СП 253.1325800.2016 Инженерные системы высотных зданий


СП 251.1325800.2016


Группа Т62

     
     
СВОД ПРАВИЛ

ЗДАНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

ПРАВИЛА ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Educational institution buildings. Design rules



ОКС 91.040.99

Дата введения 2017-02-18

     
     
Предисловие


Сведения о своде правил

1 ИСПОЛНИТЕЛИ - Открытое акционерное общество "Московский научно-исследовательский и проектный институт типологии, экспериментального проектирования" (ОАО "МНИИТЭП"), НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков (ФГАУ "НЦЗД" Минздрава России), Центральный научно-исследовательский институт строительных конструкций имени В.А.Кучеренко (ЦНИИСК им.В.А.Кучеренко)

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 465 "Строительство"

3 ПОДГОТОВЛЕН к утверждению Департаментом градостроительной деятельности и архитектуры Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России)

4 УТВЕРЖДЕН приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 17 августа 2016 г. N 572/пр и введен в действие с 18 февраля 2017 г.

5 ЗАРЕГИСТРИРОВАН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт)

6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ


В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего свода правил соответствующее уведомление будет опубликовано в установленном порядке. Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте разработчика (Минстрой России) в сети Интернет

Введение


Настоящий свод правил разработан в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" и с учетом СП 118.13330.2012 "Общественные здания и сооружения".

Настоящий свод правил разработан в целях создания пространственной среды зданий общеобразовательных учреждений, обеспечивающей современный уровень обучения, безопасные условия пребывания обучающихся и удобные условия пребывания персонала.

Работа выполнена авторским коллективом: ОАО "Московский научно-исследовательский и проектный институт типологии и экспериментального проектирования" (д-р техн. наук В.В.Гурьев, канд. экон. наук Е.А.Лепешкина, А.Ю.Солодова (ответ. исполнитель темы), канд. физ.-мат. наук В.М.Дорофеев, канд. архит. Б.В.Дмитриев, канд. экон. наук Ю.В.Герасименко, А.В.Кузилин, В.Ф.Совинкин, И.Ю.Спиридонов, Т.В.Крюкова, А.Н.Добровольский, Е.В.Хаимова-Малькова), НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков (д-р мед. наук В.Р.Кучма, д-р мед. наук М.И.Степанова, канд. мед. наук Б.З.Воронова), ЦНИИСК им.В.А.Кучеренко (д-р техн. наук Ю.В.Кривцов, канд. техн. наук В.В.Пивоваров, П.П.Колесников), Департамент градостроительной политики г.Москвы (канд. архит. С.И.Яхкинд).

1 Область применения

1.1 Настоящий свод правил устанавливает на территории Российской Федерации требования к размещению и организации сети зданий и комплексов общеобразовательных организаций, к участку территории, функциональным группам, составу и площадям помещений, объемно-планировочным решениям, освещению, инженерному оборудованию.

1.2 Настоящий свод правил распространяется на проектирование вновь строящихся, реконструируемых зданий и комплексов общеобразовательных организаций любых организационно-правовых форм и форм собственности, а также учебных и общешкольных помещений школ-интернатов.

1.3 Настоящий свод правил не распространяется на спальные корпуса общеобразовательных организаций, в которых созданы условия для проживания обучающихся в интернате.

2 Нормативные ссылки


В настоящем своде правил использованы нормативные ссылки на следующие документы:

ГОСТ 27751-2014 Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения

ГОСТ 30247.1-94 Конструкции строительные. Методы испытаний на огнестойкость. Несущие и ограждающие конструкции

ГОСТ 31937-2011 Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния

ГОСТ Р 50571.28-2006 (МЭК 60364-7-710:2002) Электроустановки зданий. Часть 7-710. Требования к специальным электроустановкам. Электроустановки медицинских помещений

ГОСТ Р 51844-2009 Техника пожарная. Шкафы пожарные. Общие технические требования. Методы испытаний

ГОСТ Р 53307-2009 Конструкции строительные. Противопожарные двери и ворота. Метод испытаний на огнестойкость

ГОСТ Р 54944-2012 Здания и сооружения. Методы измерения освещенности

ГОСТ Р 55964-2014 Лифты. Общие требования безопасности при эксплуатации

ГОСТ Р EH 1177-2013 Покрытия игровых площадок ударопоглощающие. Определение критической высоты падения

СП 1.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы (с изменением N 1)

СП 2.13130.2012 Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты (с изменением N 1)

СП 3.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах. Требования пожарной безопасности

СП 5.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования (с изменением N 1)

СП 8.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности (с изменением N 1)

СП 10.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Требования пожарной безопасности (с изменением N 1)

СП 12.13130.2009 Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности (с изменением N 1)

СП 14.13330.2014 "СНиП II-7-81* Строительство в сейсмических районах"

СП 28.13330.2012 "СНиП 2.03.11-85 Защита строительных конструкций от коррозии" (с изменением N 1)

СП 30.13330.2012 "СНиП 2.04.01-85* Внутренний водопровод и канализация зданий"

СП 42.13330.2011 "СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений"

СП 50.13330.2012 "СНиП 23-02-2003 Тепловая защита зданий"

СП 52.13330.2011 "СНиП 23-05-95* Естественное и искусственное освещение"

СП 59.13330.2012 "СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" (с изменением N 1)

СП 60.13330.2012 "СНиП 41-01-2003 Отопление, вентиляция и кондиционирование"

СП 113.13330.2012 "СНиП 21-02-99* Стоянки автомобилей" (с изменением N 1)

СП 118.13330.2012 "СНиП 31-06-2009 Общественные здания и сооружения" (с изменением N 1)

СП 132.13330.2011 Обеспечение антитеррористической защищенности зданий и сооружений. Общие требования проектирования

СП 133.13330.2012 Сети проводного радиовещания и оповещения в зданиях и сооружениях. Нормы проектирования

СП 134.13330.2012 Системы электросвязи зданий и сооружений. Основные положения проектирования

СП .1325800.2016* Здания дошкольных образовательных организаций. Правила проектирования

________________

* В настоящее время документ проходит регистрацию в Росстандарте, здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.


