ГОСТ 33605-2015 Лифты. Термины и определения


ГОСТ 33651-2015 (EN 12159:2012)

     
     
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

ПОДЪЕМНИКИ СТРОИТЕЛЬНЫЕ ГРУЗОПАССАЖИРСКИЕ

Общие технические условия

Passenger and freight construction site hoists. General specifications



МКС 91.140.99*
______________
* По данным официального сайта Росстандарт
ОКС 53.020.99, 03.100.30, здесь и далее по тексту. -
Примечание изготовителя базы данных.

Дата введения 2017-06-01

     
     
Предисловие


Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены в ГОСТ 1.0-2015 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-2015 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"

Сведения о стандарте

1 ПОДГОТОВЛЕН Техническим комитетом по стандартизации 438 "Подъемники с рабочими платформами" на основе собственного перевода на русский язык немецкоязычной версии стандарта, указанного в пункте 5

2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт)

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 10 декабря 2015 г. N 48-2015)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по
МК (ИСО 3166) 004-97

Код страны по
МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Армения

AM

Минэкономики Республики Армения

Беларусь

BY

Госстандарт Республики Беларусь

Казахстан

KZ

Госстандарт Республики Казахстан

Киргизия

KG

Кыргызстандарт

Россия

RU

Росстандарт

Таджикистан

TJ

Таджикстандарт

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 2 июня 2016 г. N 496-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 33651-2015 (EN 12159:2012) введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 июня 2017 г.

5 Настоящий стандарт является модифицированным по отношению к европейскому стандарту EN 12159:2012* "Подъемники строительные с вертикально направляемой клетью для перемещения людей и материалов" ("Builders hoists for persons and materials with vertically guided cages", MOD) путем включения дополнительных положений, фраз, слов, которые выделены в тексте курсивом, а также путем изменения его структуры для приведения в соответствие с правилами, установленными в ГОСТ 1.5-2001 (подразделы 4.2 и 4.3).
________________
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым здесь и далее по тексту, можно получить, перейдя по ссылке на сайт http://shop.cntd.ru. - Примечание изготовителя базы данных.


Сравнение структуры настоящего стандарта со структурой указанного европейского стандарта приведено в дополнительном приложении ДА.

Объяснения причин технических отклонений и редакторских изменений приведены в дополнительном приложении ДБ.

Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного европейского регионального стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ 1.5-2001 (подраздел 3.6).

6 Настоящий стандарт может быть применен на добровольной основе для соблюдения технического регламента Таможенного союза "О безопасности машин и оборудования"

7 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ


Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

Введение


В соответствии с EN 1070 существует иерархическая структура стандартов в области безопасности:

а) стандарты типа А (основополагающие стандарты по безопасности), содержащие основные концепции, принципы конструирования и общие аспекты, которые могут быть применены к оборудованию всех видов;

в) стандарты типа В (групповые стандарты по безопасности), относящиеся к одному аспекту безопасности или к одному типу защитного устройства, применяющиеся для оборудования, имеющего широкий диапазон использования:

- стандарты типа В1 распространяются на определенные аспекты безопасности (например, безопасное расстояние, температура поверхности, шум);

- стандарты типа В2 распространяются на устройства, обеспечивающие безопасность (например, двуручный орган управления, блокирующее устройство);

с) стандарты типа С (стандарты по безопасности машин), содержащие детальные требования по безопасности отдельных видов машин или группы однородных машин.

Настоящий стандарт относится к стандартам типа С и рассматривает требования безопасности, предъявляемые к строительным грузовым подъемникам.

Опасные факторы, рассматриваемые в настоящем стандарте, приведены в разделе 4. Опасные факторы, характерные для всех видов оборудования, приведены в EN 292.

Если требования настоящего стандарта отличаются от положений, которые установлены в стандартах типа А или В, то требования настоящего стандарта имеют приоритет над положениями других стандартов.

1 Область применения

1.1 Настоящий стандарт распространяется на грузопассажирские строительные подъемники (далее - подъемники), предназначенные для использования рабочим персоналом, имеющим разрешение для входа на строительную площадку и строительные сооружения.

Настоящий стандарт распространяется на подъемники, обслуживающие площадки различных уровней:

- перемещающиеся вертикально по направляющим, отклонение которых от вертикали составляет не более 15°;

- удерживаемые или перемещаемые при помощи канатного привода, зубчато-реечного привода, гидравлического привода (прямого или непрямого действия) или механизмом пантографного типа;

- с мачтами, которые требуют или не требуют поддержки отдельных элементов.

1.2 В настоящем стандарте описаны опасности, возникающие при эксплуатации подъемника (см. раздел 4), а также методы по их предотвращению или снижению при использовании подъемника по назначению.

1.3 Настоящий стандарт не устанавливает дополнительных требований:

- для работы в сложных условиях (например, в зонах с экстремальными климатическими условиями или в зонах действия сильного магнитного поля);

- к защите от грозовых разрядов;

- для работы, к которой предъявляются особые требования (например, во взрывоопасных зонах);

- к электромагнитной совместимости (помехоэмиссия, помехоустойчивость);

- к обращению с грузами, свойства которых могут привести к созданию опасной ситуации (например, расплавы, кислоты или щелочи, радиоактивные материалы, бьющиеся грузы);

- к использованию двигателей внутреннего сгорания;

- к использованию дистанционного управления;

- к опасностям, возникающим при изготовлении;

- к опасностям, возникающим вследствие месторасположения подъемника;

- к опасностям, возникающим в том случае, если подъемник устанавливается над зонами движения общественного транспорта;

- к работе при землетрясении.

