ПНСТ 175-2016 Менеджмент знаний. Менеджмент знаний в области строительства. Руководство по наилучшей практике


ПНСТ 175-2016

     
     
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



Менеджмент знаний


МЕНЕДЖМЕНТ ЗНАНИЙ В ОБЛАСТИ СТРОИТЕЛЬСТВА


Руководство по наилучшей практике


Knowledge management. Knowledge management in construction. A guide to good practice



ОКС 01.140.20
03.100.99

91.010.01

Срок действия предстандарта с 2017-06-01
по 2019-06-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН ООО "НИИ экономики связи и информатики "Интерэкомс" (ООО "НИИ "Интерэкомс") совместно с НИИ Корпоративного и проектного управления

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 100 "Стратегический и инновационный менеджмент"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 5 декабря 2016 г. N 97-ПНСТ

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ


Правила применения настоящего стандарта и проведения его мониторинга установлены в ГОСТ Р 1.16-2011 (разделы 5 и 6).

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии собирает сведения о практическом применении настоящего стандарта. Данные сведения, а также замечания и предложения по содержанию стандарта можно направить не позднее чем за девять месяцев до истечения срока его действия разработчику настоящего стандарта по адресу: 123423 Москва, ул.Народного ополчения, д.32 и в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии по адресу: 109074 Москва, Китайгородский проезд, д.7, стр.1.

В случае отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты" и журнале "Вестник Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии". Уведомление будет размещено также на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

Введение


В настоящем стандарте первоначально представлены в общем виде основные идеи менеджмента знаний (МЗ) и различные методы его применения в строительной отрасли, также проводится обобщение ключевых вопросов, которые могут возникнуть при его внедрении в какой-либо конкретной компании. Настоящий стандарт содержит результаты тематических исследований, включающих конкретные примеры, представляющие варианты применения МЗ компаниями строительной отрасли (как крупными, так и малыми) и получения выгод от этого.

Настоящий стандарт представляет собой краткое руководство для тех, кто желает добиться успеха в строительной отрасли.

Отраслевые проблемы

Отрасли промышленности, различающиеся по своей природе, размерам, структуре и видам деятельности, будут иметь и различные потребности в МЗ. Строительная отрасль в этом смысле не является исключением, так как обладает рядом существенных отличий от многих других промышленных отраслей:

а) является достаточно крупной (в развитых странах ее объем составляет примерно 10% от ВВП);

б) содержит значительные различия по:

1) размеру компаний [от малых и средних предприятий (SME) до крупных многонациональных корпораций (MNE)];

2) видам работ (инженерно-конструкторские работы, планирование, разработки, архитектура, поставка материалов (продукции) и т.п.);

3) составу потребителей (домовладельцы, объекты здравоохранения, образования, торговли, промышленности);

в) привлекает к своим работам большое число подрядных организаций;

г) в большей степени ориентирована на выполнение конкретного проекта коллективом, который формируется исключительно для его реализации и впоследствии расформировывается.

Целевая аудитория настоящего стандарта

Из вышеприведенного анализа видно, что строительная отрасль является в значительной степени раздробленной, поэтому однотипные подходы здесь работать не будут.

По этой причине основной целевой аудиторией настоящего стандарта будут являться малые и средние предприятия (SME) строительной отрасли, которые могут использовать свои ресурсы для выполнения необходимых мер по применению МЗ. В этих SME настоящий стандарт может быть использован членами правления, в задачу которых входит решение связанных со знаниями вопросов, возможно, генеральным или техническим директором.

Маловероятно, что предприятия численностью менее 10 человек, хотя и занимающие значительную долю строительной отрасли, получат существенный выигрыш от более формализованных и сложных методов МЗ, поскольку их основная функция заключается в обеспечении связи и обмене информацией с большими организациями.

Возможно, что более крупные компании в строительной отрасли смогут успешнее реализовать методики МЗ, поскольку они могут быть уже информированы о существующих методах в области МЗ, имеют соответствующие ресурсы и опыт выполнения работ по реализации новых идей. Целевая аудитория может оказаться более продвинутой в понимании МЗ и соответственно в получении больших выгод от его внедрения.