СанПиН 2.1.2.1188-03 Плавательные бассейны. Гигиенические требования к устройству, эксплуатации и качеству воды. Контроль качества

СанПиН 2.2.1/2.1.1.1076-01 Гигиенические требования к инсоляции и солнцезащите помещений жилых и общественных зданий и территорий

СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий

СанПиН 2.2.1/2.1.1.2585-10 Изменения и дополнения N 1 к санитарным правилам и нормам СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 "Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий"

СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы

СанПиН 2.4.1.3049-13 Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций

СанПиН 2.4.2.2821-10 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях

СанПиН 2.4.5.2409-08 Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования

Примечание - При пользовании настоящим сводом правил целесообразно проверить действие ссылочных документов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный документ, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого документа с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого документа с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего свода правил в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку. Сведения о действии сводов правил целесообразно проверить в Федеральном информационном фонде стандартов.

3 Термины, определения и сокращения

3.1 В настоящем своде правил применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1.1 групповые занятия: Занятия с разделением класса на группы.

3.1.2 дежурное отопление: Обогревание помещений с переменным тепловым режимом: установление в нерабочий период суток, в дни отдыха и праздников пониженной температуры воздуха.

3.1.3 индивидуальные занятия: Занятия с рассредоточением обучающихся по всему классному помещению для самостоятельного решения поставленных учителем задач; обучающиеся могут быть обращены лицом на периметр стен с закрепленным на них дидактическим материалом или проводить занятия с техническими средствами обучения.

3.1.4

комбинированное искусственное освещение: Искусственное освещение, при котором к общему искусственному освещению добавляется местное.

[СП 52.13330.2011, приложение Б]

3.1.5 конструктивная огнезащита: Способ огнезащиты строительных конструкций, основанный на создании на обогреваемой поверхности конструкции теплоизоляционного слоя средства огнезащиты.

3.1.6 лаборантская: Помещение для хранения и подготовки оборудования к проведению опытов учителем и лаборантом.

3.1.7 лаборантская-практикум: Помещение с совмещенными функциями лаборантской и практикума.

3.1.8 лаборатория: Помещение, специально приспособленное для проведения научно-исследовательской и учебной деятельности.

3.1.9 метод технического обслуживания по состоянию: Метод технического обслуживания и ремонта, основанный на обслуживании с планированием мероприятий по значениям фактических (текущих) параметров технического состояния элементов инженерного оборудования и конструктивных элементов зданий.

3.1.10 многофункциональный интегрированный пожарный шкаф: Вид пожарного инвентаря, предназначенного для размещения и обеспечения сохранности первичных средств пожаротушения, индивидуальной защиты, спасения людей и материальных ценностей.

3.1.11 модульная решетка покрытия: Конструкция с ячейками одинакового размера, предназначенными для засыпки грунта, защищающая корневую систему растений от физических повреждений и образующая твердую поверхность для проезда/прохода.

3.1.12 нормативный ресурс: Расчетное значение оставшегося срока эксплуатации элемента инженерного оборудования и конструкции до отказа.

3.1.13 общеобразовательная организация: Образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и/или среднего общего образования.

3.1.14 организационно-педагогическая структура: Соотношение параллелей классов различных уровней общего образования:

возрастные классные группы;
число параллелей классов

например:

полная средняя школа

СП 251.1325800.2016 Здания общеобразовательных организаций. Правила проектирования


основная школа (начальное общее и основное общее образование)

СП 251.1325800.2016 Здания общеобразовательных организаций. Правила проектирования


школа (начальное общее и основное общее образование)

СП 251.1325800.2016 Здания общеобразовательных организаций. Правила проектирования


школа (среднее общее образование)

СП 251.1325800.2016 Здания общеобразовательных организаций. Правила проектирования.

3.1.15 параллель классов: Число классов, обучающихся по программе одного учебного года.

Примечание - Параллель 7-х классов - несколько классов школы, в которых детей обучают по общеобразовательной программе 7-го класса.

3.1.16 площадки для тихого отдыха: Площадки для настольных игр, чтения, созерцания природы, оборудованные скамейками, цветниками, фонтанами, столами для настольных игр.

3.1.17 полная школа: Школа с равным числом параллелей классов по всем возрастным группам,

СП 251.1325800.2016 Здания общеобразовательных организаций. Правила проектирования

3.1.18 помещения вспомогательного назначения: Коридоры, тамбуры, переходы, лестничные клетки, внутренние открытые лестницы и пандусы; лифтовые шахты; помещения, предназначенные для размещения инженерного оборудования и инженерных сетей.

3.1.19 помещения, определяемые функциональными процессами: Учебные и общешкольные помещения, определяемые заданием на проектирование и входящие в расчетную площадь.

3.1.20 практикум (лаборатория-практикум): Помещение для лабораторных практических и учебно-опытных работ.

3.1.21 рекреация: Помещение для отдыха обучающихся между уроками.

Примечание - Активная рекреация - спортивно-игровая среда для организации оптимального психофизиологического отдыха обучающихся в рекреационном пространстве образовательной организации на основе управляемого двигательного компонента.

3.1.22 рекреационный центр: Многофункциональное пространство (помещение) зального или атриумного типа, объединяющее общешкольные и учебные блоки. Предназначается для театральных и эстрадных действий, собраний, проведения зимних елок, маскарадов, танцев, музыкальных мероприятий и просто досуга.

3.1.23 ресурсный метод технического обслуживания зданий: Метод технического обслуживания и ремонта, основанный на планировании профилактических и ремонтных работ на основании нормативных и расчетных показателей износа конструктивных и инженерных элементов здания.

3.1.24 ресурсный центр: Помещение при учебной секции, где сосредоточены наглядные учебные пособия и технические средства обучения.

3.1.25 сетевая школа: Образовательная организация, размещенная в группе близко расположенных зданий школ и имеющая неравное число параллелей классов (меньшее в начальной школе и большее для основного и старшего уровней образования), рассчитанная на обслуживание других начальных школ.

Примечание - СП 251.1325800.2016 Здания общеобразовательных организаций. Правила проектирования СП 251.1325800.2016 Здания общеобразовательных организаций. Правила проектирования; СП 251.1325800.2016 Здания общеобразовательных организаций. Правила проектирования.

3.1.26 смешанные формы ведения урока: Одновременное ведение фронтальных, групповых и индивидуальных форм работы.

3.1.27 совмещенное освещение: Сочетание бокового естественного освещения с искусственным.

3.1.28 специализированный кабинет: Учебное помещение, предназначенное для проведения занятий с учетом особенностей отдельных предметов и дисциплин.

3.1.29

тонкослойное огнезащитное покрытие (вспучивающееся покрытие, краска): Способ огнезащиты строительных конструкций, основанный на нанесении на обогреваемую поверхность конструкции специальных лакокрасочных составов с толщиной сухого слоя, не превышающей 3 мм, увеличивающих ее многократно при нагревании.