1.4 Настоящий стандарт не распространяется на:

- грузовые строительные подъемники по ГОСТ 33558.1, ГОСТ 33558.2;

- лифты по стандартам [1]-[4];

- рабочие кабины, подвешенные к подъемным устройствам;

- вилочные напольные подъемники;

- рабочие платформы по стандарту [5];

- канатные дороги;

- подъемники, сконструированные специально для военных целей;

- шахтные подъемники;

- театральные подъемники;

- подъемники специального назначения;

- подъемники с гидравлическими системами привода/тормозов и гидравлическими системами безопасности.

Настоящий стандарт не применим к строительным грузопассажирским подъемникам, которые изготовлены до введения в действие настоящего стандарта.

1.5 Настоящий стандарт распространяется на подъемники в целом и его оборудование, в том числе опорную раму и ограждения, но не рассматривает требования к фундаментам, например из бетона, стали и дерева. В стандарт включены конструкции анкерных креплений мачт, но он не устанавливает требования к анкерам, используемым строителями. Стандарт рассматривает двери погрузочных площадок и их рамы, но не устанавливает требования к средствам их крепления.

2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты*:
________________
* Таблицу соответствия национальных стандартов международным см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.


ГОСТ 2.601-2013 Единая система конструкторской документации. Эксплуатационные документы

ГОСТ EN 894-1-2012 Безопасность машин. Эргономические требования к оформлению индикаторов и органов управления. Часть 1. Общие принципы при взаимодействии оператора с индикаторами и органами управления

ГОСТ EN 953-2002 Безопасность оборудования. Защитные устройства. Общие требования по конструированию и изготовлению неподвижных и перемещаемых устройств

ГОСТ 1451-77 Краны грузоподъемные. Нагрузка ветровая. Нормы и метод определения

ГОСТ ISO 3864-1-2013 Графические символы. Сигнальные цвета и знаки безопасности. Часть 1. Принципы проектирования знаков и сигнальной разметки

ГОСТ ISO 12100-2013 Безопасность машин. Основные принципы конструирования. Оценки риска и снижения риска

ГОСТ ISO 13857-2012 Безопасность машин. Безопасные расстояния для предохранения верхних и нижних конечностей от попадания в опасную зону

ГОСТ 14254-96 (IEC 60529:1989) Степени защиты, обеспечиваемые оболочками (код IP)

ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды

ГОСТ 30691-2001 (ИСО 4871-96) Шум машин. Заявление и контроль значений шумовых характеристик

ГОСТ 33558.1-2015 (EN 12158-1:2000+А1:2010) Подъемники строительные грузовые вертикальные. Общие технические условия

ГОСТ 33558.2-2015 (EN 12158-2:2000+А1:2010) Подъемники строительные грузовые наклонные. Общие технические условия

ГОСТ IEC 60947-5-1-2014 Аппаратура распределения и управления низковольтная. Часть 5-1. Аппараты и коммутационные элементы цепей управления. Электромеханические аппараты для цепей управления

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю стандартов "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения


В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ ISO 12100, ГОСТ 33558.1, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 привод с геометрическим замыканием: Привод, не основанный на трении.

3.2 анкерное крепление мачты: Соединение между мачтой и строительным сооружением, предназначенное для боковой опоры мачты.

3.3 траектория движения: Путь, который проходит грузонесущее устройство и груз.

3.4 траектория движения противовеса: Путь, который проходит противовес.

3.5 кабина: Грузонесущее устройство, состоящее из пола, стен, дверей и крыши.

3.6 тормозной путь: Отрезок пути, который проходит кабина с момента размыкания предохранительной цепи управления до момента полной остановки.

3.7 режим эксплуатации: Режим работы, предусмотренный для регулярного транспортирования груза, при котором исключаются работы по техническому обслуживанию, монтажу и демонтажу.

3.8 рабочее состояние: Состояние эксплуатационной готовности, независимо от того, в каком месте находится кабина, нагружена ли она или нет, движется ли она или нет.

3.9 нерабочее состояние: Состояние, когда пустая кабина установленного подъемника находится в положении, наилучшим образом защищенном от порывов ветра, - как правило, но не обязательно, на уровне земли.

4 Перечень опасных факторов


Перечень опасных факторов, приведенный в настоящем стандарте, определен в соответствии с ГОСТ ISO 12100.

Перечень опасных факторов, характерных для подъемников, опасных факторов, создаваемых подъемником в движении и опасных факторов, связанных с подъемом людей и грузов, а также рассматриваемые в настоящем стандарте меры по их предотвращению или уменьшению приведены в таблицах 1.1, 1.2 и 1.3 (соответственно).

Опасные факторы, которые не определены пунктами настоящего стандарта, но могут иметь место, обозначены как "Не учитывается".


Таблица 1.1 - Перечень основных опасных факторов, характерных для подъемников

Опасный фактор

Соответствующие пункты настоящего стандарта

1

Механические опасности:

1.1

Опасность раздавливания

5.5.2, 5.5.3, 5.5.6, 5.6, 5.7.2, 7.1.2.8, 7.1.2.9

1.2

Опасность пореза

5.5, 5.6.1.3, 5.7.2, 7.1.2.8, 7.1.2.9

1.3

Опасность отрезания

5.5, 5.6.1.3, 5.7.2, 7.1.2.8, 7.1.2.9

1.4

Опасность наматывания

5.7.2, 7.1.2.8, 7.1.2.9

1.5

Опасность затягивания

5.5.2, 5.5.3, 5.6.1.3, 5.7.2, 7.1.2.8, 7.1.2.9

1.6

Опасность удара

5.4.3, 5.5.3.9, 5.6.2, 7.1.2.8, 7.1.2.9

1.7

Опасность прокалывания

Не учитывается

1.8

Опасность, связанная с трением или истиранием

5.5.2, 5.5.3, 7.1.2.8, 7.1.2.9

1.9

Опасность выброса жидкости под высоким давлением

Не учитывается

1.10

Опасность, связанная с выбросом частей оборудования

5.6.1.3

1.11

Опасность, связанная с потерей устойчивости

5.2, 5.3, 5.4.1, 5.4.2, 5.6.3, 7.1.2.8.4

1.12

Опасность поскользнуться, споткнуться или упасть

5.5, 5.6.1, 5.6.2, 7.1.2.8.4, 7.1.2.9

2

Электрические опасности:

