ПНСТ 82-2016 Дороги автомобильные общего пользования. Материалы вяжущие нефтяные битумные. Технические требования с учетом уровней эксплуатационных транспортных нагрузок


ПНСТ 82-2016

     
     
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дороги автомобильные общего пользования

МАТЕРИАЛЫ ВЯЖУЩИЕ НЕФТЯНЫЕ БИТУМНЫЕ

Технические требования с учетом уровней эксплуатационных транспортных нагрузок

Automobile roads of general use. Petroleum-based bitumen binders. Technical requirements based on traffic loads

ОКС 93.080.20
ОКП 57 1841

Срок действия с 2016-06-01
по 2019-06-01

     
     
Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Автономной некоммерческой организацией "Научно-исследовательский институт транспортно-строительного комплекса" (АНО "НИИ ТСК")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 418 "Дорожное хозяйство"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 10 марта 2016 г. N 4-пнст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ


Правила применения настоящего стандарта и проведения его мониторинга установлены в ГОСТ Р 1.16-2011 (разделы 5 и 6).

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии собирает сведения о практическом применении настоящего стандарта. Данные сведения, а также замечания и предложения по содержанию стандарта можно направить не позднее, чем за девять месяцев до истечения срока его действия, разработчику настоящего стандарта по адресу: tk418@bk.ru и в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии по адресу: Ленинский просп., д.9, Москва В-49, ГСП-1, 119991.

В случае отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты" и журнале "Вестник технического регулирования". Уведомление будет размещено также на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

Введение

Настоящий стандарт разработан с учетом основных нормативных положений стандарта AASHTO MP19* "Технические требования с учетом уровней эксплуатационных транспортных нагрузок" [AASHTO MP19 "Performance - Graded Asphalt Binder Using Multiple Stress Creep Recovery (MSCR) Test"] и входит в комплекс стандартов, нормирующих метод объемного проектирования асфальтобетонных смесей в Российской Федерации.
________________
* Доступ к международным и зарубежным документам можно получить, перейдя по ссылке на сайт http://shop.cntd.ru. - Примечание изготовителя базы данных.

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на нефтяные битумные вяжущие материалы (далее - битумные вяжущие), применяемые в качестве вяжущего материала при строительстве, ремонте и реконструкции дорожных покрытий, и устанавливает классификацию, технические требования, требования безопасности, правила приемки, транспортирование и хранение, а также гарантии изготовителя.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 12.1.005-88 Система стандартов безопасности труда. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны

ГОСТ 12.1.007-76 Система стандартов безопасности труда. Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности

ГОСТ 12.1.014-84 Система стандартов безопасности труда. Воздух рабочей зоны. Метод измерения концентраций вредных веществ индикаторными трубками

ГОСТ 12.1.044-89 Система стандартов безопасности труда. Пожаровзрывоопасность веществ и материалов. Номенклатура показателей и методы их определения

ГОСТ 12.4.252-2013 Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты рук. Перчатки. Общие технические требования. Методы испытаний

ГОСТ 1510-84 Нефть и нефтепродукты. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение

ГОСТ 2517-2012 Нефть и нефтепродукты. Методы отбора проб

ГОСТ 33135-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Битумы нефтяные дорожные вязкие. Метод определения растворимости

ГОСТ 33137-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Битумы нефтяные дорожные вязкие. Метод определения динамической вязкости ротационным вискозиметром

ГОСТ 33140-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Битумы нефтяные дорожные вязкие. Метод определения старения под воздействием высокой температуры и воздуха (метод RTFOT)

ГОСТ 33141-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Битумы нефтяные дорожные вязкие. Метод определения температур вспышки. Метод с применением открытого тигля Кливленда

ГОСТ Р 12.1.019-2009 Система стандартов безопасности труда. Электробезопасность. Общие требования и номенклатура видов защиты