[СП 2.13130.2012, статья 3.3]

3.1.30 универсальная ячейка: Группа помещений в трансформируемом блоке начальных классов, рассчитанная на пребывание одного класса или дошкольной группы.

3.1.31 уровень образования: Выделяют уровни общего образования:

1) дошкольное образование;

2) начальное общее образование: 1-4 (1-3) классы;

3) основное общее образование: 5-9 (5-8) классы;

4) среднее общее образование: 9-11 (8-11) классы.

3.1.32 учебная секция: Группа классных помещений (учебных кабинетов), рекреация, ресурсный центр и санузлы.

3.1.33 учебный кабинет: Помещение для проведения занятий по различным дисциплинам.

3.1.34 фронтальные занятия: Занятия, на которых все обучающиеся сидят лицом к классной доске и учителю.

3.2 Сокращения

АПС - автоматическая пожарная сигнализация;

БНК - блок начальных классов;

ДОО - дошкольная образовательная организация;

ИКТ - информационно-коммуникационные технологии;

КПД - коэффициент полезного действия;

МГН - маломобильная группа населения;

ОО - общеобразовательная организация;

ОУ - осветительная установка;

СПШ - старшая профильная школа, реализующая образовательные программы среднего общего образования, с дополнительным изучением профильных дисциплин;

ТОиР - техническое обслуживание и ремонт;

ТСО - технические средства обучения.

4 Общие положения

4.1 К организациям, осуществляющим общеобразовательную деятельность, относятся школы начального, основного и общего среднего образования, БНК (см. приложение Б), СПШ, школа с углубленным изучением отдельных дисциплин.

4.2 Общеобразовательные организации обеспечивают осуществление общеобразовательной деятельности в соответствии с уровнями образования, определенными федеральным законом [1]:

- начальное общее образование (1-4 классы);

- основное общее образование (5-9 классы);

- среднее общее образование (10-11 или 8, 9-11 классы).

4.3 Вместимость зданий ОО (расчетное число обучающихся) определяют заданием на проектирование исходя из организационно-педагогической структуры ОО, градостроительных и демографических условий. Структуру и вместимость зданий ОО принимают с учетом приложения В.

4.4 Отдельно стоящие здания ОО не рекомендуется проектировать более чем на 1400 обучающихся. При большем числе обучающихся организацию проектируют в виде комплекса зданий с единым общешкольным центром и несколькими автономными учебными корпусами, в том числе для начальных классов.

4.5 Наполняемость классов и групп продленного дня устанавливают заданием на проектирование, но не более 30 обучающихся. Площади классов принимают согласно СанПиН 2.4.2.2821.

При реконструкции существующих зданий ОО наполняемость классов допускается определять исходя из удельной площади учебных помещений и площади на одного обучающегося не менее 2,5 мСП 251.1325800.2016 Здания общеобразовательных организаций. Правила проектирования при фронтальных формах занятий, не менее 3,5 мСП 251.1325800.2016 Здания общеобразовательных организаций. Правила проектирования - при организации групповых форм работы и индивидуальных занятиях.

4.6 При проведении занятий по иностранному языку в 1-11 классах и трудовому обучению в 5-11 классах, физической культуре в 10-11 классах, по информатике и вычислительной технике, физике, химии и биологии (во время практических занятий) классную группу делят на две подгруппы.

Допускается деление классной группы на две подгруппы при проведении занятий по проектной деятельности.

В общеобразовательных организациях с профильным обучением, углубленным изучением отдельных дисциплин для проведения практических работ допускается деление класса на несколько подгрупп, исходя из дифференцированных или интегрированных программ обучения, а также для организации групповых работ и самостоятельных занятий обучающихся по интересам. Помещения студий и кружков принимают по заданию на проектирование.

5 Требования к организации сети, виды и типы общеобразовательных организаций

5.1 Сеть ОО следует рассматривать как основное звено общей системы учебно-воспитательных организаций, включающей в себя помимо общеобразовательных внешкольные организации и организации для трудового обучения.

Виды и типы ОО различаются организационно-педагогическими структурами (соотношением возрастных параллелей обучающихся), содержанием, формами и методами организации учебно-воспитательного процесса и его профильной организации.

5.2 Номенклатура видов и типов зданий ОО приведена в приложении А.

Организации, реализующие программы различных уровней образования, могут размещаться автономно или формироваться в комплексы в разнообразных сочетаниях.

5.3 Общеобразовательные организации в единой системе образовательных заведений могут кооперироваться с дошкольными и внешкольными образовательными организациями, учебно-производственными комбинатами и учебными заведениями, дающими профессию со средним образованием.

5.4 Радиусы обслуживания от дома до ОО определяют в соответствии с СП 42.13330 и пунктами 2.4-2.6 СанПиН 2.4.2.2821-10.

6 Требования к размещению и функциональному составу участка

6.1 Размещение зданий и сети ОО в застройке, радиус доступности (обслуживания) и размеры земельного участка определяются в соответствии с [2], СП 42.13330, СанПиН 2.4.2.2821.

6.2 Территория ОО представляет собой систему открытых площадок, разделенных по видам деятельности и возрастной принадлежности, на которых размещаются оборудование, сооружения, малые архитектурные формы и озеленение с учетом функциональных и планировочных требований к каждой отдельной зоне и во взаимосвязи с окружающей селитебной территорией.

6.3 В сложившейся плотной застройке, при дефиците участка территории, допускается располагать отдельные зоны территории ОО (физкультурно-оздоровительную, учебно-опытную и т.д.) на автономных участках, находящихся в пешеходной доступности от здания ОО.

6.4 Озеленение территории ОО выполняют в соответствии с пунктом 3.1 СанПиН 2.4.2.2821-10.

6.4.1 В условиях сложившейся и затесненной застройки допускается возможность организации резервных проездов для спецтехники на основе применения модульных решетчатых покрытий с учетом их двойного назначения и включения их площади в общую площадь озеленения участка.

6.4.2 На периферии участка или вблизи от него следует предусматривать стоянку автомобилей для педагогов и сотрудников с соблюдением требований СП 113.13130* и СП 3.13130. Стоянку автомобилей рекомендуется отделять от участка территорий полосой зеленых насаждений (крупного кустарника с плотной кроной).
________________
* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: СП 113.13330. - Примечание изготовителя базы данных.