2.1

Электрический контакт

5.7.4.11, 5.8, 7.1.2.8.4

2.2

Электростатические процессы

Не учитывается

2.3

Термическое излучение

Не учитывается

2.4

Внешнее воздействие на электрооборудование

5.7.4.11, 5.8.3

3

Термические опасности:

3.1

Ожоги

Не учитывается

3.2

Нанесение вреда здоровью из-за воздействия высоких или низких температур в рабочей зоне

Не учитывается

4

Опасности, связанные с шумом:

4.1

Ухудшение слуха (глухота), другие физиологические нарушения (например, потеря равновесия, потеря ориентации и т.п.)

5.11, 7.1.2.3

4.2

Ухудшение речевой коммуникации, ухудшение восприятия звуковых сигналов и т.п.

5.11, 7.1.2.3

5

Опасности, обусловленные вибрацией

Не учитывается

6

Опасности, обусловленные излучением:

6.1

Электрических дуг

Не учитывается

6.2

Лазерного излучения

Не учитывается

6.3

Источников ионизирующего излучения

Не учитывается

6.4

Высокочастотных электромагнитных полей

Не учитывается

7

Опасности, вызванные материалами и веществами, которые применяются, обрабатываются или выделяются оборудованием:

7.1

Опасность, возникающая при контакте с токсичными жидкостями, пылью и испарениями, а также при вдыхании токсичных газов, паров или пыли

Не учитывается

7.2

Опасность пожара или взрыва

Не учитывается

7.3

Опасные биологические и микробиологические (вирусные или бактериальные) факторы

Не учитывается

8

Опасности из-за несоблюдения эргономических принципов в конструкции оборудования (несоответствие параметров оборудования антропометрическим данным человека):

8.1

Неудобное положение или чрезмерное физическое напряжение

5.1, 5.6.1.3, 7.1.2.8.4

8.2

Неправильное расположение рук и ног с точки зрения антропометрических особенностей

5.5, 5,7.2, 7.1.2.8

8.3

Отказ в использовании индивидуальных средств защиты

Не учитывается

8.4

Недостаточное освещение

5.8.8, 7.1.2.8.4, 7.1.2.9

8.5

Повышенное моральное напряжение, стресс

5.9

8.6

Субъективная ошибка

5.6.3, 5.19, 7.1.2.8, 7.1.2.9, 7.2, 7.3

9

Комбинация опасностей

Не учитывается

9.1

Ветровые нагрузки

5.2.2.12

10

Опасности, возникающие при нарушении энергоснабжения, поломке деталей оборудования и других функциональных нарушениях:

10.1

Нарушение энергоснабжения

5.6.1.6, 5.7.4.1, 5.8.2, 5.10, 7.1.2.5, 7.1.2.6

10.2

Неожиданный выброс частей оборудования или разбрызгивание жидкостей

5.7.2.3

10.3

Сбой (отказ) или нарушения в работе системы управления

5.8.2, 5.9.2.2, 5.9.3, 5.10.26

10.4

Ошибка при монтаже оборудования

5.4.1, 7.1.2.8

10.5

Опрокидывание оборудования, неожиданная потеря устойчивости

5.2, 5.3, 5.4, 7.1.2.8

11

Опасности, возникающие при отсутствии и/или неправильном расположении защитных средств:

11.1

Все виды защитных ограждений

5.5, 5.6.1.3, 5.6.1.4, 7.1.2.8, 7.1.2.11

11.2

Все виды предохранительных устройств

5.5, 7.1.2.8, 7.1.2.11

11.3

Устройства пуска и останова

5.9.5, 5.9.7, 7.1.2.8, 7.1.2.9

11.4

Символы и сигналы, предупреждающие об опасности

7.2

11.5

Все виды информационных или предупреждающих устройств

5.6.3, 7.2

11.6

Устройства отключения энергоснабжения

5.9.6

11.7

Аварийные устройства

5.6.2, 5.10, 7.1.2.6, 7.1.2.8, 7.1.2.11

11.8

Механизм подачи обрабатываемых материалов

Не учитывается

11.9

Устройство, необходимое для безопасного монтажа и/или технического обслуживания оборудования

7.1.2.6, 7.1.2.8, 7.1.2.11

11.10

Оборудование для отвода газов и т.п.

Не учитывается



Таблица 1.2 - Перечень опасных факторов, связанные с передвижением подъемников и подъемом ими грузов

Опасный фактор

Соответствующие пункты настоящего стандарта

Опасности, вызванные передвижением подъемников

12

Недостаточное освещение рабочей зоны и маршрута передвижения

Не учитывается

13

Опасность, связанная с внезапным движением, неустойчивостью во время управления и т.п.