ПНСТ 79-2016 Дороги автомобильные общего пользования. Материалы вяжущие нефтяные битумные. Метод определения жесткости и ползучести битума при отрицательных температурах с помощью реометра, изгибающего балочку (BBR)

ПНСТ 81-2016 Дороги автомобильные общего пользования. Материалы вяжущие нефтяные битумные. Метод определения усталостной характеристики

ПНСТ 83-2016 Дороги автомобильные общего пользования. Материалы вяжущие нефтяные битумные. Метод определения температуры растрескивания при помощи устройства ABCD

ПНСТ 84-2016 Дороги автомобильные общего пользования. Материалы вяжущие нефтяные битумные. Метод старения под действием давления и температуры (PAV)

ПНСТ 85-2016 Дороги автомобильные общего пользования. Материалы вяжущие нефтяные битумные. Технические требования с учетом температурного диапазона эксплуатации

ПНСТ 86-2016 Дороги автомобильные общего пользования. Материалы вяжущие нефтяные битумные. Порядок определения марки с учетом температурного диапазона эксплуатации

ПНСТ 87-2016 Дороги автомобильные общего пользования. Материалы вяжущие нефтяные битумные. Метод определения свойств с использованием динамического сдвигового реометра (DSR)

ПНСТ 88-2016 Дороги автомобильные общего пользования. Материалы вяжущие нефтяные битумные. Метод определения упругих свойств при многократных сдвиговых нагрузках (MSCR) с использованием динамического сдвигового реометра (DSR)

ПНСТ 89-2016 Дороги автомобильные общего пользования. Материалы вяжущие нефтяные битумные. Метод определения низкотемпературных свойств с использованием динамического сдвигового реометра (DSR)

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения национального стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 битумное вяжущее (bitumen binder): Органический вяжущий материал, производимый из продуктов переработки нефти с добавлением при необходимости органических модифицирующих добавок.

3.2 старение (aging): Изменение свойств битумного вяжущего в процессе эксплуатации или в лабораторных условиях в соответствии с методом старения по ГОСТ 33140 и ПНСТ 84.

3.3 расчетные температуры (максимальная и минимальная) слоя дорожного покрытия (determined temperatures of pavement coat): Температуры слоя дорожного покрытия на заданной глубине, рассчитанные по специализированным методикам с использованием значений температур воздуха.

Примечание - Допускается определение расчетных температур слоя дорожного покрытия по методикам в соответствии с ПНСТ 86, а также использование специализированных программ и документов, позволяющих определять данные температуры.

3.4 верхнее значение марки битумного вяжущего Х (high temperature grade of the bitumen binder): Значение марки битумного вяжущего, равное числовому значению расчетной максимальной температуры дорожного покрытия.

3.5 нижнее значение марки битумного вяжущего Y (low temperature grade of the bitumen binder): Значение марки битумного вяжущего, равное числовому значению расчетной минимальной температуры дорожного покрытия.

3.6 транспортная нагрузка (traffic load): Эксплуатационная нагрузка на дорожное покрытие, определяемая числом приложений эквивалентных одноосных нагрузок, равных 80 кН.

Примечания

1 Методика расчета числа приложений эквивалентных одноосных нагрузок (далее - ЭООН), равных 80 кН, приведена в приложении А.

2 Число приложений ЭООН рассчитывается на 20 лет срока службы автомобильной дороги.

3.7 тип марки битумного вяжущего Z (traffic load grade of the bitumen binder): Тип марки битумного вяжущего, соответствующий типу максимально допустимого уровня транспортной нагрузки.

3.8 обозначение марки битумного вяжущего [PG X±Y (Z)] (performance graded (PG) bitumen binder): Обозначение марки битумного вяжущего, установленное в соответствии с температурным диапазоном эксплуатации дорожного покрытия, определяемого с учетом расчетных температур слоя дорожного покрытия, и типом максимально допустимого уровня транспортной нагрузки.

Примечание - В обозначении используется знак "минус", если значение Y менее нуля, и знак "плюс" - в остальных случаях.