6.4.3 В соответствии с требованиями СанПиН 2.4.2.2821 территория участка должна быть ограждена, отсутствие ограждения допускается только со стороны стен здания, непосредственно прилегающих к проезжей части улицы или пешеходному тротуару. При этом должен быть обеспечен проезд пожарных автомобилей вокруг здания шириной не менее 3,5 м.

6.4.4 Проезд для автомобилей не должен вести к зданию ОО под прямым углом. Если это невозможно, проезд должен быть оборудован устройствами, исключающими возможность развития транспортными средствами большой скорости.

6.4.5 Участок должен иметь наружное искусственное освещение. Уровень искусственной освещенности на земле должен быть не менее 10 лк.

6.4.6 Площадку для сбора мусора оборудуют в соответствии с пунктами 3.6-3.7 СанПиН 2.4.2.2821-10.

6.4.7 В районе главного входа рекомендуется предусматривать площадку с твердым покрытием (асфальтом, тротуарной плиткой и др.) из расчета 0,3 мСП 251.1325800.2016 Здания общеобразовательных организаций. Правила проектирования на одного человека для сбора обучающихся и проведения общешкольных мероприятий, экстренной эвакуации из здания и пр.

6.5 На территории общеобразовательной организации выделяют следующие зоны: физкультурно-спортивная, отдыха и хозяйственная. Допускается выделение учебно-опытной зоны. Площади функционального состава участков (зон) приведены в приложении Г.

6.6 Физкультурно-спортивная зона

При проектировании физкультурно-спортивной зоны следует руководствоваться пунктом 3.3 СанПиН 2.4.2.2821-10.

Физкультурно-спортивную зону следует распределять по возрастной принадлежности и видам занятий. Для учащихся среднего и старшего возрастов (5-11 классы) в физкультурно-спортивной зоне рекомендуется выделять: школьный стадион, площадки для спортивных игр (волейбол, баскетбол) и площадку для гимнастики, комбинированную площадку для спортивных игр, метания мяча и прыжков в высоту и длину, для учащихся младшего возраста (1-4 классы) - площадку для гимнастики [3].

В крупных учебных заведениях, рассчитанных на увеличенное число параллелей старших классов, допускается соответственно увеличивать число плоскостных спортплощадок и корректировать беговую дорожку.

При уменьшении общей площади земельных участков должны сохраняться без изменения размеры спортивного ядра и площадок для подвижных игр.

6.7 Зона отдыха

Для отдыха на участке рекомендуется предусматривать:

- площадки для подвижных игр обучающихся начальной школы (2-4 классы) - из расчета не менее 100 мСП 251.1325800.2016 Здания общеобразовательных организаций. Правила проектирования на каждый класс, для обучающихся 1-х классов - не менее 180 мСП 251.1325800.2016 Здания общеобразовательных организаций. Правила проектирования (7,2 мСП 251.1325800.2016 Здания общеобразовательных организаций. Правила проектирования на одного ученика); для средней школы (5-9 классы) - не менее 25 мСП 251.1325800.2016 Здания общеобразовательных организаций. Правила проектирования на каждый класс;

- площадки для тихого отдыха обучающихся основной школы принимаются для 75% обучающихся, оборудуются теневыми навесами и малыми игровыми формами.

Допускается дополнительно предусматривать площадки для подвижных игр и тихого отдыха групп продленного дня.

Для обучающихся старших классов зоной отдыха служат площадки физкультурно-спортивной зоны.

6.8 Хозяйственная зона

Хозяйственная зона должна иметь отдельный въезд (вход) и размещаться со стороны входа в производственные помещения столовой и вблизи учебно-опытной зоны. Состав и площади хозяйственных построек определяются заданием на проектирование.

Хозяйственная зона предназначается для размещения хозяйственных построек, гаража для автомобилей, мусоросборников, для хранения оборудования и инвентаря (разрешается размещать в подвальном или цокольном этаже здания с отдельным выходом наружу). Навес для инвентаря допускается пристраивать к хозяйственной постройке. При отсутствии централизованного тепло- и водоснабжения на территории хозяйственной зоны размещают котельную и насосную с водопроводным баком. С учетом местных условий в хозяйственной зоне допускается размещение овощехранилища.

Хозяйственную зону следует отделять от остальных зон защитной полосой зеленых насаждений. К хозяйственной постройке должны быть обеспечен подъезд грузовых машин и предусмотрена площадка для их разворота. Въезд в хозяйственную зону рекомендуется предусматривать самостоятельным с улицы или внутриквартального проезда, изолированно от входа обучающихся на территорию ОО.

В условиях сложившейся (плотной) городской застройки допускается отсутствие самостоятельного въезда с улицы при условии организации подъезда автотранспорта к хозяйственной площадке в период отсутствия обучающихся в ОО.

6.9 Учебно-опытная зона

Учебно-опытная зона предусматривается по заданию на проектирование.

Организация учебно-опытной зоны не допускается за счет сокращения физкультурно-спортивной зоны и зоны отдыха.

Рекомендуемая площадь учебно-опытной зоны составляет не более 25% общей площади участка, свободного от застройки. В учебно-опытную зону могут быть включены: участок для занятий начальных классов, участок полевых и овощных культур, плодовый сад и питомник, участок цветочно-декоративных растений, участок для коллекционно-селекционной работы, теплица с зооуголком, парники, географическая площадка, площадка для занятия биологией на воздухе (с навесом).

Для школ с биологическим уклоном допускается расширять номенклатуру закрытых сооружений (парники, теплицы, оранжереи, сооружения для хранения малогабаритной сельскохозяйственной техники и т.д.).

6.10 Игровые площадки для дошкольников

При наличии в ОО дошкольных групп, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, на территории выделяется игровая зона, оборудованная в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.3049.

6.11 Доступность территории участка для МГН

6.11.1 Проектом должны быть предусмотрены условия беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения МГН по участку к доступному входу в здание с учетом требований СП 59.13330. Эти пути должны стыковаться с внешними по отношению к участку транспортными и пешеходными коммуникациями, специализированными парковочными местами, остановками общественного транспорта.

6.11.2 Вход на участок следует оборудовать доступными для МГН, в том числе инвалидов-колясочников, элементами информации об объекте.

6.11.3 На путях движения МГН не допускается применять непрозрачные калитки на навесных петлях двустороннего действия, калитки с вращающимися полотнами, турникеты и другие устройства, создающие преграду для них.

6.11.4 Лестницы и пандусы на участке территории оборудуются согласно СП 59.13330.

