Р НОСТРОЙ 1.1-2017 Система стандартизации Национального объединения строителей. Стандарты саморегулируемой организации. Порядок разработки, оформления, обозначения и отмены

НАЦИОНАЛЬНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ СТРОИТЕЛЕЙ
 Стандарт организации
СИСТЕМА СТАНДАРТИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ СТРОИТЕЛЕЙ
Ассоциация «Общероссийская негосударственная некоммерческая организация –
общероссийское отраслевое объединение работодателей
«Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство»
Москва 2017
Предисловие
 РАЗРАБОТАН Ассоциацией «Национальное объединение строителей»
 ПРОВЕДЕНА ЭКСПЕРТИЗА
Экспертным Советом Ассоциации «Национальное объединение строителей» по вопросам совершенствования законодательства в строительной сфере, протокол от 21.12.2016 № 43 СОГЛАСОВАН ТК 400 «Производство работ в строительстве.
Типовые технологические и организационные процессы», протокол от 23.12.2016 3
ВНЕСЕН Департаментом технического регулирования Ассоциации «Национальное объединение строителей»
 
УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ
Решением Совета Ассоциации «Национальное объединение строителей», протокол от 17.02.2017 № 94
 ВЗАМЕН СТО НОСТРОЙ 0-2010
 
 

 

1

Содержание
 
Область применения

2

Нормативные ссылки

3

Термины и определения

4

Цели и задачи стандартизации, работы по стандартизации в НОСТРОЙ

5

Структура Системы стандартизации НОСТРОЙ, основные функции участников

6

Документы Системы стандартизации НОСТРОЙ и общие требования к ним

7

Взаимодействие участников Системы стандартизации НОСТРОЙ

8

Планирование и финансирование работ по стандартизации

 

Приложение А (справочное) Комплексы стандартов НОСТРОЙ

 

Библиография

Введение

 Настоящий основополагающий стандарт разработан в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О саморегулируемых организациях», Федеральным законом «О стандартизации в Российской Федерации», Федеральным законом «О техническом регулировании» и Федеральным законом «Об обеспечении единства измерений» с целью создания Системы стандартизации Ассоциации «Общероссийская негосударственная некоммерческая организация – общероссийское отраслевое объединение работодателей «Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство» для реализации требований по разработке стандартов национальных объединений и саморегулируемых организаций и контролю их соблюдения.
Настоящий стандарт учитывает положения основополагающих межгосударственных и национальных стандартов и их подходы к формированию систем   стандартизации,   а   также   основные   требования   ГОСТ Р 1.4-2004 «Стандартизация  в  Российской  Федерации.  Стандарты  организаций.  Общие положения».
СТАНДАРТ НАЦИОНАЛЬНОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ СТРОИТЕЛЕЙ
 
СИСТЕМА СТАНДАРТИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ СТРОИТЕЛЕЙ
Основные положения
 
 
System standardization National association of builders General principles
 
Дата введения – 2017-02-17
 
 
  • Область применения
 
Настоящий стандарт устанавливает общие положения по организации и проведению в Ассоциации «Общероссийская негосударственная некоммерческая организация    -    общероссийское    отраслевое    объединение    работодателей
«Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство» (далее - НОСТРОЙ) работ по стандартизации, цели, задачи и структуру Системы стандартизации НОСТРОЙ, требования к документам в области стандартизации, правила их опубликования, распространения и применения, а также задачи сотрудничества в области стандартизации.
 
  • Нормативные ссылки
 
В  настоящем  стандарте  использованы  нормативные  ссылки  на следующие документы:
ГОСТ 1.1–2002 Межгосударственная  система    стандартизации.
Термины и определения
ГОСТ 2.051–2013 Единая система конструкторской документации.
Электронные документы. Общие положения
ГОСТ 7.60–2003 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Издания. Основные виды. Термины и определения
СТО НОСТРОЙ 1.1–2017 Система стандартизации Национального объединения строителей. Стандарты Национального объединения строителей. Правила разработки, утверждения, обновления и отмены
СТО НОСТРОЙ 1.2–2017 Система стандартизации Национального объединения строителей. Стандарты и рекомендации Национального объединения строителей. Правила построения, содержания, изложения, оформления и обозначения
СТО НОСТРОЙ 1.3–2017 Система стандартизации Национального объединения строителей. Проекты стандартов и рекомендаций Национального объединения строителей. Правила организации и проведения редактирования, нормоконтроля и подготовки к утверждению
Р НОСТРОЙ 1.1–2017 Система стандартизации Национального объединения строителей. Стандарты саморегулируемой организации. Порядок разработки, оформления, обозначения и отмены
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных документов в информационной системе общего пользования – на официальных сайтах федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации и НОСТРОЙ в сети Интернет. Если заменен ссылочный документ, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого документа с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого документа с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
  • Термины и определения
 В настоящем стандарте применены термины в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации
[1], Федеральным законом «О саморегулируемых организациях»
[2],  Федеральным законом «О стандартизации в Российской Федерации»
[3], ГОСТ 1.1, а также следующие термины с соответствующими определениями и сокращениями:
  • Информационный фонд Системы стандартизации НОСТРОЙ: Систематизированный массив информации о документах Системы стандартизации НОСТРОЙ, корректируемый на основании сведений об их принятии (утверждении), изменениях, отмене или замене, и имеющий справочно- поисковый аппарат.
  • квалификационный стандарт: Стандарт организации, устанавливающий характеристики квалификации, необходимой работникам членов саморегулируемой организации для осуществления трудовых функций.
 
