ПНСТ 86-2016 Дороги автомобильные общего пользования. Материалы вяжущие нефтяные битумные. Порядок определения марки с учетом температурного диапазона эксплуатации


ПНСТ 86-2016

     
     
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

Дороги автомобильные общего пользования

МАТЕРИАЛЫ ВЯЖУЩИЕ НЕФТЯНЫЕ БИТУМНЫЕ

Порядок определения марки с учетом температурного диапазона эксплуатации

Automobile roads of general use. Petroleum-based bitumen binders. Procedure for determination of the brand based on the temperature range of exploitation



ОКС 93.080.20
ОКП 02 5612

Срок действия с 2016-06-01
по 2019-06-01

     
     
Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Автономной некоммерческой организацией "Научно-исследовательский институт транспортно-строительного комплекса" (АНО "НИИ ТСК")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 418 "Дорожное хозяйство"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 10 марта 2016 г. N 8-пнст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ


Правила применения настоящего стандарта и проведения его мониторинга установлены в ГОСТ Р 1.16-2011 (разделы 5 и 6).

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии собирает сведения о практическом применении настоящего стандарта. Данные сведения, а также замечания и предложения по содержанию стандарта можно направить не позднее, чем за девять месяцев до истечения срока его действия, разработчику настоящего стандарта по адресу: tk418@bk.ru и в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии по адресу: Ленинский просп., д.9, Москва В-49, ГСП-1, 119991.

В случае отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты" и журнале "Вестник технического регулирования". Уведомление будет размещено также на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

Введение


Настоящий стандарт разработан с учетом основных нормативных положений стандарта AASHTO R 29* "Порядок определения марки с учетом температурного диапазона эксплуатации" (AASHTO R 29 "Standard Practice for Grading or Verifying the Performance Grade (PG) of an Asphalt Binder") и входит в комплекс стандартов, нормирующих метод объемного проектирования асфальтобетонных смесей в Российской Федерации.
________________
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым здесь и далее по тексту, можно получить, перейдя по ссылке на сайт http://shop.cntd.ru. - Примечание изготовителя базы данных.

1 Область применения


Настоящий стандарт распространяется на нефтяные битумные вяжущие материалы (далее - битумные вяжущие), предназначенные в качестве вяжущего материала при строительстве, ремонте и реконструкции дорожных покрытий и оснований, и устанавливает порядок проведения испытаний и расчетов для определения марки битумного вяжущего согласно классификации, установленной в ПНСТ 85.

2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 33137-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Битумы нефтяные дорожные вязкие. Метод определения динамической вязкости ротационным вискозиметром

ГОСТ 33140-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Битумы нефтяные дорожные вязкие. Метод определения старения под воздействием высокой температуры и воздуха (метод RTFOT)

ГОСТ 33141-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Битумы нефтяные дорожные вязкие. Метод определения температур вспышки. Метод с применением открытого тигля Кливленда

ПНСТ 79-2016 Дороги автомобильные общего пользования. Материалы вяжущие нефтяные битумные. Метод определения жесткости и ползучести битума при отрицательных температурах с помощью реометра, изгибающего балочку (BBR)

ПНСТ 83-2016 Дороги автомобильные общего пользования. Материалы вяжущие нефтяные битумные. Метод определения температуры растрескивания при помощи устройства ABCD

ПНСТ 84-2016 Дороги автомобильные общего пользования. Материалы вяжущие нефтяные битумные. Метод старения под действием давления и температуры (PAV)

ПНСТ 85-2016 Дороги автомобильные общего пользования. Материалы вяжущие нефтяные битумные. Технические требования с учетом температурного диапазона эксплуатации

ПНСТ 87-2016 Дороги автомобильные общего пользования. Материалы вяжущие нефтяные битумные. Метод определения свойств с использованием динамического сдвигового реометра (DSR)

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения национального стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения


В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 битумное вяжущее (bitumen binder): Органический вяжущий материал, который производится из продуктов переработки нефти с добавлением при необходимости органических модифицирующих добавок.

3.2 расчетные температуры (максимальная и минимальная) слоя дорожного покрытия (determined temperatures of pavement coat): Температуры слоя дорожного покрытия на заданной глубине, рассчитанные по специализированным методикам с использованием значений температур воздуха.