7 Общие требования к зданиям и помещениям общеобразовательных организаций

7.1 Общие требования к зданиям общеобразовательных организаций

7.1.1 Объемно-планировочные и конструктивные решения зданий ОО должны обеспечивать соблюдение требований [4]. Архитектурные решения следует принимать с учетом градостроительных и климатических условий района строительства.

7.1.2 Допускается проектировать ОО как в одном сблокированном здании, так и в отдельно стоящих корпусах. Обязательной является максимальная изоляция группы начальных классов от основной и старшей школы. Отдельно стоящие корпуса следует проектировать полностью автономными, если между ними не предусмотрен отапливаемый переход. При обосновании допускается выносить в отдельный корпус без соединения отапливаемым переходом блок спортивных помещений и бассейн.

7.1.3 Объемно-планировочная структура здания должна соответствовать назначению организации, его специфике и комфортным условиям эксплуатации, включая связь с участком школы.

7.1.4 Здания ОО рекомендуется проектировать универсальными с возможностью эксплуатации в качестве школ с различными организационно-педагогическими структурами.

7.1.5 При проектировании зданий ОО необходимо предусмотреть возможность оснащения их средствами антитеррористической защиты в соответствии с пунктом 7.1 СП 132.13330.2011.

7.1.6 Этажность здания следует принимать с учетом класса конструктивной пожарной опасности здания и вместимости ОО в соответствии с СП 2.13130.

7.1.7 Помещения зданий ОО оборудуются согласно СанПиН 2.4.2.2821.

7.1.8 Внутренняя отделка помещений выполняется согласно СанПиН 2.4.2.2821.

7.1.9 Внутренняя среда, доступная для МГН, должна проектироваться согласно СП 59.13330.

7.1.10 Оконные блоки в зданиях ОО для предотвращения выпадения обучающихся из окон должны быть оборудованы соответствующими системами безопасности (замками безопасности), предотвращающими их открывание обучающимися. Светопрозрачные и стеклянные ограждения в зданиях ОО должны быть выполнены из неразрушающегося при растрескивании остекления.

7.1.11 Строительство зданий ОО выше трех этажей допускается только в крупных и крупнейших городах, расположенных в районах с сейсмичностью менее 7 баллов. При отсутствии свободных территорий в сейсмической зоне возможно повышение этажности за счет применения специальных конструкций, разработанных на основе специальных технических условий.

Надстройку зданий ОО мансардным этажом при реконструкции следует осуществлять в соответствии с требованиями пункта 6.91 СП 118.13330.2012.

7.1.12 Высота помещений должна обеспечивать нормативную кратность воздухообмена по таблице 7.1 СП 118.13330.2012. Высота учебных помещений в чистоте (от пола до потолка) при соблюдении минимальных норм удельной площади на одного обучающегося принимается не менее 3,3 м; для реконструируемых зданий высота этажа (от пола до пола) не менее 3,0 м; для зданий ОО вместимостью не более 300 обучающихся или размещаемых в климатической зоне I - 3,0 м.

7.1.13 Высоту помещений, определяемую функциональными процессами, следует устанавливать по соответствующим технологическим нормам и требованиям.

7.1.14 Высота помещений, вспомогательных к основным функциональным процессам, а также коридоров и технических этажей принимается по пунктам 4.5-4.6 СП 118.13330.2012.

7.1.15 Сквозные проезды и проходы в зданиях ОО проектируются в соответствии с пунктом 4.23 СП 118.13330.2012.

7.1.16 Учебные помещения для учащихся 1-х классов рекомендуется размещать не выше второго этажа, учащихся 2-4 классов - не выше третьего этажа.

7.1.17 Размещение учебных помещений выше третьего этажа школьного здания следует проектировать в соответствии с требованиями пункта 6.90 СП 118.13330.2012.

7.1.18 Зальные помещения в зданиях ОО проектируются не выше второго этажа.

7.2 Требования к функциональным группам, составу и площадям помещений

7.2.1 Учебные помещения

7.2.1.1 Архитектурно-типологическую структуру здания следует формировать в соответствии с функциональной моделью. Рекомендуются следующие варианты пространственной организации здания:

- два обособленных блока, учебный и общешкольный, связанные рекреационным центром (при его наличии);

- блоки учебных помещений, дифференцированных по уровням образования, и блок (блоки) общешкольных помещений, сгруппированные вокруг рекреационного центра;

- учебная группа помещений, дифференцированная на начальный основной и средний уровень образования с технологическими группами помещений, обслуживающими эти возрастные группы.

7.2.1.2 Учебные помещения включают в себя рабочие зоны обучающихся (учебные столы) и учителя. Рекомендуется предусматривать дополнительное пространство для размещения учебно-наглядных пособий, ТСО, в том числе технического оборудования рабочего места учителя. По заданию на проектирование допускается предусматривать дополнительное пространство для индивидуальных занятий обучающихся и возможной активной деятельности. Зоны как сумма пространств должны обеспечивать оптимальные условия обучения.

7.2.1.3 Учебные помещения группируются в учебные секции, содержащие:

- не более трех учебных помещений со спальнями и игровыми (а также при наличии в задании на проектирование комнатами отдыха) и санузлами - для 1-х классов;

- не более шести учебных помещений с рекреациями и санузлами, а также комнату труда и универсальное помещение для групп продленного дня - для 2-4 классов;

- учебные классы-кабинеты, лаборатории, соответствующие рекреационные помещения и санузлы (допускается размещать вне учебной секции, но в группе помещений для обучающихся) - для 5-11 классов.

Учебные секции-блоки 1-4 классов должны быть обособленными и непроходными для обучающихся других возрастных групп.

Состав помещений принимается по заданию на проектирование, размеры площадей - в соответствии с таблицей 5.2 СП 118.13330.2012.

7.2.1.4 Учебные помещения не следует располагать смежно, над и под помещениями, являющимися источниками распространения шума и запахов (мастерские, спортивные, актовые и зрительные залы, пищеблок и др.).

7.2.1.5 При организации образовательного процесса с использованием фронтальной формы ведения занятий рекомендуется проектировать учебные помещения прямоугольной формы. При этом парты учащихся следует располагать таким образом, чтобы естественный свет из оконных проемов падал на рабочую поверхность слева направо.

7.2.1.6 Двери в учебные помещения надлежит предусматривать из рекреационных помещений или коридоров. Наиболее удобное расположение входов при фронтальных формах занятий - со стороны передних столов или парт.