Примечание - Под трудовой функцией понимается работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы (по Трудовому кодексу Российской Федерации [4]).
 
  • основополагающий стандарт Системы стандартизации НОСТРОЙ (основополагающий стандарт НОСТРОЙ): Стандарт организации, утвержденный решением Совета НОСТРОЙ, устанавливающий общие положения, касающиеся выполнения работ по стандартизации, а также виды документов Системы стандартизации НОСТРОЙ.
  • пользователь документов Системы  стандартизации  НОСТРОЙ
(пользователь документов ): Орган НОСТРОЙ, саморегулируемой организации,
член     саморегулируемой       организации,  сторонняя  организация,   применяющие документы Системы стандартизации НОСТРОЙ.
  • рекомендации по стандартизации НОСТРОЙ; Р НОСТРОЙ: Документ Системы стандартизации НОСТРОЙ, утвержденный решением Совета НОСТРОЙ и содержащий информацию организационного, технического и методического характера, касающуюся выполнения работ по стандартизации и применения соответствующего СТО НОСТРОЙ, либо положения, которые целесообразно предварительно проверить на практике до их установления в СТО НОСТРОЙ или документе по стандартизации национальной системы стандартизации.
  • саморегулируемая организация: Некоммерческая организация, созданная в форме ассоциации (союза) и основанная на членстве индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц, осуществляющих профессиональную деятельность по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства (по Градостроительному кодексу Российской Федерации [1]).
  • Система стандартизации НОСТРОЙ: Механизм обеспечения согласованного взаимодействия участников работ по стандартизации при разработке, утверждении, обновлении, отмене, опубликовании и применении документов Системы стандартизации НОСТРОЙ с использованием нормативно- правового, информационного, научно-методического, финансового и иного ресурсного обеспечения.
  • справочно-методическое пособие; СМП: Документ Системы стандартизации НОСТРОЙ, содержащий информацию в текстовом, табличном, графическом или ином виде, способствующую пользователям документов в применении СТО НОСТРОЙ и Р НОСТРОЙ.
  • стандарт НОСТРОЙ; СТО НОСТРОЙ: Стандарт организации, разработанный в Системе стандартизации НОСТРОЙ, по результатам экспертизы в национальном техническом комитете по стандартизации или уполномоченном коллегиальном органе НОСТРОЙ, утвержденный решением Совета НОСТРОЙ.
 