В настоящем стандарте в адаптированной форме использованы материалы, приведенные в документе PD 7503 "Introduction to knowledge management in construction". Терминология, используемая в настоящем стандарте, соответствует терминологии, установленной в ГОСТ Р 53894-2016, а общий подход, в рамках которого рассматривается внедрение системы менеджмента знаний на SME, соответствует ГОСТ Р 57127-2016, ГОСТ Р 57133-2016 и ГОСТ Р 54877-2016.

1 Область применения


Настоящий стандарт содержит рекомендации по менеджменту знаний (МЗ) в строительной отрасли, которая является особенно сложной из-за большого разнообразия совместно работающих специализированных компаний со сложной структурой, предназначенной для проектирования и построения одного или нескольких объектов, и многочисленных заказчиков. Это может неблагоприятно отразиться на эффективности процесса строительства и привести к необходимости выполнения работ по устранению дефектов и ремонта, которые могут иметь существенные финансовые последствия как для подрядчиков, так и для владельцев и эксплуатантов объектов. Настоящий стандарт представляет МЗ как способ предотвращения потенциально дорогостоящих ошибок путем рационализации потоков знаний и информации в процессе строительства и по всей цепочке поставок.

Несмотря на то, что в настоящем стандарте затрагиваются различные методы (науки) управления (например, вопросы экологического менеджмента), это делается только в качестве примера или аналогии. Настоящий стандарт в первую очередь ориентирован на МЗ и не предназначен для его распространения на другие специализированные направления менеджмента.

Рекомендации, представленные в настоящем стандарте, предназначены для их адаптации к конкретной организационной среде, в которой непосредственно реализуется система менеджмента знаний.

Настоящий стандарт может использоваться:

а) организациями (строительной отрасли), которые хотят внедрить, поддерживать и улучшать их систему менеджмента знаний;

б) организациями, которым необходимо быть уверенными в том, что система менеджмента знаний их контрагентов обеспечит выполнение проектов и связанных мероприятий в соответствии с требованиями, предъявляемыми к ним и их результатам;

в) организациями, которые стремятся обеспечить и продемонстрировать соответствие своей системы менеджмента знаний требованиям стандартов и требованиям заинтересованных сторон;

г) лицами, которые заинтересованы в едином понимании терминологии и общих принципов менеджмента знаний;

д) лицами, которые проводят консультации и обучение по системам менеджмента знаний в организациях, участвуют в их оценке и развитии;

е) разработчиками систем менеджмента знаний.

2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте используются ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 53894-2016 Менеджмент знаний. Термины и определения

ГОСТ Р 57127-2016 Менеджмент знаний. Руководство по наилучшей практике

ГОСТ Р 57133-2016 Менеджмент организационной культуры и знания. Руководство по наилучшей практике

ГОСТ Р 54877-2016 Менеджмент знаний. Руководство для персонала при работе со знаниями. Измерение знаний

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Менеджмент знаний в области строительства

3.1 Строительная отрасль - подходящий объект для реализации МЗ

Строительство обеспечивает работой тысячи компаний, начиная от микро-предприятий и заканчивая гигантскими транснациональными корпорациями, в которых работает большое число специалистов по проектированию, инжинирингу, строительству, производству и управлению.

Несколько групп специалистов с различными навыками объединяются для реализации строительного проекта, а зачастую и для получения уникального продукта. Дизайнеры, инженеры и подрядчики, которые могут использовать различные средства для передачи одной и той же информации (чертежей, математических формул, локальных сообщений и т.п.) зачастую работают вместе над сложными проектами, иногда длящимися несколько месяцев или лет. К крупным проектам могут подключаться рабочие группы по управлению проектами, основные подрядчики, субподрядчики - их число может составлять десятки и даже сотни человек. Неудивительно, что из-за такой сложности проектов знаниями невозможно эффективно управлять без принятия конкретных мер.

В настоящее время строительная отрасль не испытывает недостатка в доступных профессиональных знаниях, которые имеются не только у отдельных специалистов в строительных компаниях и в различных методических материалах, но и в официальных нормативных документах и стандартах. Искусство заключается в управлении всей этой совокупностью знаний, надлежащем обмене и применении информации. Менеджмент знаний - это процесс, который может способствовать интеграции разрозненных вопросов в строительной отрасли, таких как охрана здоровья, безопасность, управление рисками и их предотвращение.

