной лабораторией коэффициентов рекомендуется воспользоваться данными таблицы 6.11.
5.2 Виды и функции геосинтетических материалов
5.2.1 Геосинтетические материалы в дорожных конструкциях выполняют различные функции, в том числе и их комбинации.
5.2.2 Основными функциями применения геотекстильных материалов в строительстве дорог могут быть следующие: армирование (А); разделение (Р); фильтрация (Ф); дренирование (Д); борьба с эрозией (Э); гидроизоляция (Г).
5.2.3 Комбинированными функциями применения геотекстильных материалов в строительстве дорог могут быть следующие: армирование и разделение (А+Р), фильтрация и армирование (Ф+А); фильтрация и разделение (Ф+Р); фильтрация, армирование и разделение (Ф+А+Р) и др. Комбинированные функции выполняются одним видом геосинтетического материала, например, функция А+Р слоев основания дорожной одежды выполняется георешеткой пластмассовой экструдированной (ГРТ-ПЭ).
5.3 Выбор геосинтетического материала для дорожной конструкции в зависимости от выполняемой функции
5.3.1 Выбор вида геосинтетического материала в дорожных конструкциях при выполнении различных функций осуществляется в соответствии с таблицей 5.1. В таблице представлены наиболее распространенные виды геосинтетических материалов применительно к дорожным конструкциям с учетом многолетнего опыта практического применения, а также технологии производства и структуры материала.
Таблица 5.1 - Выбор вида геосинтетического материала в дорожной конструкции по выполняемым функциям
ФУНКЦИИ ГМ |
ДОРОЖНАЯ ОДЕЖДА |
ЗЕМЛЯНОЕ ПОЛОТНО |
|||||||
|
ПОКРЫ- |
ОСНО- |
ДОПОЛ- |
РАБОЧИЙ СЛОЙ |
ТЕЛО НАСЫПИ |
ОСНОВА- |
ОСНОВА- |
ОТКОСЫ НАСЫПИ |
ДРЕНА- |
АРМИРО- |
ГРТ-ТК |
ГРТ-ПЭ |
ГРТ-ПЭ |
ГРТ-ПЭ |
ГРТ-ПЭ |
ГРТ-ПЭ |
ГРТ-ПЭ |
ГРТ-ПЭ |
- |
РАЗДЕЛЕ- |
- |
ГРТ-ПЭ |
ГРТ-ПЭ |
ГПТ-ТК |
ГПТ-ТК |
ГПТ-ТК |
ГПТ-ТК |
- |
ГПТ-НТ |
ФИЛЬТРА- |
- |
ГПТ-НТ |
ГПТ-ТК |
ГПТ-ТК |
ГПТ-ТК |
ГПТ-ТК |
ГПТ-ТК |
ГПТ-НТ |
ГПТ-НТ |
ДРЕНИРО- |
- |
- |
ГПТ-НТ |
ГПТ-НТ |
ГПТ-НТ |
ГПТ-НТ |
ГПТ-НТ |
ГПТ-НТ |
ГПТ-НТ |
БОРЬБА С ЭРОЗИЕЙ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
ГРТ-ПЭ |
ГПТ-НТ |
ГИДРОИ- |
- |
- |
- |
- |
- |
ГММ-ПЭ |
ГММ-ПЭ |
- |
ГММ-ПЭ |
5.4 Рекомендации по выбору геосинтетических материалов в дорожных конструкциях
5.4.1 Выбор геосинтетического материала в дорожных конструкциях с учетом конструктивного элемента, выполняемой функции, исходного сырья, дорожно-климатической зоны и вида осуществляется в соответствии с таблицей 5.2. В таблице представлены наиболее распространенные схемы применения геосинтетических материалов в дорожных конструкциях.