7.2.2 Учебные помещения в образовательных организациях, реализующих программы начального общего образования (1-4 классы)

7.2.2.1 Ученики начальных классов, как правило, обучаются в закрепленных за каждым классом учебных помещениях. Состав учебных помещений на один класс: учебное помещение площадью, соответствующей принятой форме занятий, рекреация зального типа, санузлы.

7.2.2.2 Для обучающихся, посещающих группу продленного дня, дополнительно предусматривается игровая комната площадью не менее 2,5 мСП 251.1325800.2016 Здания общеобразовательных организаций. Правила проектирования на одного обучающегося. Для группы продленного дня 1-го класса дополнительно рекомендуется предусматривать два спальных помещения (для девочек и мальчиков) площадью не менее 4,0 мСП 251.1325800.2016 Здания общеобразовательных организаций. Правила проектирования на одного ребенка.

Допускается совмещение функций спальни и игровой при оборудовании спальни детскими раздвижными кроватями (или другими нестационарными спальными местами). Площадь спальни-игровой определяется из расчета 2,5 мСП 251.1325800.2016 Здания общеобразовательных организаций. Правила проектирования на одно место. Для организации отдельных спален для мальчиков и девочек в общем пространстве спальни-игровой рекомендуется использовать трансформируемые перегородки.

7.2.2.3 В состав выделенного БНК также рекомендуется включать учительскую - методический кабинет для учителей начальной школы из расчета 4,5 мСП 251.1325800.2016 Здания общеобразовательных организаций. Правила проектирования на одно рабочее место учителя (разрешается размещать за пределами учебной секции) и одну универсальную студию (комнату труда, моделирования и технической игрушки, изобразительного искусства и природы), площадью не менее 90 мСП 251.1325800.2016 Здания общеобразовательных организаций. Правила проектирования.

7.2.2.4 При проектировании БНК в обособленном здании, размещенном на общем участке с основным зданием ОО, допускается предусматривать сокращенный набор общешкольных помещений. По заданию на проектирование возможно исключить административные помещения, сократить число помещений медблока, физкультурно-оздоровительной группы, информационного центра.

7.2.2.5 Если выделенный в отдельное здание БНК соединен с основным зданием отапливаемым переходом, допускается совместное использование общешкольных помещений при условии их достаточной мощности.

7.2.3 Учебные кабинеты основного общего и среднего общего образования (5-9 классы)

7.2.3.1 Обучение школьников по программам основного общего образования осуществляется по классно-кабинетной системе.

7.2.3.2 Набор помещений должен обеспечивать условия для изучения обязательных учебных дисциплин государственного образовательного стандарта (с учетом национальной и региональной специфики), а также дополнительных предметов по выбору обучающихся в соответствии с их интересами и дифференциацией по направлениям для углубленного изучения одного-двух (двух-трех) предметов. Требования к учебным кабинетам представлены в разделе V СанПиН 2.4.2.2821-10.

7.2.3.3 Площадь и внутренняя среда кабинетов информатики и иных помещений, оборудованных персональными компьютерами, должна соответствовать СанПиН 2.2.2/2.4.1340 и СанПиН 2.4.2.2821. Необходимо предусматривать выход локальной компьютерной сети здания в сеть Интернет.

7.2.3.4 Оптимальные размеры рабочей зоны обучающихся при фронтальной форме занятий зависят от угла видимости, связанного с расстоянием от доски до первых боковых рядов - парт, а также типа и характеристик используемой доски - меловой, маркерной, интерактивной. Угол видимости для меловой доски должен составлять не менее 35° для обучающихся 8 лет и старше и не менее 45° для обучающихся 6-7 лет. При использовании электронных интерактивных досок угол видимости должен определяться по их техническим характеристикам. При использовании электронных интерактивных досок на окнах должна быть предусмотрена возможность затемнения.

7.2.3.5 При каждом кабинете или группе из двух-трех кабинетов по заданию на проектирование может быть организована лаборантская (наличие лаборантской обязательно при кабинетах химии, физики, биологии, компьютерном классе). Площадь лаборантской рекомендуется принимать не менее 18 мСП 251.1325800.2016 Здания общеобразовательных организаций. Правила проектирования.

7.2.3.6 Лаборантские следует располагать смежно с соответствующими лабораториями и соединять с ними дверями.

7.2.3.7 В лаборантских при лабораториях химии и физики предусматриваются встроенные вытяжные шкафы. Лаборантская при лаборатории химии должна быть расположена со стороны классной доски, из нее также следует предусматривать второй выход в коридор, на лестницу, в рекреационное или другое смежное помещение.

7.2.4 Специализированные учебные кабинеты основного общего и среднего общего образования

7.2.4.1 Каждый учебный блок предназначен для углубленного изучения отдельного предмета (дисциплины), связанного с профилизацией в гуманитарной, естественнонаучной или технической сферах.

7.2.4.2 В состав учебного блока по заданию на проектирование могут входить следующие помещения: специализированный кабинет, лаборатория, практикумы, а также лаборантские и помещения подсобного назначения (ресурсный центр, комната хранения и т.д.).

7.2.4.3 Площади лабораторий - специализированных учебных кабинетов, практикумов следует принимать не менее 3,5 мСП 251.1325800.2016 Здания общеобразовательных организаций. Правила проектирования на одно место (без учета специализированной мебели и оборудования) из расчета проведения на его площади групповых форм работы. Площадь лаборантских - не менее 18 мСП 251.1325800.2016 Здания общеобразовательных организаций. Правила проектирования на одно помещение.

7.2.4.4 Состав и площади специализированных учебных кабинетов основной и старшей школы приведены в таблице 7.1.


Таблица 7.1

Наименование помещения

Площадь, мСП 251.1325800.2016 Здания общеобразовательных организаций. Правила проектирования, не менее


на одного обучающегося

одного помещения*


классная группа

половина классной группы


Кабинет естествознания

3,5

-

-

- лаборантская-практикум по физике

-

-

36

- лаборантская-практикум по химии

-

-

36

лаборантская-практикум по биологии

-

-

36

Учебные кабинеты по естественным наукам (физика, химия, биология):

- лаборатория (лекционное помещение) на каждый предмет

3,5

-

-

- два практикума на каждый предмет

-

4,5

-

- лаборантская на каждый предмет

-

-

18-32

Специализированные кабинеты:

- иностранного языка

-

3,5

-

- технического черчения

-

6

-

- информатики и вычислительной техники

-

4,5**

-

Специализированное помещение для профильного обучения - практикум

-

3,5***

-

* При наполняемости класса выше 25 человек необходимо дополнительное обоснование площади помещения исходя из норм площади на одного обучающегося.