  • стандарт саморегулируемой организации; СТО СРО: Стандарт организации, утвержденный или введенный в действие постоянно действующим коллегиальным органом управления саморегулируемой организации, в котором для многократного применения определены обязательные требования к деятельности саморегулируемой организации или членов саморегулируемой организации, характеристикам квалификации, необходимой работникам членов саморегулируемых организаций для осуществления трудовых функций, процессам выполнения работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства.
  • сторонние организации: Юридические лица, не являющиеся членами НОСТРОЙ и саморегулируемых организаций.
  • член НОСТРОЙ: Некоммерческая организация, созданная в установленной действующим законодательством Российской Федерации организационно-правовой форме, сведения о которой включены в государственный реестр саморегулируемых организаций (по Уставу НОСТРОЙ [5]).
  • член саморегулируемой организации: Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, внесенные в реестр членов саморегулируемых организаций.
  • Цели и задачи стандартизации, работы по стандартизации в НОСТРОЙ
  • Стандартизация в НОСТРОЙ осуществляется в целях:
  • создания Системы стандартизации НОСТРОЙ, обеспечивающей выполнение требований законодательства Российской Федерации в сферах стандартизации, технического регулирования и саморегулирования в области градостроительной деятельности, а также условий для применения единых документов в области стандартизации организациями, осуществляющими деятельность в сфере строительства, реконструкции, капитального  ремонта и сметного нормирования;
  • формирования на основе установленных Федеральным законом «О стандартизации в Российской Федерации» [3] принципов стандартизации единого механизма технического  регулирования  и  положений,  требований  и  правил  к
предмету и условиям осуществления деятельности саморегулируемых организаций, квалификациям работников членов саморегулируемых организаций, отвечающих требованиям Градостроительного кодекса Российской Федерации [1];
  • содействия саморегулируемым организациям и их членам выполнению требований технических регламентов и внедрения передовых и инновационных технологий, процессов организации строительства и их профессиональной деятельности;
  • формирования и формализации единых требований в документах Системы стандартизации НОСТРОЙ на процессы выполнения работ по строительству, на квалификационные характеристики работников членов саморегулируемых организаций, на деятельность саморегулируемых организаций и ее членов;
  • повышения качества, безопасности и конкурентоспособности выпускаемой продукции, выполняемых работ и оказываемых услуг членами саморегулируемых организаций;
  • содействия взаимопроникновению технологий, знаний и опыта, накопленных в различных отраслях экономики;
  • исключения дублирования и противоречий в СТО НОСТРОЙ и СТО СРО;
  • повышения энергоэффективности зданий и сооружений, экономии и рационального использования ресурсов, нормирования расхода ресурсов, формирования запасов, использования оборудования в процессе выполнения работ;
  • обеспечения единства измерений, сопоставимости и достоверности их результатов при строительстве;
  • создания единой терминологической системы в сфере строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства;
  • иных целях, не противоречащих действующему градостроительному законодательству Российской Федерации в области стандартизации и технического регулирования.
    • При проведении работ по стандартизации в НОСТРОЙ должны решаться следующие задачи:
  • установление, оптимизация и унификация правил, рекомендаций и процедур разработки, утверждения и введения в действие документов Системы стандартизации НОСТРОЙ;
  • содействие взаимопроникновению технологий, знаний и опыта, накопленного членами  НОСТРОЙ  и  членами  саморегулируемых  организаций,совершенствование систем  менеджмента качества деятельности саморегулируемой организации и ее членов;
  • применение документов по стандартизации при: входном контроле строительных изделий и материалов на строительных площадках; выполнении работ, оказании услуг, заключении договоров на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов капитального строительства; сметном нормировании в строительстве; проектировании в строительстве; проведении государственного строительного надзора, а также строительного контроля;
  • регламентация контроля соблюдения требований законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности, о техническом регулировании, стандартов на процессы выполнения  работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства, стандартов деятельности саморегулируемых организаций и квалификационных стандартов;
  • создание условий для приоритетного использования документов Системы стандартизации НОСТРОЙ в интересах НОСТРОЙ, членов саморегулируемых организаций и заказчиков выполняемых ими работ, а также для сметного нормирования в строительстве;
  • совершенствование нормативной базы в области технического регулирования и стандартизации в строительстве;
  • создание условий для применения национальных, международных и региональных документов по стандартизации и документов по стандартизации иностранных государств;
  • систематизация и анализ требований к зданиям и сооружениям (в  том числе к входящим в их состав сетям и системам инженерно-технического обеспечения), процессам строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и сноса;
  • систематизация и анализ требований по выполнению работ или оказанию услуг в области строительства, деятельности саморегулируемых организаций и квалификационных требований, содержащихся в документах различного уровня с позиций принципов технического регулирования и стандартизации;
внедрение передовых и инновационных технологий процессов строительства и деятельности саморегулируемых организаций;
  • обеспечение рационального использования ресурсов при строительстве;
  • создание информационных ресурсов (баз данных, классификаторов и др.), содержащих полную, достоверную и актуальную информацию, необходимую для
обеспечения деятельности саморегулируемых организаций и их членов в сфере стандартизации;
  • обеспечение сопоставимости результатов измерений и испытаний, технических данных на международном, национальном уровне, а также на уровне саморегулируемой организации и ее членов;
  • повышение роли стандартизации в технологических процессах строительства и деятельности саморегулируемой организации и их членов;
  • осуществление оценки соответствия строительных изделий и материалов, работ и услуг, систем менеджмента в добровольных системах сертификации национальным и межгосударственным стандартам, сводам правил и стандартам НОСТРОЙ.
    • Достижение целей и решение задач стандартизации в НОСТРОЙ реализуется выполнением следующих работ по стандартизации:
  • планирование работ по стандартизации, формирование, ведение и реализация Программы стандартизации Национального объединения строителей (далее также – Программа стандартизации);
  • разработка, утверждение, обновление, отмена, опубликование и применение документов Системы стандартизации НОСТРОЙ;
  • научно-исследовательские работы (далее – НИР), направленные на достижение упорядоченности в отношении объектов стандартизации;
  • формирование и ведение Информационного фонда Системы стандартизации НОСТРОЙ.
  • Структура Системы стандартизации НОСТРОЙ, основные функции участников
    • Систему стандартизации НОСТРОЙ составляют:
  • участники Системы стандартизации НОСТРОЙ;
  • документы Системы стандартизации НОСТРОЙ;
  • Взаимодействие участников Системы стандартизации НОСТРОЙ.
  •  
    • Участниками Системы стандартизации НОСТРОЙ являются:
  • структурные подразделения и органы НОСТРОЙ (коллегиальный исполнительный орган НОСТРОЙ, постоянно действующий коллегиальный исполнительный орган НОСТРОЙ, коллегиальный уполномоченный орган НОСТРОЙ);
  • исполнители работ по стандартизации;
  • саморегулируемые организации (постоянно действующие коллегиальные органы управления саморегулируемых организаций);
  • Технический комитет по стандартизации ТК 400 «Производство работ в строительстве. Типовые технологические и организационные процессы» (далее – ТК 400) и другие технические комитеты по стандартизации в сфере деятельности НОСТРОЙ и членов НОСТРОЙ;
  • пользователи документов  Системы  стандартизации  НОСТРОЙ  (далее  – пользователи документов).
Общее руководство деятельностью Системы стандартизации НОСТРОЙ осуществляет Президент НОСТРОЙ.
  • Участники Системы стандартизации НОСТРОЙ осуществляют основные функции по 3.1 – 5.3.6.
    • Структурные подразделения и органы НОСТРОЙ осуществляют:
  • формирование Системы стандартизации НОСТРОЙ, в том числе организацию разработки и актуализации основополагающих стандартов НОСТРОЙ;
  • организацию и проведение планирования работ по стандартизации, формирование, утверждение и ведение Программы стандартизации, а также внесение в нее изменений;
  • управление Системой стандартизации НОСТРОЙ, разработку и утверждение порядка организации работ по формированию, ведению и реализации Программы стандартизации;
  • организацию и координацию деятельности участников Системы стандартизации НОСТРОЙ;
  • организацию разработки СТО НОСТРОЙ и Р НОСТРОЙ;
  • организацию  публичного    обсуждения    проектов    СТО    НОСТРОЙ    и Р НОСТРОЙ;
  • контроль соответствия проектов СТО НОСТРОЙ и Р НОСТРОЙ правилам, установленным в основополагающих стандартах НОСТРОЙ, организацию (проведение) редактирования и нормоконтроля проектов СТО НОСТРОЙ и Р НОСТРОЙ,
  • организацию проведения экспертизы проектов СТО НОСТРОЙ и Р НОСТРОЙ;
  • подготовку к утверждению проектов СТО НОСТРОЙ и Р НОСТРОЙ, согласование проектов решений об утверждении и введении в действие СТО НОСТРОЙ и Р НОСТРОЙ, изменений и поправок к ним;
  • обозначение, регистрацию и организацию издания утвержденных СТО НОСТРОЙ и Р НОСТРОЙ;
  • размещение на официальном сайте НОСТРОЙ в сети Интернет информации о проводимых работах по стандартизации и об утвержденных СТО НОСТРОЙ и Р НОСТРОЙ, а также опубликование текстов утвержденных СТО НОСТРОЙ и Р НОСТРОЙ;
  • формирование и ведение Информационного фонда Системы стандартизации НОСТРОЙ;
организацию взаимодействия с Национальным объединением саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания, и саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, выполняющих подготовку проектной документации, и другими сторонними организациями по вопросам стандартизации и технического регулирования в строительстве;
  • ведение секретариата ТК 400 и координацию участия НОСТРОЙ, саморегулируемых организаций и их членов в деятельности национальных технических комитетов по стандартизации;
  • мониторинг национальных и межгосударственных нормативно-правовых документов по техническому регулированию и стандартизации и гармонизацию с ними документов Системы стандартизации НОСТРОЙ для обеспечения соблюдения вносимых изменений в существующие требования по техническому регулированию и стандартизации.
    • Исполнители работ по стандартизации осуществляют:
  • подготовку и представление в органы НОСТРОЙ предложений для включения в проект Программы стандартизации;
  • подготовку предложений по применению международных, региональных и национальных стандартов, стандартов зарубежных стран и сторонних организаций, распространяющихся на деятельность НОСТРОЙ, саморегулируемых организаций и их членов;
  • разработку в соответствии с основополагающими стандартами НОСТРОЙ проектов документов  Системы  стандартизации  НОСТРОЙ  и  их  доработку  по
замечаниям и отзывам, полученным при обсуждении первой редакции проектов документов, редактировании, нормоконтроле и экспертизе;
  • участие в работе технических комитетов по стандартизации, в установленном ими порядке.
 