Не учитывается

14

Несоответствие рабочего положения или положения во время движения

Не учитывается

15

Механические опасности

Не учитывается

16

Опасности во время подъема груза:

16.1

Отсутствие устойчивости

5.2.5, 5.3, 5.4.1, 5.4.2, 7.1.2.8

16.2

Сход оборудования с направляющих

5.4.1, 5.6.1, 5.9.7.2.2

16.3

Потеря механической прочности оборудования или грузоподъемных устройств

5.2, 5.3, 5.5.4, 5.6.2, 5.7, 7.1.2.11

16.4

Опасности, вызванные неконтролируемыми перемещениями

5.5.3, 5.6.2, 5.10, 7.1.2.9

16.5

Опасность от неконтролируемого движения кабины

5.5, 5.6.1, 5.10.3

16.6

Опасность от падения предметов на кабину

5.6.1.4

17

Недостаточный обзор траектории движения частей оборудования

5.5, 5.6.1, 7.1.2.9

18

Опасности, связанные с поражением молнией

Не учитывается

19

Опасности, связанные с нагрузкой или перегрузкой

5.2, 5.6, 7.1.2.9



Таблица 1.3 - Перечень опасных факторов, связанных с подъемом людей и грузов

Опасный фактор

Соответствующие пункты настоящего стандарта

Опасности для людей, поднимающихся на подъемнике

20

Опасности, связанные с перегрузкой или переполнением кабины

5.6, 5.7.3, 7.1 2 9

21

Неожиданные движения кабины вследствие заданных снаружи команд на движение или иных движений оборудования

5.7.4.1, 5.9.7.1.2, 5.9.7.2.3, 5.10.4

22

Превышение скорости

5.4.3, 5.6.2, 5.7.4.5

23

Выпадение людей из кабины

5.6.1

24

Падение или опрокидывание кабины

5.4.1, 5.6.2, 5.7, 5.9.7.2.2

25

Ускорение или торможение

5.4.3, 5.6.2, 5.7.4.5, 7.1.2.11

26

Неправильная маркировка

7.3

27

Опасность для людей в или на кабине

5.6, 5.4.3, 5.10

28

Управление на местах погрузки

5.9.7.1

29

Вход в кабину

5.5

5 Требования и меры безопасности

5.1 Общие положения


Конструкция подъемника должна обеспечивать безопасную эксплуатацию, монтаж/демонтаж, а также техническое обслуживание. Должна быть предусмотрена возможность монтажа подъемника с помощью безопасных средств доступа, например крыши кабины, или с использованием соответствующих устройств.

При проектировании всех конструкций, например секций мачт, следует рассчитывать их массу с учетом того, что их монтаж будет осуществляться вручную. В руководстве по эксплуатации необходимо сделать указания об использовании подъемных механизмов для перемещения деталей, масса которых превышает допустимую. Все снимаемые и откидные крышки должны иметь закрепляющие элементы.

5.1.1 Подъемники должны изготовляться в климатическом исполнении У категории размещения I по ГОСТ 15150 для работы при температуре окружающего воздуха от минус 40°С до плюс 40°С с верхним значением относительной влажности воздуха 80% при 25°С, атмосферой типа II по ГОСТ 15150, в I-V ветровых районах по ГОСТ 1451 при скорости ветра для рабочего состояния подъемника на высоте 10 м не более 14 м/с.

Подъемники должны сохранять работоспособность на высоте над уровнем моря до 2000 м.

Подъемники, предназначенные для эксплуатации в районах с холодным и тропическим климатом (исполнения ХЛ и Т), следует изготовлять по техническим условиям, разработанным на основе настоящего стандарта.

5.1.2 Свободностоящие подъемники, не крепящиеся к сооружению, используемые в районах с сейсмичностью более 6 баллов, должны быть выполнены в сейсмостойком исполнении с указанием в паспорте допустимого района установки.

5.1.3 Металлоконструкции подъемника следует изготовлять из сталей с механическими свойствами (в т.ч. и ударной вязкостью), химическим составом, свариваемостью, обеспечивающими работоспособность подъемника в диапазоне температур по 5.1.1.

5.2 Нагрузки и расчеты

5.2.1 Подъемник должен быть сконструирован таким образом, чтобы при всех предусмотренных условиях эксплуатации, в том числе при монтаже и демонтаже, а также, например, при низких температурах, его прочность была достаточной.

Конструирование подъемника и каждой относящейся к нему составной части должно происходить с учетом всех возможных случаев нагрузки, описанных в настоящем разделе. При этом во всех случаях нагрузки необходимо учитывать самое неблагоприятное положение кабины и груза по отношению к мачте и ее анкерному креплению, как при движении кабины вверх и вниз, так и при ее возможном горизонтальном перемещении, например повороте. Анкерное крепление между мачтой и строительным сооружением должно рассматриваться как часть конструкции подъемника.

5.2.2 При расчете подъемника и каждой относящейся к нему составной части необходимо учитывать следующие усилия и нагрузки:

5.2.2.1 Собственная масса, за исключением кабины и тех составных частей, которые перемещаются вместе с кабиной.

5.2.2.2 Собственная масса кабины без груза и всех составных частей, которые перемещаются вместе с кабиной.

5.2.2.3 Собственная масса платформы погрузочной площадки и дверей, если они создают нагрузку на конструкцию подъемника.