4 Классификация

В настоящем стандарте приведена классификация битумных вяжущих и технические требования по физико-химическим показателям качества.

4.1 В данной классификации учитывается не только температурный диапазон эксплуатации битумного вяжущего, но и уровень транспортных нагрузок. Типы транспортных нагрузок, обозначенные "S", "H", "V", или "E", применяются соответственно для стандартного, высокого, очень высокого или экстремально высокого уровней нагрузки от транспортных средств.

Требования настоящего стандарта применяются для определения качества битумных вяжущих в случае, если вместе с маркой битумного вяжущего приведена ссылка на настоящий стандарт.

Примечание - Обозначения марок и технические требования по показателям качества приведены в таблице 2. Если вместе с обозначением марки битумного вяжущего не указана информация о необходимости применения настоящего стандарта, то необходимо использовать требования и методы испытаний в соответствии с ПНСТ 85.

4.2 В зависимости от предельно допустимых максимальной и минимальной расчетных температур и уровня транспортных нагрузок битумные вяжущие подразделяют на марки PG Х±Y(Z).

Примечание - Производятся и применяются марки со значением Х - от 46 до 82 с шагом между значениями, равными 6, значением Y - от минус 10 до минус 46 с шагом между значениями, равным 6, и максимально допустимыми уровнями транспортных нагрузок Z, соответствующими типам S, Н, V, и E.


Тип S (стандартный уровень нагрузки) соответствует уровню нагрузки от транспортных средств с числом приложений ЭООН менее 10 млн и средней скоростью движения транспортных средств более 70 км/ч.

Тип H (высокий уровень нагрузки) соответствует уровню нагрузки от транспортных средств с числом приложений ЭООН от 10 до 30 млн и средней скоростью движения транспортных средств от 20 до 70 км/ч.

Тип V (очень высокий уровень нагрузки) соответствует уровню нагрузки от транспортных средств с числом приложений ЭООН более 30 млн и средней скоростью движения транспортных средств менее 20 км/ч.

Тип E (экстремально высокий уровень нагрузки) соответствует уровню нагрузки от транспортных средств с числом приложений ЭООН более 30 млн и средней скоростью движения транспортных средств менее 20 км/ч и применяется для дорожных покрытий в местах стоянок, парковок, остановок автотранспорта и в других подобных участках.

Если транспортная нагрузка не соответствует ни одному из вышеперечисленных типов, то выбор типа битумного вяжущего осуществляется по согласованию с потребителем или в соответствии с рекомендациями, указанными в таблице 1.


Таблица 1 - Типы марки битумного вяжущего, соответствующие уровню транспортной нагрузки и средней скорости движения транспортных средств

Уровень транспортной нагрузки, миллион приложений ЭООН

Тип марки битумного вяжущего

Средняя скорость движения транспортных средств, км/ч

Более 70

От 20 до 70

Не более 20

Не более 10

S

Н

Н или V

От 10 до 30

Н

Н

V

Не менее 30

Н или V

V

V или E

5 Технические требования

5.1 Основные характеристики

Битумное вяжущее должно соответствовать нормативным требованиям по физико-химическим показателям качества, которые приведены в таблице 2.

Испытания по определению показателей качества должны быть проведены при температурах, указанных в таблице 2 и соответствующих марке битумного вяжущего.

Примечание - Допускается несоблюдение требований к показателю "Динамическая вязкость" по усмотрению заинтересованных организаций, если поставщик битумного вяжущего гарантирует возможность надлежащей перекачки и смешивания при соответствующих температурах битумного вяжущего, а также соблюдения требований безопасности. Для обеспечения контроля качества производимого битумного вяжущего определение показателя "динамическая вязкость" может быть произведено на том же образце битумного вяжущего, на котором проводились испытания по определению показателя "Сдвиговая устойчивость", при соответствующей температуре испытания.