** Допускается снижение нормы площади на одного обучающегося при оснащении кабинета ноутбуками.

*** Норма площади приведена без учета площади на специализированную мебель и оборудование.

7.2.5 Помещения изучения технологий и трудового обучения

7.2.5.1 Учебно-производственные помещения рекомендуется располагать на первом этаже и размещать обособленно от учебных помещений. Мастерские по обработке древесины и комбинированные мастерские по обработке металла и древесины следует проектировать в соответствии с пунктом 6.93 СП 118.13330.2012.

7.2.5.2 Состав и площади группы учебно-производственных помещений приведены в таблице 7.2.


Таблица 7.2

Наименование помещения

Площадь, мСП 251.1325800.2016 Здания общеобразовательных организаций. Правила проектирования, не менее


на одного обучающегося (13 мест)

одного помещения

Начальная школа:

Кабинеты ручного труда

2,5

-

Основная школа:

Комбинированная мастерская по металлу и дереву

9

-

Мастерская по обработке металла и технологии

7

-

Мастерская по обработке дерева и технологии

7

-

Инструментальная

-

15

Мастерская по обработке тканей и технологии

6

-

Кулинария и домоводство

4

50

Кабинет изучения технологии

7,5

-

Инструментальная

-

15

Старшая школа:

-

-

Мастерская-цех (универсальная) обработки материалов

Универсальная мастерская по техническим видам труда

9

-

Автодело в составе кабинетов по теории и практической работе

3,5+9

-

Электротехника

5,5

-

Радиоэлектроника

5,5

-

Комната мастера

-

8-16

Гардеробные

-

24

Кладовые для хранения сырья, материалов и готовой продукции

-

24

7.2.6 Группа помещений зрительного зала

7.2.6.1 При проектировании зданий ОО рекомендуется предусматривать зрительный зал.

7.2.6.2 В зависимости от типа школы зал может быть использован в качестве учебной аудитории для занятий по музыке и пению.

7.2.6.3 Площадь одного посадочного места в зрительном зале (без учета эстрады) должна быть не менее 0,65 мСП 251.1325800.2016 Здания общеобразовательных организаций. Правила проектирования.

7.2.6.4 Общешкольные мероприятия в зале в основном проводятся раздельно либо для обучающихся по программе начального общего образования, либо для обучающихся по программам основного общего и среднего общего образования, поэтому вместимость зрительного зала определяют по большей группе обучающихся или из расчета 60% общего числа обучающихся плюс два места для преподавателей на каждый класс.

7.2.6.5 Число посадочных мест в зрительном зале ОО, реализующей программы основного общего и среднего общего образования, определяют из расчета посадки 100% обучающихся плюс два места для преподавателей на каждый класс, если иное не предусмотрено заданием на проектирование.

7.2.6.6 В обособленном здании начальной школы проектируют актовый зал. Число посадочных мест в актовом зале для начальной школы принимается из расчета посадки 100% обучающихся 2-4 классов плюс два места для преподавателей на каждый класс, если иное не предусмотрено заданием на проектирование.

7.2.6.7 Пропорции зрительного зала должны удовлетворять требованиям демонстрации кинофильмов и т.п. Помещение зала следует проектировать без внутренних опор, ограничивающих обзор и препятствующих проведению мероприятий. Рекомендуемая высота зала в чистоте - не менее 6 м.

Если планируется использование зала для проведения общешкольных мероприятий, поверхность пола рекомендуется проектировать без уклона (актовый зал).

Выходы из зрительного зала, предназначенные для основных зрительских потоков, должны иметь удобное сообщение с входной зоной здания ОО.

7.2.6.8 Эстраду рекомендуется проектировать с возможностью проведения занятий по хореографии. Рекомендуемая площадь эстрады на две параллели обучающихся - 70 мСП 251.1325800.2016 Здания общеобразовательных организаций. Правила проектирования, на три - 90 мСП 251.1325800.2016 Здания общеобразовательных организаций. Правила проектирования. Пол эстрады должен быть выше пола зала на 1,1-1,2 м. Глубину эстрады следует принимать не менее 3 м.

7.2.6.9 Рекомендуемый состав помещений при зрительном зале: артистические площадью не менее 10 мСП 251.1325800.2016 Здания общеобразовательных организаций. Правила проектирования, склад декораций и бутафории, музыкальных инструментов площадью 10 мСП 251.1325800.2016 Здания общеобразовательных организаций. Правила проектирования, склад хранения костюмов площадью 10 мСП 251.1325800.2016 Здания общеобразовательных организаций. Правила проектирования. Помещения должны сообщаться с эстрадой и располагаться с ней в одном уровне. Вход в закулисные помещения проектируется из коридора.

7.2.6.10 Размер кинопроекционной при зрительном зале (или иного технического помещения) зависит от типа используемого оборудования. При кинопроекционной может проектироваться кладовая для технических средств кинопоказа площадью от 10 мСП 251.1325800.2016 Здания общеобразовательных организаций. Правила проектирования.

7.2.6.11 При зрительном зале следует проектировать рекреацию и санузлы.

7.2.7 В общеобразовательных организациях с углубленным изучением отдельных дисциплин рекомендуется иметь лекционную аудиторию расчетной площадью не менее 1 мСП 251.1325800.2016 Здания общеобразовательных организаций. Правила проектирования на одно место. Расчетную вместимость аудитории определяют по числу обучающихся в возрастной параллели, состоящей не более чем из трех классов.

7.2.8 Группа помещений художественного воспитания

При проектировании школ, ориентированных на углубленное и расширенное содержание обучения, необходимо предусматривать выделение помещений под студии (универсальные залы) размерами 12x12 м, а также подсобные помещения для отделения по художественному воспитанию и искусству: кабинет эстетики с полиэкраном, кружковые помещения по изобразительному искусству, хореографии, классы пения и музыки (70-108 мСП 251.1325800.2016 Здания общеобразовательных организаций. Правила проектирования), в зависимости от назначения образовательной организации. Рекомендуемые площади помещений группы художественного воспитания приведены в таблице 7.3.