5.2.2.4 Номинальная нагрузка кабины

Воздействие сил, которые возникают вследствие номинальной нагрузки кабины и мачты, необходимо учитывать путем использования одного из двух следующих способов, которые различаются по удельной нагрузке на пол кабины:

а) если

ГОСТ 33651-2015 (EN 12159:2012) Подъемники строительные грузопассажирские. Общие технические условия кН/мГОСТ 33651-2015 (EN 12159:2012) Подъемники строительные грузопассажирские. Общие технические условия,


где F - номинальная нагрузка, кН;

А - общая площадь пола кабины, мГОСТ 33651-2015 (EN 12159:2012) Подъемники строительные грузопассажирские. Общие технические условия,

то номинальная нагрузка считается распределенной по уменьшенной площади AГОСТ 33651-2015 (EN 12159:2012) Подъемники строительные грузопассажирские. Общие технические условия, которая обеспечивает удельную нагрузку на единицу площади 4,0 кН/мГОСТ 33651-2015 (EN 12159:2012) Подъемники строительные грузопассажирские. Общие технические условия. При этом форма и расположение этой площади должны быть выбраны с условием самого неблагоприятного случая нагрузки как для кабины, так и для мачты. Пример приведен на рисунке 1.

Рисунок 1 - Пример нагрузки в соответствии с 5.2.2.4 a

ГОСТ 33651-2015 (EN 12159:2012) Подъемники строительные грузопассажирские. Общие технические условия


Рисунок 1 - Пример нагрузки в соответствии с 5.2.2.4 а)

b) если

ГОСТ 33651-2015 (EN 12159:2012) Подъемники строительные грузопассажирские. Общие технические условия кН/мГОСТ 33651-2015 (EN 12159:2012) Подъемники строительные грузопассажирские. Общие технические условия,


то номинальная нагрузка считается распределенной по площади АГОСТ 33651-2015 (EN 12159:2012) Подъемники строительные грузопассажирские. Общие технические условия, составляющей 80% всей опорной площади пола кабины. При этом форма и расположение этой площади должны быть выбраны с условием самого неблагоприятного случая нагрузки как для кабины, так и для мачты. Пример приведен на рисунке 2.

Рисунок 2 - Пример нагрузки в соответствии с 5.2.2.4 b

ГОСТ 33651-2015 (EN 12159:2012) Подъемники строительные грузопассажирские. Общие технические условия


Рисунок 2 - Пример нагрузки в соответствии с 5.2.2.4 b)

5.2.2.5 Если при равномерном распределении номинальной нагрузки по всей опорной площади пола кабины нагрузка окажется меньше 4,0 кН/мГОСТ 33651-2015 (EN 12159:2012) Подъемники строительные грузопассажирские. Общие технические условия, то при расчете следует исходить из нагрузки не менее 4,0 кН/мГОСТ 33651-2015 (EN 12159:2012) Подъемники строительные грузопассажирские. Общие технические условия на всей площади А пола кабины (см. рисунок 3).

Рисунок 3 - Равномерное распределение нагрузки

ГОСТ 33651-2015 (EN 12159:2012) Подъемники строительные грузопассажирские. Общие технические условия


Рисунок 3 - Равномерное распределение нагрузки

5.2.2.6 Усилие при загрузке и разгрузке рассчитывают как результирующую вертикальных и горизонтальных сил (см. рисунок 4), каждую из которых рассчитывают следующим образом:

- вертикальная сила FГОСТ 33651-2015 (EN 12159:2012) Подъемники строительные грузопассажирские. Общие технические условия равна 50% номинальной нагрузки, но не менее чем 2,0 кН, или для номинальной нагрузки, превышающей 20 кН, рассчитывают по следующей формуле

FГОСТ 33651-2015 (EN 12159:2012) Подъемники строительные грузопассажирские. Общие технические условия=4+0,3F, (1)


где FГОСТ 33651-2015 (EN 12159:2012) Подъемники строительные грузопассажирские. Общие технические условия - вертикальная сила, кН;

F - номинальная нагрузка, кН;

- горизонтальная сила FГОСТ 33651-2015 (EN 12159:2012) Подъемники строительные грузопассажирские. Общие технические условия равна 20% номинальной нагрузки, но не менее чем 0,5 кН и не более чем 2,5 кН.

Предполагается, что местом приложения обеих сил является точка, расположенная на уровне пола на расстоянии 1/3 ширины входного проема кабины. Направление их действия выбирается с условием самого неблагоприятного случая нагрузки как для кабины, так и для мачты. Нагрузки, возникающие в мачте и в кабине, рассчитывают, минимум для следующих точек приложения сил, действующих при загрузке и разгрузке:

- на пороге кабины;

- на кромке трапа или другом выступе кабины, если они не опираются на погрузочную площадку.

При этом следует предполагать, что остальная часть номинальной нагрузки FГОСТ 33651-2015 (EN 12159:2012) Подъемники строительные грузопассажирские. Общие технические условия должна быть приложена в центре кабины.

Соответствующие нагрузки следует учитывать при расчете порога погрузочной площадки и всех поддерживающих конструкций. Информация об этих нагрузках должна приводиться в руководстве по эксплуатации.

Рисунок 4 - Пример действия сил при загрузке и разгрузке

ГОСТ 33651-2015 (EN 12159:2012) Подъемники строительные грузопассажирские. Общие технические условия


Рисунок 4 - Пример действия сил при загрузке и разгрузке

5.2.2.7 Динамические нагрузки рассчитывают посредством умножения фактической массы всех подвижных элементов (кабины, номинальной нагрузки, стальных канатов и т.п.) на коэффициент ГОСТ 33651-2015 (EN 12159:2012) Подъемники строительные грузопассажирские. Общие технические условия

ГОСТ 33651-2015 (EN 12159:2012) Подъемники строительные грузопассажирские. Общие технические условия=(1,1 +0,264 V), (2)


где V - номинальная скорость, м/с.

Можно использовать другие коэффициенты при условии, что они приведут к более точным результатам.

5.2.2.8 Для определения сил, возникающих при срабатывании ловителя, фактическую массу всех подвижных элементов необходимо умножить на коэффициент 2,5.