Примечание - Для определения усталостной прочности битумного вяжущего допускается применение метода испытания по ПНСТ 81. При оценке низкотемпературной устойчивости битумного вяжущего используются требования, в зависимости от значения жесткости S.

5.2 Требования к битумным вяжущим и компонентам

Допускается модификация битумных вяжущих с применением модифицирующих добавок, которые могут использоваться на любых этапах изготовления битумного вяжущего.

Модифицирующие добавки должны представлять собой однородный органический материал стабильного качества.

Примечание - Модифицирующие добавки используются путем растворения или диспергирования в битумном вяжущем. При модификации битумных вяжущих модифицирующие добавки могут вступать в химические реакции. В случае согласования с потребителем допускается применение неорганических модификаторов.


Битумное вяжущее должно иметь растворимость не менее 99,0%, растворимость определяется в соответствии с ГОСТ 33135. Изготовитель должен гарантировать соблюдение данного требования.

Настоящий стандарт применим для битумных вяжущих при условии, что размеры дискретных частиц битумного вяжущего не превышают 250 мкм, выполнение данного условия должно быть обеспечено технологией изготовления битумного вяжущего.

6 Требования безопасности и охраны окружающей среды

6.1 Битумные вяжущие являются горючими веществами с температурой вспышки выше 220°С и минимальной температурой самовоспламенения 368°С по ГОСТ 12.1.044.

6.2 Предельно допустимая концентрация паров углеводородов битумных вяжущих в воздухе рабочей зоны - 300 мг/мПНСТ 82-2016 Дороги автомобильные общего пользования. Материалы вяжущие нефтяные битумные. Технические требования с учетом уровней эксплуатационных транспортных нагрузок в соответствии с ГОСТ 12.1.005. Содержание паров углеводородов в воздушной среде определяют по ГОСТ 12.1.014.

6.3 Битумные вяжущие являются малоопасными веществами и по степени воздействия на организм человека относятся к 4-му классу опасности по ГОСТ 12.1.007.

6.4 При работе с битумными вяжущими следует применять средства индивидуальной защиты согласно типовым отраслевым нормам, утвержденным в установленном порядке. При попадании расплавленного битумного вяжущего на кожу человека пораженное место необходимо охлаждать под проточной водой. Битумное вяжущее с кожи не удалять, так как оно образует защитный стерильный барьер на пораженной коже, а пострадавшего следует немедленно отправить в лечебное медицинское учреждение. При попадании на слизистую оболочку глаз следует обильно промыть водой и немедленно обратиться к врачу.

6.5 Помещение, в котором производится работа с битумным вяжущим, должно быть оборудовано приточно-вытяжной вентиляцией.

6.6 При загорании небольших количеств битумного вяжущего его следует тушить песком, кошмой или пенным огнетушителем. Развившиеся пожары битумного вяжущего следует тушить пенной струей.

6.7 При работе с битумами используют специальную защитную одежду по ГОСТ 12.4.131 или ГОСТ 12.4.132. Для защиты рук используют перчатки по ГОСТ 12.4.252.

6.8 При выполнении измерений соблюдают правила по электробезопасности по ГОСТ Р 12.1.019 и инструкции по эксплуатации оборудования.


Таблица 2 - Показатели физико-химических свойств к маркам битумных вяжущих материалов

Классификационные характеристики марок

PG

X

46

52

58

Методы испытаний

Y

-34

-40

-46

-10

-16

-22

-28

-34

-40

-46

-16

-22

-28

-34

-40

Максимальная расчетная температура покрытия ниже, °С

46

52

58

Минимальная расчетная температура покрытия выше, °С

-34

-40

-46

-10

-16

-22

-28

-34

-40

-46

-16

-22

-28

-34

-40

Показатели качества и требования для исходного битумного вяжущего

Температура вспышки: не ниже, °С

230

ГОСТ 3314*

___________________
* Текст документа соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.

Динамическая вязкость: не более 3 Па·с, при температуре испытания, °С

135

ГОСТ 33137

Сдвиговая устойчивость: ПНСТ 82-2016 Дороги автомобильные общего пользования. Материалы вяжущие нефтяные битумные. Технические требования с учетом уровней эксплуатационных транспортных нагрузок не менее 1 кПа при 10 рад/с, при температуре испытания, °С