Примечание - Допускается определение расчетных температур слоя дорожного покрытия по методикам в соответствии с приложением А настоящего стандарта, а также использование специализированных программ и документов, позволяющих определять данные температуры.

3.3 комплексный модуль сдвига (complex shear modulus), (ПНСТ 86-2016 Дороги автомобильные общего пользования. Материалы вяжущие нефтяные битумные. Порядок определения марки с учетом температурного диапазона эксплуатации*): Величина, определяемая отношением максимального абсолютного напряжения сдвига (ПНСТ 86-2016 Дороги автомобильные общего пользования. Материалы вяжущие нефтяные битумные. Порядок определения марки с учетом температурного диапазона эксплуатации) к максимальной абсолютной деформации сдвига (ПНСТ 86-2016 Дороги автомобильные общего пользования. Материалы вяжущие нефтяные битумные. Порядок определения марки с учетом температурного диапазона эксплуатации).

3.4 фазовый угол (phase angle), (ПНСТ 86-2016 Дороги автомобильные общего пользования. Материалы вяжущие нефтяные битумные. Порядок определения марки с учетом температурного диапазона эксплуатации): Угол (в радианах), определяющий запаздывание между синусоидальной деформацией и синусоидальным напряжением при испытаниях с контролируемой деформацией или между синусоидально приложенным напряжением и деформацией при испытаниях с контролируемым напряжением.

3.5 верхнее значение марки битумного вяжущего (ПНСТ 86-2016 Дороги автомобильные общего пользования. Материалы вяжущие нефтяные битумные. Порядок определения марки с учетом температурного диапазона эксплуатации) (high temperature grade of the bitumen binder): Значение марки битумного вяжущего, по значению равное расчетной максимальной температуре дорожного покрытия.

3.6 нижнее значение марки битумного вяжущего (ПНСТ 86-2016 Дороги автомобильные общего пользования. Материалы вяжущие нефтяные битумные. Порядок определения марки с учетом температурного диапазона эксплуатации) (low temperature grade of the bitumen binder): Значение марки битумного вяжущего, по значению равное расчетной минимальной температуре дорожного покрытия.

3.7 обозначение марки битумного вяжущего ПНСТ 86-2016 Дороги автомобильные общего пользования. Материалы вяжущие нефтяные битумные. Порядок определения марки с учетом температурного диапазона эксплуатации ПНСТ 86-2016 Дороги автомобильные общего пользования. Материалы вяжущие нефтяные битумные. Порядок определения марки с учетом температурного диапазона эксплуатации (performance graded (PG) bitumen binder): Обозначение марки битумного вяжущего, установленное в соответствии с температурным диапазоном эксплуатации дорожного покрытия, определяемого с учетом расчетных температур.

Примечание - В обозначении используется знак "минус", если значение ПНСТ 86-2016 Дороги автомобильные общего пользования. Материалы вяжущие нефтяные битумные. Порядок определения марки с учетом температурного диапазона эксплуатациименее нуля, и знак "плюс" - в остальных случаях.

4 Общие положения

4.1 Настоящий стандарт описывает порядок проведения испытаний, для определения или подтверждения марки битумного вяжущего с учетом температурного диапазона эксплуатации.

4.2 Порядок проведения испытаний битумных вяжущих

4.2.1 Исходное битумное вяжущее испытывают для определения следующих показателей:

- температура вспышки, в соответствии с ГОСТ 33141;

- динамическая вязкость, в соответствии с ГОСТ 33137;

- комплексный модуль сдвига (ПНСТ 86-2016 Дороги автомобильные общего пользования. Материалы вяжущие нефтяные битумные. Порядок определения марки с учетом температурного диапазона эксплуатации*) и фазовый угол (ПНСТ 86-2016 Дороги автомобильные общего пользования. Материалы вяжущие нефтяные битумные. Порядок определения марки с учетом температурного диапазона эксплуатации), в соответствии с ПНСТ 87.