Можно использовать меньший коэффициент, но не менее 1,2, принимая во внимание, что он применим для всех условий загрузки и нагрузке, превышающей номинальную в 1,3 раза. При расчетах необходимо учитывать также и силу инерции системы привода.

5.2.2.9 Если крышу кабины используют для монтажа и демонтажа, технического обслуживания или в качестве аварийного выхода, она должна выдерживать нагрузку не менее 3,0 кН, приложенную на площади, равной 1,0 мГОСТ 33651-2015 (EN 12159:2012) Подъемники строительные грузопассажирские. Общие технические условия, расположенной в самом неблагоприятном месте. Крыша должна также выдерживать нагрузку в 1,2 кН, приложенную на площади 0,1х0,1 м в любом месте.

5.2.2.10 Если крыша кабины не предназначена для нахождения на ней обслуживающего персонала, то она должна выдерживать нагрузку в 1,0 кН, приложенную на площади 0,1х0,1 м в любом месте.

5.2.2.11 Пол кабины должен выдерживать без остаточной деформации статическую нагрузку 1,5 кН или 25% от полезной нагрузки (выбирается большее значение), но не более 3 кН, приложенную на площади 0,1х0,1 м в самом неблагоприятном месте.

5.2.2.12 Воздействие ветровой нагрузки

5.2.2.12.1 Скоростной напор ветра q, Н/мГОСТ 33651-2015 (EN 12159:2012) Подъемники строительные грузопассажирские. Общие технические условия, рассчитывают по общей формуле

ГОСТ 33651-2015 (EN 12159:2012) Подъемники строительные грузопассажирские. Общие технические условия, (3)


где VГОСТ 33651-2015 (EN 12159:2012) Подъемники строительные грузопассажирские. Общие технические условия - скорость ветра, м/с.

Предполагают, что ветер действует горизонтально в любом направлении. При расчете принимают самое неблагоприятное направление потока ветра.

Расчеты следует проводить по ГОСТ 1451 с учетом следующих требований:

5.2.2.12.2 Воздействие ветровой нагрузки на кабину

При расчете ветровой нагрузки на кабину следует предполагать, что боковые стенки являются сплошными. Аэродинамический коэффициент с предполагается равным 1,2. Это значение учитывает как коэффициент формы, так и коэффициент затенения.

Если конструкция кабины позволяет транспортирование грузов, выступающих за пределы кабины, согласно 5.6.1.4.3, то при расчете ветровой нагрузки при эксплуатации подъемника необходимо учитывать дополнительную площадь, равную площади полностенного корпуса, с площадью основания, равного площади отверстия в крыше кабины, и высотой 2 м над уровнем кабины.

5.2.2.12.3 Ветровые нагрузки

5.2.2.12.3.1 Общее

При расчете ветровых нагрузок для подъемника рассматривают три случая:

5.2.2.12.3.2 Действие ветровой нагрузки во время эксплуатации подъемника.

Независимо от высоты расположения подъемника необходимо исходить из минимального значения скоростного напора ветра q=250 Н/мГОСТ 33651-2015 (EN 12159:2012) Подъемники строительные грузопассажирские. Общие технические условия, что соответствует скорости ветра V=20 м/с.

5.2.2.12.3.3 Ветровая нагрузка, действующая на подъемник в нерабочем состоянии

Если подъемник находится в нерабочем состоянии, то предполагаемое значение скоростного напора ветра зависит от высоты расположения подъемника над уровнем земли, а также географического региона его установки.

При расчете принимают минимальные значения скоростного напора ветра, приведенные в таблице 2.


Таблица 2 - Минимальные значения скоростного напора ветра

Высота расположения подъемника над уровнем земли Н, м

Скоростной напор ветра q для географических регионов А - Е, Н/мГОСТ 33651-2015 (EN 12159:2012) Подъемники строительные грузопассажирские. Общие технические условия

А/В

С

D

Е

0<НГОСТ 33651-2015 (EN 12159:2012) Подъемники строительные грузопассажирские. Общие технические условия10

544

741

968

1225

10<НГОСТ 33651-2015 (EN 12159:2012) Подъемники строительные грузопассажирские. Общие технические условия20

627

853

1114

1410

20 < НГОСТ 33651-2015 (EN 12159:2012) Подъемники строительные грузопассажирские. Общие технические условия50

757

1031

1347

1704

50<НГОСТ 33651-2015 (EN 12159:2012) Подъемники строительные грузопассажирские. Общие технические условия100

879

1196

1562

1977

100<НГОСТ 33651-2015 (EN 12159:2012) Подъемники строительные грузопассажирские. Общие технические условия150

960

1306

1706

2159


Регионы А-Е приведены на европейской карте штормовых ветров (см. приложение А).

5.2.2.12.3.4 Ветровая нагрузка во время монтажа и демонтажа подъемника

Независимо от высоты расположения подъемника необходимо исходить из минимального значения скоростного напора ветра q=100 Н/мГОСТ 33651-2015 (EN 12159:2012) Подъемники строительные грузопассажирские. Общие технические условия, что соответствует скорости ветра V=12,5 м/с.

5.2.2.13 При расчете следует учитывать возможные угловые отклонения (мачты) от вертикали не менее 0,5°.

5.2.2.14 При расчете ветровой нагрузки при монтаже и демонтаже подъемника можно не принимать в расчет благоприятное воздействие противовеса.

5.2.2.15 При учете сил, возникающих при посадке на буфер, необходимо принимать в расчет замедление 1g, если меньшее значение замедления не обосновано.