Примечание - Под исполнителем работ по стандартизации понимается физическое лицо, структурное подразделение НОСТРОЙ, саморегулируемая организация, сторонняя организация, разрабатывающее(ая) документы Системы стандартизации НОСТРОЙ и осуществляющее(ая) другие работы по стандартизации.
  • Саморегулируемые организации осуществляют:
  • обеспечение внедрения и применения СТО НОСТРОЙ членами саморегулируемых организаций;
  • контроль соблюдения членами саморегулируемых организаций требований, установленных в СТО НОСТРОЙ на процессы выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства;
  • внедрение и соблюдение требований квалификационных стандартов и стандартов деятельности саморегулируемых организаций;
  • обеспечение соблюдения требований квалификационных стандартов и стандартов деятельности саморегулируемых организаций;
  • организацию разработки, утверждение и введение в действие СТО СРО, а также их внедрение в саморегулируемых организациях и контроль соблюдения членами саморегулируемых организаций;
  • при разработке СТО СРО на процессы выполнения работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства организацию проведения экспертизы проектов СТО СРО в техническом комитете по стандартизации ТК 400, проведение их нормоконтроля, редактирования; а также согласование с НОСТРОЙ;
  • рассмотрение проектов СТО НОСТРОЙ и Р НОСТРОЙ и подготовку отзывов и заключений на них;
  • подготовку предложений по внесению изменений в действующие документы Системы стандартизации НОСТРОЙ, а также разработке новых на основе приобретенного практического опыта применения новых видов строительных изделий, материалов и оборудования, процессов и технологий членами саморегулируемых организаций;
  • регистрацию СТО СРО, тиражирование официальных копий документов Системы стандартизации НОСТРОЙ, предоставление их пользователям документов при необходимости;
  • внесение утвержденных изменений и поправок в имеющиеся экземпляры печатных изданий документов Системы стандартизации НОСТРОЙ;
  • планирование работ по стандартизации в саморегулируемой организации, а также другие функции, определяемые руководящим органом саморегулируемой организации.
    • ТК 400 и другие технические комитеты по стандартизации в сфере деятельности НОСТРОЙ и его членов по согласованию осуществляют:
  • организацию  и   проведение    экспертизы    проектов    СТО   НОСТРОЙ, Р НОСТРОЙ и СТО СРО, подготовку мотивированных предложений по утверждению проектов документов по стандартизации Системы стандартизации НОСТРОЙ или отклонению этих проектов;
  • рассмотрение предложений НОСТРОЙ по разработке проектов национальных и межгосударственных стандартов и организацию разработки этих документов;
  • подготовку предложений для включения работ по стандартизации в Программу стандартизации и участие в ее обновлении и реализации.
    • Пользователи документов:
  • применяют документы Системы стандартизации НОСТРОЙ;
  • направляют в органы НОСТРОЙ и саморегулируемых организаций замечания и предложения по внесению изменений и поправок в стандарты и рекомендации НОСТРОЙ на основе их практического применения.
    • Участники Системы стандартизации в своей деятельности руководствуются Градостроительным кодексом Российской Федерации [1], Федеральным законом «О саморегулируемых организациях» [2], Федеральным законом «О стандартизации в Российской Федерации» [3], Федеральным законом
«О техническом регулировании» [6], другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими правоотношения в  сфере, национальными стандартами Российской Федерации, межгосударственными стандартами, принятыми в качестве национальных стандартов в установленном порядке, сводами правил, другими документами в области проектирования, строительства, эксплуатации зданий и сооружений, правилами и руководствами
по предупреждению чрезвычайных ситуаций, документами в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, а также документами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
 