Таблица 5.2 - Рекомендации по применению геосинтетических материалов в дорожных конструкциях
Схема применения геосинтетических материалов в дорожных конструкциях |
|||||||
функция |
Основное сырьё ГМ, ДКЗ |
Вид ГМ |
Класс прочности при растяжении |
Дополнительные требования к ГМ |
|||
I |
II-V |
||||||
Слои покрытий дорожных одежд
|
А |
ПЭТ |
СТ |
ГРТ-ТК |
2-3 |
адгезия к битуму, регламентация температурной стойкости, размер ячеек 25 мм для мелкозернистого асфальтобетона и 40 мм для крупнозернистого асфальтобетона, обеспечение сцепления асфальтобетонных слоев; |
|
Основание дорожной одежды
|
А |
ПЭТ |
ПП |
ГРТ-ПЭ |
2-3 |
Размер ячейки в зависимости от фракций щебня, устойчивость к повреждениям при укладке |
|
|
Р |
ПП |
ПП |
ГРТ-ПЭ |
1-2 |
||
|
Ф |
ПП |
ПП |
ГПТ-НТ |
1 |
||
Дополнительные слои дорожной одежды* |
А |
ПП |
ПП |
ГРТ-ПЭ |
2-3 |
||
|
Р |
ПП |
ПП |
ГРТ-ПЭ |
1-2 |
||
|
Ф |
ПП |
ПП |
ГПТ-ТК |
1 |
||
|
Д |
ПП |
ПП |
ГПТ-НТ |
1 |
||
* необходимо определить устойчивость ГМ к щелочной среде при наличии бетона или минеральных слоев, укрепленных органическими вяжущими в зоне контакта или распространения щелочной среды (например, грунтовыми водами или дождевой водой) |
|||||||
Обочины дорожной одежды
|
А/Р |
ПП |
ПП |
ГРТ-ПЭ |
1-2 |
||
1 - дорожная одежда, 2 - геосинтетический материал, 3 - основание дорожной одежды, 4 - подстилающий слой, 5 - земляное полотно |
|||||||
ЗЕМЛЯНОЕ ПОЛОТНО |
|||||||
Рабочие слои земляного полотна |
А |
ПЭТ |
ПЭТ |
ГРТ-ПЭ |
2-3 |
||
Р |
ПЭТ |
ПЭТ |
ГПТ-ТК |
1-2 |
|||
|
Ф |
ПЭТ |
ПЭТ |
ГПТ-ТК |
1 |
||
|
Д |
ПЭТ |
ПЭТ |
ГПТ-НТ |
1 |
||
Тело насыпи |
А |
ПЭТ |
ПЭТ |
ГРТ-ПЭ |
2-4 |
||
Р |
ПЭТ |
ПЭТ |
ГПТ-ТК |
1-2 |
|||
Ф |
ПЭТ |
ПЭТ |
ГПТ-ТК |
1 |
|||
Д |
ПЭТ |
ПЭТ |
ГПТ-НТ |
1 |
|||
Основание насыпи |
А |
ПЭТ |
ПЭТ |
ГРТ-ПЭ |
2-5 |
||
|
Р |
ПЭТ |
ПЭТ |
ГПТ-ТК |
1-2 |
||
|
Ф |
ПЭТ |
ПЭТ |
ГПТ-ТК |
1 |
||
|
Д |
ПЭТ |
ПЭТ |
ГПТ-НТ |
1 |
||
|
Г |
ПП |
ПП |
ГММ-ПЭ |
1 |
||
1 - дорожная одежда, 2 - геосинтетический материал, 3 - основание дорожной одежды, 4 - подстилающий слой, 5 - земляное полотно |
|||||||
Слабые грунты основания |
А/Ф/Д |
ПВС |
ПВС |
ГОБ-ТК |
2-5 |
||
1 - дорожная одежда, 2 - геосинтетический материал, 3 - основание дорожной одежды, 4 - подстилающий слой, 5 - земляное полотно, 6 - текстильно-песчаные сваи (дрены), 7, 8, 9 - слабые грунты основания |
|||||||
Основание выемки |
А |
ПЭТ |
ПЭТ |
ГРТ-ПЭ |
2-5 |
||
|
Р |
ПЭТ |
ПЭТ |
ГПТ-ТК |
1-2 |
||
|
Ф |
ПП |
ПП |
ГПТ-ТК |
1 |
||
|
Д |
ПП |
ПП |
ГПТ-НТ |
1 |
||
|
Г |
ПЭ |
ПЭ |
ГММ-ПЭ |
1 |
||
1 - дорожная одежда, 2 - геосинтетический материал, 3 - основание дорожной одежды, 4 - подстилающий слой, 5 - земляное полотно |
|||||||
Откосы насыпи, обеспечение устойчивости |
А |
ПЭТ |
ПЭТ |
ГРТ-ПЭ |
2-3 |
||
Ф |
ПЭТ |
ПЭТ |
ГПТ-НТ |
1 |
|||
Д |
ПЭТ |
ПЭТ |
ГПТ-НТ |
1 |
|||
1 - дорожная одежда, 2 - обоймы из геосинтетического материала, 3 - основание дорожной одежды, |
|||||||
Откосы насыпи, обеспечение местной устойчивости, противоэрозионная защита |
А/Э |
ПЭТ |
ПЭТ |
ГРТ-ПЭ |
1-2 |
||
1 - дорожная одежда, 2 - геосинтетический материал, 3 - основание дорожной одежды, 4 - песчаный подстилающий слой, 5 - земляное полотно, 6 - анкерующий ровик, 7 - закрытый (открытый) дренаж |
|||||||
Дренажные конструкции |
Р/Ф/Д |
ПЭТ ПП |
ПЭТ |
ГПТ-НТ |
1 |
||
1 - песчаная засыпка, 2 - геосинтетический материал, 3 - щебень |
|||||||
|
Р/Ф/Д |
ПЭТ ПП |
ПЭТ |
ГПТ-НТ |
1 |
||
1 - песчаная засыпка, 2 - геосинтетический материал, 3 - крупнозернистый песок, 4 - утеплитель |