5.2.3 Коэффициенты запаса прочности

5.2.3.1 Стальные конструкции

a) Допускаемые напряжения ГОСТ 33651-2015 (EN 12159:2012) Подъемники строительные грузопассажирские. Общие технические условия, возникающие в стальных конструкциях, рассчитывают по формуле

ГОСТ 33651-2015 (EN 12159:2012) Подъемники строительные грузопассажирские. Общие технические условия, (4)


где ГОСТ 33651-2015 (EN 12159:2012) Подъемники строительные грузопассажирские. Общие технические условия - предел текучести Н/ммГОСТ 33651-2015 (EN 12159:2012) Подъемники строительные грузопассажирские. Общие технические условия;

ГОСТ 33651-2015 (EN 12159:2012) Подъемники строительные грузопассажирские. Общие технические условия - коэффициент запаса прочности по пределу текучести.

b) Расчеты в соответствии со второй теорией прочности (теорией продольных деформаций):

при расчете напряжений необходимо учитывать прогиб конструкции. Это важно при расчете гибких конструкций или в случае применения материалов с низким модулем упругости. Такой расчет можно производить с помощью второй теории прочности.

Из двух значений ГОСТ 33651-2015 (EN 12159:2012) Подъемники строительные грузопассажирские. Общие технические условия, или ГОСТ 33651-2015 (EN 12159:2012) Подъемники строительные грузопассажирские. Общие технические условия, применяют самое неблагоприятное значение ГОСТ 33651-2015 (EN 12159:2012) Подъемники строительные грузопассажирские. Общие технические условия - фактический предел текучести, Н/ммГОСТ 33651-2015 (EN 12159:2012) Подъемники строительные грузопассажирские. Общие технические условия. Коэффициенты запаса прочности ГОСТ 33651-2015 (EN 12159:2012) Подъемники строительные грузопассажирские. Общие технические условия и ГОСТ 33651-2015 (EN 12159:2012) Подъемники строительные грузопассажирские. Общие технические условия должны соответствовать значениям, представленным в таблице 3 в соответствии с нагрузками по таблице 7.


Таблица 3 - Коэффициенты запаса прочности для стальных конструкций

Расчетный вариант нагрузки

Коэффициент запаса прочности, ГОСТ 33651-2015 (EN 12159:2012) Подъемники строительные грузопассажирские. Общие технические условия

А

2,0

В

1,33

С

1,25

5.2.3.2 Алюминиевые конструкции

а) Допускаемые напряжения ГОСТ 33651-2015 (EN 12159:2012) Подъемники строительные грузопассажирские. Общие технические условия возникающие в алюминиевых конструкциях, рассчитывают по формулам:

ГОСТ 33651-2015 (EN 12159:2012) Подъемники строительные грузопассажирские. Общие технические условия, или (5)


ГОСТ 33651-2015 (EN 12159:2012) Подъемники строительные грузопассажирские. Общие технические условия (6)


и из двух значений применяют меньшее значение,

где ГОСТ 33651-2015 (EN 12159:2012) Подъемники строительные грузопассажирские. Общие технические условия - напряжение при разрыве, Н/ммГОСТ 33651-2015 (EN 12159:2012) Подъемники строительные грузопассажирские. Общие технические условия,

ГОСТ 33651-2015 (EN 12159:2012) Подъемники строительные грузопассажирские. Общие технические условия - коэффициент запаса прочности по отношению к напряжению при разрыве.

b) Расчеты в соответствии со второй теорией прочности (теорией наибольших продольных деформаций):

при расчете напряжений необходимо одновременно учитывать прогиб конструкции. Это важно при расчете гибких конструкций или в случае применения материалов с низким модулем упругости. Такой расчет может проводиться с помощью второй теории прочности.

Из двух значений ГОСТ 33651-2015 (EN 12159:2012) Подъемники строительные грузопассажирские. Общие технические условия или ГОСТ 33651-2015 (EN 12159:2012) Подъемники строительные грузопассажирские. Общие технические условия применяют меньшее значение.

Коэффициенты запаса прочности по отношению к ГОСТ 33651-2015 (EN 12159:2012) Подъемники строительные грузопассажирские. Общие технические условия и ГОСТ 33651-2015 (EN 12159:2012) Подъемники строительные грузопассажирские. Общие технические условия должны соответствовать значениям, представленным в таблице 4, в соответствии с нагрузками по таблице 5.


Таблица 4 - Коэффициенты запаса прочности для алюминиевых конструкций

Расчетный вариант нагрузки

Коэффициент запаса прочности ГОСТ 33651-2015 (EN 12159:2012) Подъемники строительные грузопассажирские. Общие технические условия по отношению к пределу текучести

Коэффициент запаса прочности ГОСТ 33651-2015 (EN 12159:2012) Подъемники строительные грузопассажирские. Общие технические условия по отношению к напряжению при разрыве

А

2,0

2,50

В

1,55

2,25

С

1,41

2,05

5.2.4 Расчетные варианты нагрузок; различные комбинации нагрузок и усилий


Таблица 5 - Расчетные варианты нагрузок

Номер расчетного варианта нагрузки

Расчетный вариант нагрузки для

Силы и их воздействие согласно 5.2.2.(Х)ГОСТ 33651-2015 (EN 12159:2012) Подъемники строительные грузопассажирские. Общие технические условия

Расчетный вариант нагрузкиГОСТ 33651-2015 (EN 12159:2012) Подъемники строительные грузопассажирские. Общие технические условия

la

Обычного использования (детали конструкции, включая мачту, анкерные крепления мачты, опорную раму и все несущие детали конструкции)

(1) 3), (3), (12.3.2), (13) (2) умноженное на (7) (4) умноженное на (7)

А

lb

Обычного использования: кабина

(12.2.1)(2) умноженное на (7) (4) умноженное на (7)