3.2 Определение менеджмента знаний

В стандартах по МЗ данному понятию установлено следующее определение: менеджмент знаний - дисциплинарный подход к достижению поставленных перед организацией целей путем оптимального использования знаний. В стандарте [1] указано, что "менеджмент знаний - это плановое или текущее проведение отдельных мероприятий или непрерывное управление процессами для улучшения использования существующих или создания новых индивидуальных или коллективных ресурсов знаний с целью повышения конкурентоспособности предприятия".

Использование и распределение знаний всегда присутствовали в строительной отрасли. Примером МЗ может служить передача каменщиком своих знаний ученикам с тем, чтобы его навыки сохранились и для последующего поколения строителей.

В настоящее время МЗ связан с объединением людей, процессов и технологий для выражения требований бизнеса и клиентов (см. рисунок 1).

Рисунок 1 - Подход организации к менеджменту знаний, который должен отвечать требованиям бизнеса и клиентов

ПНСТ 175-2016 Менеджмент знаний. Менеджмент знаний в области строительства. Руководство по наилучшей практике


Рисунок 1 - Подход организации к менеджменту знаний, который должен отвечать требованиям бизнеса и клиентов


Очевидно, что нераспределенные (неформализованные) знания невозможно коллективно использовать в полной мере и, в конечном счете, они могут быть утеряны. Одни и те же ошибки будут повторяться бесконечно и одни и те же проблемы снова и снова потребуют своего решения с нуля. Непереданные знания могут приводить к постоянному "изобретению колеса".

В этом случае предсказуемыми результатами будет увеличение затрат времени и средств (помимо недовольства персонала и клиентов).

3.3 Современное состояние менеджмента знаний

Необходимость в передаче (коллективном использовании) знаний никогда не отпадала, однако произошло значительное изменение условий выполнения работ (рабочей среды). Бизнес стал более сложным, объем информации в каждом коммерческом предложении постоянно растет, а изменения происходят все быстрее.

Традиционные, часто неформализованные средства передачи знаний перестали быть самодостаточными, однако наряду с этими изменениями появилась технология эффективного и системного управления, использования и распространения больших объемов оперативно получаемой информации. Относительно недавние успехи в области информационных технологий, например использование электронной почты и внутрикорпоративных сетей, дали возможность получать и распространять знания в любой организации независимо от ее размера.

Однако все это требует продуманной стратегии, надлежащего подхода со стороны персонала и руководства и обеспечения организации высокоэффективной технологией, то есть управления знаниями.

4 Применение организациями менеджмента знаний

4.1 Менеджмент знаний в строительной отрасли

До настоящего времени еще существуют сомнения в возможности применения МЗ в строительной отрасли, с ее широко распространенным стереотипом грубости и технофобии, однако в приведенных ниже разделах будут указаны те конкретные аспекты деятельности в этой отрасли, где МЗ может оказывать положительное воздействие на нее.

4.2 Уникальные проекты - необходимость учитывать предыдущий опыт

Несмотря на стремление к стандартизации, здания и сооружения и условия их строительства не могут быть абсолютно идентичны друг другу. Дизайн, применение новых материалов, экологические условия изменяются от проекта к проекту, причем с каждым новым проектом появляется новый набор проблем (хотя некоторые все же повторяются).

Чем больше завершенных проектов, тем больше рассмотрено возникших в них проблем и существующих решений. Первоочередной задачей является создание возможностей для формализации строительных решений в целях их дальнейшего применения в будущих проектах. Если загрузить отчетные материалы в базу данных, обладающую эффективно работающей поисковой системой, то можно обеспечить доступность накопленного опыта для любого сотрудника компании. Особенно полезной информацией при этом будут сведения о расходах, затратах, работах, которые были выгодными или невыгодными - все то, что может понадобиться при составлении сметы на новые работы.

29.05.2017, 57 просмотров.

Атрибуты

Номер документа 175-2016
Вид документа ПНСТ
Принявший орган Росстандарт
Статус Документ в силу не вступил
Опубликован Официальное издание. М.: Стандартинформ, 2017 год
Дата принятия 05.12.2016
Дата начала действия 01.06.2017
Дата окончания действия 01.06.2019
Система управления сайтом Host CMS