  • Документы Системы стандартизации НОСТРОЙ и общие требования к ним.
  • К документам Системы стандартизации НОСТРОЙ относятся:
а) стандарты НОСТРОЙ – СТО НОСТРОЙ;
б) рекомендации по стандартизации НОСТРОЙ – Р НОСТРОЙ;
в) стандарты саморегулируемых организаций – СТО СРО;
г) справочно-методические пособия - СМП.
 
Примечание - Правила, рекомендации по стандартизации, справочно-методические пособия и т.п., которые могут разрабатываться саморегулируемыми организациями самостоятельно в Систему стандартизации НОСТРОЙ не входят.
  • В зависимости от объекта и аспекта стандартизации, а также содержания устанавливаемых к ним требований, разрабатывают СТО НОСТРОЙ следующих видов:
  • стандарты основополагающие;
  • стандарты на процессы выполнения работ по строительству;
 
Примечание - Под стандартом на процесс понимается стандарт, устанавливающий требования, которым должен удовлетворять процесс, с тем, чтобы обеспечить соответствие процесса его назначению (по ГОСТ 1.1-2002).
  • стандарты деятельности саморегулируемых организаций;
  • квалификационные стандарты;
  • стандарты, устанавливающие требования по выполнения работ или оказанию услуг в области строительства, реконструкции и капитального ремонта;
  • стандарты на методы контроля (испытаний, измерений, анализа), применяемые при строительном контроле;
  • стандарты в области оценки соответствия строительных изделий и материалов, работ и услуг, систем менеджмента;
  • стандарты на термины и определения, применяемые в строительстве.
 
Примечание - Стандарты на термины и определения могут относиться как к основополагающим стандартам НОСТРОЙ, так и к стандартам других видов.
  • Основополагающие стандарты НОСТРОЙ разрабатываются для установления общих организационно-технических положений деятельности в области стандартизации НОСТРОЙ для достижения целей стандартизации, определенных в 1.
Разработка документов Системы стандартизации НОСТРОЙ должна осуществляться в соответствии с основополагающими стандартами НОСТРОЙ.
  • В стандартах НОСТРОЙ на процессы выполнения работ по строительству устанавливают обязательные требования к техническим и технологическим процессам (работам) строительства, монтажа, наладки, сноса, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, которые осуществляются членами саморегулируемых организаций.
Стандарты СТО НОСТРОЙ на процессы выполнения работ по строительству в соответствии  с Градостроительным кодексом Российской Федерации [1] являются обязательными для соблюдения саморегулируемыми организациями и их членами.
  • В стандартах НОСТРОЙ деятельности саморегулируемых организаций устанавливаются требования к предмету и условиям осуществления деятельности саморегулируемых организаций в строительстве, сфере применения таких стандартов.
 
Примечание
  • Предмет деятельности саморегулируемых организаций – реализация функций, установленных Федеральным законом «О саморегулируемых организациях» [2] (статья 6).
  • Условия деятельности саморегулируемых организаций – установленные федеральным законом и документами саморегулируемой организации требования к процедурам реализации функций саморегулируемой организации.
  • Сфера применения стандартов деятельности саморегулируемых организаций – совокупность функций, прав и обязанностей саморегулируемых организаций, а также условий их выполнения, в отношении которых устанавливаются требования стандартов.
    • В квалификационных стандартах НОСТРОЙ устанавливаются требования к квалификации работников членов саморегулируемых организаций и определяются дифференцированные в зависимости от направления деятельности уровни их знаний и умений, а также необходимый уровень самостоятельности при выполнении ими трудовой функции с учетом профессиональных стандартов и требования к прохождению независимой оценки квалификации работника на соответствие профессиональному стандарту.
Примечание - В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации [4] (статья 195.1) профессиональный стандарт - характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции.
  • В стандартах, устанавливающих требования по выполнению работ или оказанию услуг в области строительства, регламентируются конкретные требования (нормы) НОСТРОЙ к данным услугам (работам), показатели качества и безопасности услуг (работ), методы контроля данных показателей, а также передовые инновационные технологии, строительное оборудование, материалы, изделия и методы обеспечения энергоэффективности.
  • В стандартах на методы контроля (испытаний, измерений, анализа) устанавливаются требования к методикам контроля (испытаний), являющихся общими для выполнения работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства, включая осуществление строительного контроля.
  • Стандарты в области оценки соответствия выполняемых работ при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте объектов капитального строительства, и создаваемых конструкций или объектов капитального строительства разрабатываются для обеспечения и установления соответствия проводимых работ (услуг) по строительству на всех этапах жизненного цикла (монтажа, наладки, сноса) требованиям национальных и межгосударственных стандартов, сводов правил и СТО НОСТРОЙ.
  • Стандарты на термины и определения разрабатываются для обеспечения единообразного толкования терминов и создания единой терминологической системы в НОСТРОЙ.
  • Совокупность взаимосвязанных СТО НОСТРОЙ, объединенных общей целевой направленностью и/или устанавливающих согласованные требования к взаимосвязанным объектам стандартизации, могут объединяться в комплексы стандартов.
 