А

IIa

Обычной загрузки кабины: мачта

(1), (2), (3), (6), (12.2.1)

А

IIb

Обычной загрузки кабины: кабина

(2), (6), (12.3.2)

А

IIIa

Непредусмотренных усилий: мачта

(1) 3), (3), (12.3.2), (13) (2) умноженное на (7) (5) умноженное на (7)

С

IIIb

Непредусмотренных усилий: кабина

(12.3.2) (2) умноженное на (7) (5) умноженное на (7)

С

IVa

Непредусмотренных срабатываний ловителя: мачта

(1)3), (3), (12.3.2), (13) (2) умноженное на (8) (4) умноженное на (8)

С

IVb

Непредусмотренных срабатываний ловителя: кабина

(12.2.1) (2) умноженное на (8) (4) умноженное на (8)

С

IVc

Непредусмотренных срабатываний ловителя: ловитель

(2) умноженное на (8)
(4) умноженное на (8)

С

Va

Непредусмотренных нагрузок в нерабочем режиме: мачта

(9) умноженное на (7)

В

Vb

Непредусмотренной эксплуатации: невозможность доступа на крышу кабины

(10)

С

VI

Непредусмотренных нагрузок в нерабочем режиме: мачта

(1), (3), (12.3.3), (13)

В

VII

Непредусмотренного срабатывания: посадка кабины на нижний буфер

(2), (4), (15)

С

IX

Строительного сооружения (детали конструкции, включая мачту, анкерные крепления мачты, опорную раму и все остальные несущие детали конструкции)

(1)ГОСТ 33651-2015 (EN 12159:2012) Подъемники строительные грузопассажирские. Общие технические условия, (3), (12.3.2), (13) (2) умноженное на (7) (4) умноженное на (7)

В

ГОСТ 33651-2015 (EN 12159:2012) Подъемники строительные грузопассажирские. Общие технические условия X соответствует номеру пункта 5.2.4. Например, для варианта нагрузки IIb (обычная загрузка кабины: кабина) необходимо учитывать следующие нагрузки и усилия: 5.2.2.2, 5.2.2.6 и 5.2.2.12.3.2. На них в таблице сделана ссылка в сокращенной форме: (2), (6), (12.3.2).

ГОСТ 33651-2015 (EN 12159:2012) Подъемники строительные грузопассажирские. Общие технические условия См. таблицы 5 и 6.

ГОСТ 33651-2015 (EN 12159:2012) Подъемники строительные грузопассажирские. Общие технические условия Если кабина перемещается с помощью механизма пантографного типа, то масса механизма умножается на коэффициент в соответствии с 5.2.2.7.

5.2.5 Устойчивость

Для свободностоящих подъемников во время монтажа и при эксплуатации используют расчетные варианты нагрузки и коэффициенты устойчивости, приведенные в таблице 6.

Все усилия, влияющие на устойчивость, имеют коэффициент, равный 1,0.


Таблица 6 - Коэффициенты устойчивости SГОСТ 33651-2015 (EN 12159:2012) Подъемники строительные грузопассажирские. Общие технические условия для различных сил

Нагрузки или усилия, действующие на подъемник

Нагрузки и усилия согласно 5.2.2.(X)ГОСТ 33651-2015 (EN 12159:2012) Подъемники строительные грузопассажирские. Общие технические условия

Коэффициент устойчивости SГОСТ 33651-2015 (EN 12159:2012) Подъемники строительные грузопассажирские. Общие технические условия

Собственная масса в состоянии покоя

(1), (3)

1,1

Собственная масса в состоянии движения

(2)

1,5

Номинальная нагрузка

(4), (5), (6)

1,5

Ветровая нагрузка при эксплуатации

(12.3.2)

1,2

Ветровая нагрузка в нерабочем состоянии

(12.3.3)

1,2

Ветровая нагрузка при монтаже и демонтаже

(12.3.4)

1,2

Угловые отклонения мачты

(13)

1,0

ГОСТ 33651-2015 (EN 12159:2012) Подъемники строительные грузопассажирские. Общие технические условия См. сноску "1)" таблицы 5.


Сумма удерживающих моментов должна быть больше или равна сумме опрокидывающих моментов, умноженных на коэффициенты устойчивости SГОСТ 33651-2015 (EN 12159:2012) Подъемники строительные грузопассажирские. Общие технические условия.

5.2.6 Расчет эксплуатационной (усталостной) прочности элементов привода и тормозной системы

5.2.6.1 Для всех несущих элементов, работающих под нагрузкой, у которых может наступить усталость материалов, должен быть произведен расчет эксплуатационной (усталостной) прочности. При расчете необходимо учитывать переменную величину напряжения и количество циклов нагружения, которые могут многократно превышать количество рабочих циклов подъемника.

При определении количества циклов нагружения изготовитель должен принимать следующее:

- 80000 циклов перемещений с нагрузкой в кабине, составляющей 50% от номинальной грузоподъемности;

- 80000 циклов перемещений с кабиной без нагрузки;

- при расчете элементов привода следует исходить из того, что один цикл перемещения (движение с ускорением из состояния покоя до номинальной скорости - движение с номинальной скоростью - торможение до состояния покоя) составляет 20 м (см. также 7.1.2.11).

При расчете каждого элемента следует принимать самый неблагоприятный случай перемещения вверх и вниз.

29.05.2017, 7 просмотров.

Атрибуты

Номер документа 33605-2015
Вид документа ГОСТ
Принявший орган Росстандарт
Статус Действующий
Опубликован Официальное издание. М.: Стандартинформ, 2016 год
Дата принятия 02.06.2016
Дата начала действия 01.01.2017
Система управления сайтом Host CMS