4.2.2 Исходное битумное вяжущее подвергают старению по методу RTFOT в соответствии с ГОСТ 33140 и определяют изменения массы, а также модуль сдвига (ПНСТ 86-2016 Дороги автомобильные общего пользования. Материалы вяжущие нефтяные битумные. Порядок определения марки с учетом температурного диапазона эксплуатации*) и фазовый угол (ПНСТ 86-2016 Дороги автомобильные общего пользования. Материалы вяжущие нефтяные битумные. Порядок определения марки с учетом температурного диапазона эксплуатации) в соответствии с ПНСТ 87.

4.2.3 Состаренное битумное вяжущее по методу RTFOT в соответствии с ГОСТ 33140 подготавливают по методу PAV в соответствии с ПНСТ 84 и затем определяют модуль сдвига (ПНСТ 86-2016 Дороги автомобильные общего пользования. Материалы вяжущие нефтяные битумные. Порядок определения марки с учетом температурного диапазона эксплуатации*), фазовый угол (ПНСТ 86-2016 Дороги автомобильные общего пользования. Материалы вяжущие нефтяные битумные. Порядок определения марки с учетом температурного диапазона эксплуатации), в соответствии с ПНСТ 87, а затем жесткость (ПНСТ 86-2016 Дороги автомобильные общего пользования. Материалы вяжущие нефтяные битумные. Порядок определения марки с учетом температурного диапазона эксплуатации) и ползучесть (ПНСТ 86-2016 Дороги автомобильные общего пользования. Материалы вяжущие нефтяные битумные. Порядок определения марки с учетом температурного диапазона эксплуатации) в соответствии с ПНСТ 79.

На основе результатов испытания битумного вяжущего определяют его марку в соответствии с ПНСТ 85.

Примечание - Если для определения заранее неизвестной марки битумного вяжущего или подтверждения марки битумного вяжущего испытания начинают в начале утренней смены, то испытание и анализ рекомендуется полностью завершить во второй половине дня на следующий день. В такой график укладывается время подготовки пробы по методу старения битумных вяжущих материалов под действием давления и температуры (PAV). При этом параллельно допускается проводить старение по ГОСТ 33140 и испытания образцов, что приводит к максимальной производительности лабораторных работ.

5 Порядок определения заранее неизвестной марки битумного вяжущего

5.1 Для определения заранее неизвестной марки битумного вяжущего требуется не менее 400 г исходного битумного вяжущего для проведения необходимых испытаний.

5.2 Подготовку проб необходимо выполнять в соответствии с документами на методы проводимых испытаний.

5.3 Рекомендуется одновременно с началом испытаний на исходном битумном вяжущем начать процедуру старения по методу RTFOT и затем сразу по методу PAV для сокращения общего времени, необходимого для завершения всех работ. Необходимо получить достаточное количество состаренного материала для выполнения всех необходимых испытаний.

5.4 Порядок проведения испытаний при определении заранее неизвестной марки битумного вяжущего

5.4.1 Для исходного битумного вяжущего необходимо определить показатель "Температура вспышки" в соответствии с ГОСТ 33141. Температура вспышки должна превышать 230°С, чтобы соответствовать требованиям ПНСТ 85. Если данное требование не выполняется, то такое битумное вяжущее не соответствует ни одной марке по ПНСТ 85, поэтому дальнейшие испытания не требуются.

5.4.2 Для исходного битумного вяжущего материала необходимо определить показатель "Динамическая вязкость" в соответствии с ГОСТ 33137. Значение показателя "Динамическая вязкость" не должно превышать 3 Па·с, чтобы соответствовать требованиям ПНСТ 85. Если данное требование не выполняется, то такое битумное вяжущее не соответствует ни одной марке по ПНСТ 85, поэтому дальнейшие испытания не требуются.

5.4.3 Исходное битумное вяжущее необходимо испытать в соответствии с ПНСТ 87

29.05.2017, 43 просмотра.

Атрибуты

Номер документа 86-2016
Вид документа ПНСТ
Принявший орган Росстандарт
Статус Действующий
Опубликован Официальное издание. М.: Стандартинформ, 2016 год
Дата принятия 10.03.2016
Дата начала действия 01.06.2016
Дата окончания действия 01.06.2019
Система управления сайтом Host CMS