Таблица 7.3

Наименование помещения

Площадь, мСП 251.1325800.2016 Здания общеобразовательных организаций. Правила проектирования, не менее

Число мест в помещении


на одного обучающегося

одного помещения


Универсальная студия*

-

144

-

Подсобное помещение

18-36

-

Раздевальная

-

12

-

Кабинет эстетики с полиэкраном**

-

80

24

Лаборантская

-

28

-

Кружки специализированные и студии:

живопись, рисунок, скульптура

5

108
3x36

8 на каждый предмет

Кинофотостудия

-

36-54

-

Класс пения и музыки

2,5

-

24

- студия хореографии и драмкружка

9

-

12

- студия прикладного искусства (дизайн)

6

-

12

Универсальные клубные помещения

-

36

-

Кладовые уборочного инвентаря

-

18-36

-

Преподавательская

-

18-24

-

Санузлы***

0,15

4-8

-

Вестибюль-гардероб***

0,35х1,5

-

-

* Число помещений и площадь определяются назначением студии (изобразительное искусство, хореография, музыка, драмкружок и т.д.).

** Предназначаются только для профильных учебных заведений.

*** По расчету, исходя из суммы принятых помещений с коэффициентом, равным 1,5.

Примечания

1 Расширенный состав помещений предназначается для профильных ОО с гуманитарным направлением и эстетическим развитием обучающихся.

2 При студии хореографии и драмкружке предусматриваются раздевальные и костюмерная.

7.2.8.1 Учебно-художественные кабинеты делятся на зоны для акварельной живописи, масляной живописи и рисунка. Конкретный набор зон зависит от реализуемой образовательной программы.

7.2.8.2 При работе с различными видами живописи площадь одного рабочего места составляет для рисования за мольбертом - 3,5 мСП 251.1325800.2016 Здания общеобразовательных организаций. Правила проектирования, рисования за столом - 2,0 мСП 251.1325800.2016 Здания общеобразовательных организаций. Правила проектирования.

7.2.8.3 В образовательных организациях с техническим профилем по заданию на проектирование может быть предусмотрено универсальное помещение для технического творчества, с выделением в отдельный объем пространства для размещения инструмента, материала, инвентаря. Рекомендуемая площадь - 108 мСП 251.1325800.2016 Здания общеобразовательных организаций. Правила проектирования.

7.2.9 Группа спортивно-оздоровительных помещений

7.2.9.1 Проектирование физкультурно-спортивных залов и помещений следует осуществлять в соответствии с требованиями пункта 5.31 СП 118.13330.2012.

7.2.9.2 Число и типы спортивных залов определяют в задании на проектирование в зависимости от планируемой учебной нагрузки по физкультуре, вида ОО и ее вместимости. В крупных и крупнейших городах типы, число и площадь спортивных залов рекомендуется принимать из расчета одновременного обслуживания самой ОО и окружающих зданий ОО, с дефицитом площади по отношению к нормам.

7.2.9.3 При обеспечении автономности функционирования спортивных залов допускается их использование во внеучебное время для спортивных занятий взрослых жителей микрорайона, с обязательной организацией при них дополнительных раздевалок, душевых и санузлов.

7.2.9.4 Рекомендуемые габариты спортивных залов: 9,0х18,0 м, 12,0х24,0 м, 18,0х30,0 м. Высота спортивного зала должна составлять не менее 6,0 м.

7.2.9.5 Залы для физкультурных занятий допускается размещать не выше второго этажа при обеспечении в них нормативных уровней звукового давления и вибрации. Предусматривать проходы в учебно-спортивные помещения через учебные секции не допускается.

7.2.9.6 Во вновь строящихся зданиях ОО при спортивных залах должны быть предусмотрены: снарядные; помещения для хранения уборочного инвентаря и приготовления дезинфицирующих и моющих растворов площадью не менее 4,0 мСП 251.1325800.2016 Здания общеобразовательных организаций. Правила проектирования; раздельные для мальчиков и девочек раздевальные площадью не менее 14,0 мСП 251.1325800.2016 Здания общеобразовательных организаций. Правила проектирования каждая; раздельные для мальчиков и девочек душевые площадью не менее 12 мСП 251.1325800.2016 Здания общеобразовательных организаций. Правила проектирования каждая; раздельные для мальчиков и девочек санузлы площадью не менее 8,0 мСП 251.1325800.2016 Здания общеобразовательных организаций. Правила проектирования каждый. Вход в спортивный зал предусматривается непосредственно из раздевальных или через обособленный коридор.

7.2.9.7 Ширина прохода между стеной (перегородкой) и скамьями в раздевальных должна быть не менее 1 м, а проход между противостоящими скамьями - не менее 1,2 м. В раздевальных перед дверями, при необходимости, следует предусматривать щиты-экраны высотой от пола 1,75 м, не доходящие до пола на 0,2 м.

7.2.9.8 Душевые кабины должны предусматриваться размерами в плане не менее 0,9х0,9 м. Проход между рядами душевых кабин должен быть не менее 1,2 м, а между рядом кабин или кабиной и стеной (перегородкой) - не менее 0,8 м. При туалетах или раздевалках оборудуют раковины для мытья рук.

7.2.9.9 Снарядная соединяется со спортивным залом через дверь или открытый проем шириной не менее 2 м и высотой не менее 2,2 м.

7.2.9.10 Длина снарядной для хранения гимнастического бревна должна быть не менее 5 м. Пол снарядной проектируется в одном уровне с полом спортивного зала (без порога). При расположении спортивных помещений на первом этаже из снарядной или зала предусматривается выход на участок (для выноса снарядов и как второй эвакуационный выход).

7.2.9.11 В состав помещений физкультурно-спортивного назначения рекомендуется включать помещение (зону), оборудованное тренажерными устройствами.

7.2.9.12 Для групп лечебной физической культуры по заданию на проектирование предусматриваются помещения для интеллектуальных занятий.

7.2.9.13 Рекомендуемый состав и расчетные показатели площадей учебно-спортивных залов и бассейна приведены в таблицах 7.4 и 7.5.


Таблица 7.4

Наименование физкультурно-
спортивного объекта и его размеры

Площадь, мСП 251.1325800.2016 Здания общеобразовательных организаций. Правила проектирования, при числе классов, чел., для школы


основной

средней


один класс в парал-
лели

два класса в парал-
лели

три класса в парал-
лели

один класс в парал-
лели

два класса в парал-
лели

три класса в парал-
лели

29.05.2017, 1 просмотр.

Атрибуты

Номер документа 253.1325800.2016
Вид документа СП (Свод правил)
Принявший орган Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации
Статус Действующий
Дата принятия 03.12.2015
Дата начала действия 04.02.2017
Система управления сайтом Host CMS