Примечание – Комплексы   стандартов   НОСТРОЙ,   сформированные    на   01.01.2017,
приведены в приложении А.
 
  • Порядок разработки, утверждения, обновления и отмены СТО НОСТРОЙ и Р НОСТРОЙ устанавливается в соответствии с СТО НОСТРОЙ 1.
Правила построения, содержания, изложения, оформления и обозначения СТО НОСТРОЙ и Р НОСТРОЙ устанавливаются СТО НОСТРОЙ 1.2.
  • Р НОСТРОЙ могут разрабатываться таких же видов, как и СТО НОСТРОЙ
(см. 6.2).
  • При применении международных, региональных и национальных стандартов иностранного государства и международных документов, не являющихся международными стандартами, для разработки документов Системы стандартизации НОСТРОЙ не допускается нарушение авторских прав, прав на использование авторских прав и прав продажи публикаций ИСО, МЭК, СЕН, СЕНЭЛЕК, иных международных и региональных организаций по стандартизации и национальных органов по стандартизации, которые установлены в соответствующих правилах и других документах этих организаций (органов), а также в соглашениях федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации с этими организациями (органами).
  • Документы Системы стандартизации НОСТРОЙ, национальной системы стандартизации, международные и региональные документы по стандартизации иностранных государств и правила их применения составляют Информационный фонд Системы стандартизации НОСТРОЙ.
Порядок формирования и ведения Информационного фонда Системы стандартизации НОСТРОЙ, а также правила пользования этим фондом, в том числе порядок предоставления информации об утвержденных документах Системы стандартизации НОСТРОЙ, их изменениях отмены или замены, обеспечение пользователей информацией, устанавливается в коллегиальным исполнительным органом НОСТРОЙ.
  • Официальное опубликование, организация издания и распространения СТО НОСТРОЙ и Р НОСТРОЙ осуществляется постоянным исполнительным органом НОСТРОЙ.
Саморегулируемые организации и их члены имеют право тиражировать документы Системы стандартизации НОСТРОЙ для использования в работе по согласованию с НОСТРОЙ.
  • Издание зарегистрированных СТО НОСТРОЙ и Р НОСТРОЙ осуществляется в виде печатных или электронных изданий.
Распространение, а также ведение фонда печатных изданий СТО НОСТРОЙ и Р НОСТРОЙ, осуществляется издателем.
Электронное издание СТО НОСТРОЙ и Р НОСТРОЙ производится, если они разработаны и утверждены по ГОСТ 2.051 в виде простого, составного или агрегированного    электронного документа с электронной подписью и реализованными  мерами  по  обеспечению  защиты информации  от несанкционированного доступа.
 
Примечание
  • Под печатным изданием по ГОСТ 60-2003 (п. 3.1.1.1) понимается издание, полученное печатанием или теснением, полиграфически самостоятельно оформленное.
  • Под электронным изданием по ГОСТ 60-2003 (п. 3.1.1.2) понимается издание, для использования которого необходимы средства вычислительной техники.
  • Издателем является юридическое лицо (частный предприниматель), осуществляющее подготовку и выпуск издания (по ГОСТ 60-2003).
    • Порядок организации и проведения контроля в саморегулируемых организациях за соблюдением требований СТО НОСТРОЙ устанавливается стандартами деятельности саморегулируемых организаций.
    • Обновление СТО НОСТРОЙ осуществляется путем их пересмотра или разработки изменений. СТО НОСТРОЙ подлежит обновлению в следующих случаях, если:
  • если его содержание вошло в противоречие с федеральными законами, сводами правил иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, целями и принципами стандартизации НОСТРОЙ или Уставом НОСТРОЙ [5] и в результате не удовлетворяет современным потребностям НОСТРОЙ;
  • не соответствует достигнутому уровню развития науки и техники;
  • если содержание стандарта не обеспечивает соблюдение требований принятого или разрабатываемого технического регламента (в том числе технического регламента Евразийского экономического союза) или препятствует соблюдению вновь заключенного международного соглашения;
  • если его содержание противоречит содержанию вновь разрабатываемого или другого обновляемого СТО НОСТРОЙ, национального стандарта Российской Федерации (в том числе межгосударственного стандарта, вводимого в действие в качестве национального стандарта) либо утвержденного или разрабатываемого свода правил.
В последнем случае при организации обновления действующего  СТО НОСТРОЙ необходимо обеспечивать согласование по срокам обновления СТО НОСТРОЙ и введения в действие взаимосвязанных стандартов и сводов правил.
  • Порядок разработки, оформления, утверждения, обозначения, изменения и отмены стандартов саморегулируемых организаций, а также принятия (применения)  СТО  НОСТРОЙ,  устанавливается  саморегулируемыми
организациями самостоятельно с учетом требований Градостроительного кодекса Российской Федерации [1] (статья 55.5) и рекомендации Р НОСТРОЙ 1.1 в соответствующем нормативно-правовом документе или стандарте саморегулируемой организации, разработанном специально для установления данных процедур.
  • Допускается разрабатывать СТО СРО на процессы выполнения работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства с учетом рекомендации Р НОСТРОЙ 1.
  • СТО СРО на процесс выполнения работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства может быть разработан в следующих случаях:
  • СТО НОСТРОЙ на процесс выполнения работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства актуальный для саморегулируемой организации не принят и не запланирован к разработке в Системе стандартизации НОСТРОЙ, в требуемые членами саморегулируемой организации сроки;
  • имеющийся СТО НОСТРОЙ на процесс выполнения работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства не полностью соответствует потребностям членов саморегулируемой организации и предложение саморегулируемой организации по внесению в него дополнительных требований не принято НОСТРОЙ либо не может быть реализовано оперативно, в требуемые членами саморегулируемой организации сроки.
    • Проекты СТО СРО на процессы выполнения работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства должны быть согласованы с НОСТРОЙ.
    • Издание и переиздание стандартов СРО, осуществляют утвердившие их саморегулируемые организации самостоятельно.
  • Документы Системы стандартизации НОСТРОЙ могут использоваться сторонними организациями только на основе соответствующих соглашений (договоров) с НОСТРОЙ (для СТО НОСТРОЙ, Р НОСТРОЙ) или саморегулируемыми организациями (для СТО СРО).
  • Требования документов Системы стандартизации НОСТРОЙ подлежат соблюдению сторонними организациями и приобретателями, если эти документы указаны в    сопроводительной    технической    документации,    декларации    о
соответствии продукции (работ, услуг) изготовителя (поставщика) продукции, исполнителя работ (услуг), или в договоре (контракте, соглашении), или, если изготовитель (поставщик) продукции, исполнитель работ (услуг) применил обозначение стандартов в маркировке, в эксплуатационной или иной документации.
Также требования документов Системы стандартизации НОСТРОЙ подлежат соблюдению производителем или поставщиком продукции (работ, услуг), если такая продукция (работы, услуги) прошла процедуру  оценки соответствия требованиям СТО НОСТРОЙ.
 