|||||||
|
Р/Ф/Д |
ПЭТ ПП |
ПЭТ |
ГПТ-НТ |
1 |
||
1 - песчаная засыпка, 2 - геосинтетический материал, 3 - крупнозернистый песок, 4 - дренажная труба, |
Примечание. Использованные графические обозначения
Наименование |
обозначения |
Геополотно |
|
Геомембрана |
|
Геосотовый материал |
|
Глиномат |
|
Георешетка |
|
Геомат |
|
Геосетка |
|
Геооболочка |
5.4.1.1 Выбор конструктивно-технологических мероприятий при строительстве и ремонте автодорог выполняют на основе технико-экономического сравнения традиционных и конкурирующих вариантов.
5.4.1.2 Следует учитывать, что получаемый в результате эффект выражается в продлении сроков службы, повышении эксплуатационной надёжности дорожных конструкций, снижении эксплуатационных затрат, улучшении транспортно-эксплуатационных показателей автомобильных дорог.
5.4.2 При выборе геосинтетического материала, применяемого в конкретных слоях дорожной конструкции, применительно к ДКЗ необходимо учитывать морозостойкость исходного сырья. Так как современные геосинтетические материалы по способу производства и применения различных добавок и пропиток значительно расширяют условия применения, возможны дополнения в данную таблицу, при условии определения возможности применения геосинтетического материала в конкретных условиях и наличия испытаний на присвоение коэффициентов запаса и учета долговечности работы геосинтетического материала в дорожной конструкции.
6.1 Контроль качества геосинтетических материалов осуществляется на основании испытаний
6.1.1 Выбор методов испытаний для определения характеристик геосинтетических материалов
6.1.1.1 Для проведения испытаний геосинтетических материалов должны быть подготовлены пробы в соответствии с установленными требованиями. Отбор проб производится в соответствии с ГОСТ Р 50275.
6.1.1.2 Толщину геосинтетических материалов определяют в соответствии с ГОСТ Р 50276 при давлении 2 кПа. Для определения линейных размеров образцов материалов применяют металлические измерительные линейки в соответствии с ГОСТ 427, рулетки измерительные в соответствии с ГОСТ 7502 и толщинометры в соответствии с ГОСТ 11358. Измерительный инструмент выбирается в соответствии с требуемой точностью измерений в каждом конкретном случае.
6.1.1.3 Для оценки материалоемкости используют показатель поверхностной плотности, который определяют в соответствии с ГОСТ Р 50277.
6.1.1.4 Прочность при растяжении и относительное удлинение геосинтетических материалов при максимальной нагрузке определяются в соответствии с ГОСТ Р 55030. Для всех видов геосинтетических материалов на величину прочности и относительного удлинения могут влиять такие факторы как: температура, кислотно-щелочной баланс среды, ультрафиолетовое излучение и другие факторы. В зависимости от полученных данных по результатам испытаний на растяжение геосинтетические материалы могут разделяться по классам прочности, определяющих область их применения, которые приведены в таблице 6.1.
Таблица 6.1 - Классы прочности геосинтетических материалов в зависимости от прочности при растяжении
Класс |
Прочность при растяжении, кН/м |
Область применения или функция |
1 |
до 30 |
разделение, фильтрация, противоэрозионная защита |
2 |
от 30 до 100 |
Атрибуты
Номер документа | 1472-р 218.2.046-2014 |
---|---|
Вид документа | Распоряжение Росавтодора (Федерального дорожного агентства) ОДМ |
Принявший орган | Росавтодор (Федеральное дорожное агентство) |
Статус | Действующий |
Дата принятия | 11.12.2013 |