46

52

58

ПНСТ 87

Показатели качества и требования для битумного вяжущего, состаренного по методу RTFOT

ГОСТ 33140

Изменение массы после старения, не более, %

±1

Устойчивость к многократным сдвиговым деформациям при уровне нагрузки типа ПНСТ 82-2016 Дороги автомобильные общего пользования. Материалы вяжущие нефтяные битумные. Технические требования с учетом уровней эксплуатационных транспортных нагрузок, не более 4,0 кПаПНСТ 82-2016 Дороги автомобильные общего пользования. Материалы вяжущие нефтяные битумные. Технические требования с учетом уровней эксплуатационных транспортных нагрузок; ПНСТ 82-2016 Дороги автомобильные общего пользования. Материалы вяжущие нефтяные битумные. Технические требования с учетом уровней эксплуатационных транспортных нагрузок, не более 75%, при температуре испытания, °С

46

52

58

ПНСТ 88

Устойчивость к многократным сдвиговым деформациям при уровне нагрузки типа ПНСТ 82-2016 Дороги автомобильные общего пользования. Материалы вяжущие нефтяные битумные. Технические требования с учетом уровней эксплуатационных транспортных нагрузок, не более 2,0 кПаПНСТ 82-2016 Дороги автомобильные общего пользования. Материалы вяжущие нефтяные битумные. Технические требования с учетом уровней эксплуатационных транспортных нагрузок; ПНСТ 82-2016 Дороги автомобильные общего пользования. Материалы вяжущие нефтяные битумные. Технические требования с учетом уровней эксплуатационных транспортных нагрузок, не более 75%, при температуре испытания, °С

46

52

58

Устойчивость к многократным сдвиговым деформациям при уровне нагрузки типа ПНСТ 82-2016 Дороги автомобильные общего пользования. Материалы вяжущие нефтяные битумные. Технические требования с учетом уровней эксплуатационных транспортных нагрузок, не более 1,0 кПаПНСТ 82-2016 Дороги автомобильные общего пользования. Материалы вяжущие нефтяные битумные. Технические требования с учетом уровней эксплуатационных транспортных нагрузок; ПНСТ 82-2016 Дороги автомобильные общего пользования. Материалы вяжущие нефтяные битумные. Технические требования с учетом уровней эксплуатационных транспортных нагрузок, не более 75%, при температуре испытания, °С

46

52

58

Устойчивость к многократным сдвиговым деформациям при уровне нагрузки типа ПНСТ 82-2016 Дороги автомобильные общего пользования. Материалы вяжущие нефтяные битумные. Технические требования с учетом уровней эксплуатационных транспортных нагрузок, не более 0,5 кПа ПНСТ 82-2016 Дороги автомобильные общего пользования. Материалы вяжущие нефтяные битумные. Технические требования с учетом уровней эксплуатационных транспортных нагрузок; ПНСТ 82-2016 Дороги автомобильные общего пользования. Материалы вяжущие нефтяные битумные. Технические требования с учетом уровней эксплуатационных транспортных нагрузок, не более 75%, при температуре испытания, °С

46

52

58

Показатели качества и требования для битумного вяжущего, подготовленного по методу PAV

ПНСТ 84

29.05.2017, 4 просмотра.

Атрибуты

Номер документа 82-2016
Вид документа ПНСТ
Принявший орган Росстандарт
Статус Действующий
Опубликован Официальное издание. М.: Стандартинформ, 2016 год
Дата принятия 10.03.2016
Дата начала действия 01.06.2016
Дата окончания действия 01.06.2019
Система управления сайтом Host CMS