  • Взаимодействие участников Системы стандартизации НОСТРОЙ
  •  
    • Взаимодействие участников Системы стандартизации НОСТРОЙ осуществляется при разработке, утверждении, обновлении, отмене и применении документов Системы стандартизации НОСТРОЙ, а также при выполнении задач, указанных в 5.
    • Разработка СТО НОСТРОЙ и Р НОСТРОЙ осуществляется в соответствии с Программой стандартизации (см. 1).
Взаимодействие участников Системы стандартизации НОСТРОЙ при формировании, ведении и реализации Программы стандартизации и внесению в нее изменений устанавливается соответствующим порядком, утверждаемым коллегиальным исполнительным органом НОСТРОЙ.
  • Взаимодействие участников Системы стандартизации НОСТРОЙ при разработке, утверждении, обновлении и отмене СТО НОСТРОЙ и Р НОСТРОЙ устанавливается СТО НОСТРОЙ 1 и СТО НОСТРОЙ 1.2.
  • Организация взаимодействия участников Системы стандартизации НОСТРОЙ при разработке, утверждении, обновлении и отмене стандартов саморегулируемой организации, принятия (применения) в саморегулируемой организации стандартов и рекомендаций НОСТРОЙ, устанавливается саморегулируемой организацией самостоятельно стандартом деятельности саморегулируемой организации с учетом Р НОСТРОЙ 1.
  • Основными задачами взаимодействия участников Системы стандартизации НОСТРОЙ с федеральными, региональными и местными органами исполнительной власти, сторонними российскими и зарубежными организациями в области стандартизации являются:
  • создание условий для применения единых документов в области стандартизации организациями, осуществляющими деятельность в сфере строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, сметного нормирования, а также для обеспечения энергоэффективности, охраны труда и техники безопасности, охраны окружающей среды, эксплуатации и благоустройства объектов;
  • оказание помощи сторонним организациям, осуществляющим деятельность в области проектирования (включая изыскания), строительства, реконструкции и капитального ремонта и эксплуатации объектов капитального строительства, в разработке нормативных документов гармонизированных с документами Системы стандартизации НОСТРОЙ;
  • обеспечение единства измерений в соответствии с Федеральным законом
«Об обеспечении единства измерений» [7];
  • установление и применение единых терминов и определений;
  • повышение качества,  безопасности  и  конкурентоспособности  продукции
(работ, услуг) членов саморегулируемых организаций;
  • разработка проектов национальных, межгосударственных и международных стандартов на основе документов Системы стандартизации НОСТРОЙ на новые инновационные виды продукции (работ, услуг) и технологии, в том числе созданные в результате двустороннего и многостороннего сотрудничества;
  • работы по гармонизации национальных и межгосударственных стандартов, применяемых саморегулируемыми организациями и их членами, документов Системы стандартизации НОСТРОЙ с международными стандартами и национальными стандартами зарубежных стран;
  • обеспечение защиты взаимных интересов саморегулируемых организаций и сторонних организаций при совместной разработке национальных, межгосударственных и международных стандартов;
  • обеспечение нормативной базы, направленной на признание результатов оценки соответствия на продукцию (работы, услуги) членов саморегулируемых организаций сторонними организациями;
  • проведение совместных научных исследований, обмен опытом и информацией, взаимные консультации, обучение кадров и др.
    • Участники Системы стандартизации НОСТРОЙ в своей деятельности по вопросам, входящим в их компетенцию и связанным с разработкой, согласованием  и    применением    документов    в    области    стандартизации,
взаимодействуют        (в    объеме     возложенных       на     них     настоящим      стандартом функций):
  • с национальным органом Российской Федерации по стандартизации;
  • с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на принятие сводов правил в строительстве;
  • с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принимающими решения в области технического регулирования в строительстве;
  • с международными и региональными организациями по стандартизации, профильными техническими комитетами этих организаций;
  • с национальными организациями по стандартизации зарубежных стран;
  • со сторонними организациями, использующими документы Системы стандартизации НОСТРОЙ при выполнении работ в сфере интересов НОСТРОЙ, саморегулируемых организаций и (или) членов саморегулируемых организаций.
    • Взаимодействие со сторонними организациями в области стандартизации осуществляется на двусторонней и многосторонней основе в рамках соглашений, договоров и протоколов о взаимодействии (сотрудничестве), заключаемых НОСТРОЙ со сторонними организациями.
 
  • Планирование и финансирование работ по стандартизации
 Основной формой планирования работ по разработке документов по стандартизации в НОСТРОЙ является Программа стандартизации, формируемая, утверждаемая и реализуемая в соответствии с утверждаемым коллегиальным исполнительным органом НОСТРОЙ порядком.
  • Формирование Программы стандартизации осуществляется на основании:
  • результатов НИР в области стандартизации;
  • предложений органов НОСТРОЙ и саморегулируемых организаций;
  • рекомендаций федеральных и региональных органов исполнительной власти;
  • предложений ТК 400, а также других технических комитетов по стандартизации;
  • предложений профессиональных объединений и ассоциаций научно- исследовательских, проектных, конструкторско-технологических и других организаций, осуществляющих профессиональную деятельность в области строительства;
  • предложений сторонних организаций, заключивших с НОСТРОЙ соответствующие соглашения о сотрудничестве;
  • предложений других заинтересованных организаций и физических лиц.
    • В Программе стандартизации предусматриваются комплексы стандартов НОСТРОЙ, приведенные в приложении А.
    • По результатам НИР, направленным на достижение упорядоченности в отношении объектов стандартизации, могут вводиться новые комплексы стандартов НОСТРОЙ или вноситься изменения в перечисленные в приложении А.
  • Работы по стандартизации в НОСТРОЙ финансируются в соответствии с годовой сметой расходов на содержание НОСТРОЙ за счет централизованных финансовых средств НОСТРОЙ, а также за счет софинансирования выполняемых работ саморегулируемми организациями и заинтересованными организациями.
  • Договора на разработку и пересмотр СТО НОСТРОЙ, разработку изменений к ним, разработку Р НОСТРОЙ и СМП с соответствующими исполнителями работ по стандартизации заключает в установленном порядке постоянный исполнительный орган НОСТРОЙ.
Договора на редактирование, экспертизу и нормоконтроль проектов СТО НОСТРОЙ и Р НОСТРОЙ с соответствующими экспертами заключаются в установленном порядке постоянным исполнительным органом НОСТРОЙ или исполнителями работ по стандартизации.
Договора на проведение НИР либо на возмездное оказание услуг в области стандартизации и технического регулирования заключает в установленном порядке постоянный исполнительный орган НОСТРОЙ.
  • Разработка и внедрение СТО СРО организуется и финансируется саморегулируемыми организациями самостоятельно.
Приложение А
(справочное)
 
Комплексы стандартов НОСТРОЙ
 
А.1 СТО НОСТРОЙ 1.ХХ Система стандартизации Национального объединения строителей.
А.2 СТО НОСТРОЙ 2.ХХ (Стандарты, утвержденные решениями Совета НОСТРОЙ до 01.01.2017).
А.3 СТО НОСТРОЙ 3.ХХ Процессы выполнения работ по строительству. А.4 СТО НОСТРОЙ 4.ХХ Квалификационные стандарты.
А.5 СТО НОСТРОЙ 5.ХХ Деятельность саморегулируемых организаций. А.6 СТО НОСТРОЙ 6.ХХ Методы контроля и измерений в строительстве. А.7 СТО НОСТРОЙ 7.ХХ Оценка соответствия.
А.8 СТО НОСТРОЙ 8.ХХ (Стандарты, устанавливающие требования по выполнению работ или оказанию услуг в области строительства, регламентирующие конкретные требования (нормы) НОСТРОЙ к данным услугам (работам), показатели качества и безопасности услуг (работ), методы контроля данных показателей, а также передовые инновационные технологии, строительное оборудование, материалы, изделия и методы обеспечения энергоэффективности).
Примечание
  • Основные требования к комплексам стандартов установлены в разделе
  • Стандарты, включенные в комплекс А.2, при обновлении будут включаться в другие комплексы стандартов НОСТРОЙ.
  • В комплекс стандартов А.8 могут входить стандарты на правила выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, рекомендуемые для применения саморегулируемыми организациями и их членами.
Библиография
 
[1]      Градостроительный кодекс Российской Федерации
[2]      Федеральный закон от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях»
[3]      Федеральный закон от 29.06.2015 № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации»
[4]      Трудовой кодекс Российской Федерации
[5]   Устав Ассоциации «Общероссийская негосударственная некоммерческая организация – общероссийское отраслевое объединение работодателей «Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство» (утвержден Всероссийским съездом саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства протокол № 10 от 11.03.2015)
[6]      Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании»
[7]      Федеральный закон от 26.06.2008 № 102-Ф3 «Об обеспечении единства измерений»
 
 
 система стандартизации, национальное объединение строителей, основные положения

29.05.2017, 116 просмотров.

Атрибуты

Номер документа 1.1-2017
Вид документа Р (Рекомендации)
Принявший орган НОСТРОЙ
Статус Действующий
Дата принятия 15.03.2017
Дата начала действия 30.11.0001
Система управления сайтом Host CMS