ОДМ 218.2.071-2016 Методические рекомендации по проектированию кольцевых пересечений при строительстве и реконструкции автомобильных дорог


     ОДМ 218.2.071-2016

     
     
ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ

Методические рекомендации по проектированию кольцевых пересечений при строительстве и реконструкции автомобильных дорог


     
ОКС 93.080

ПРЕДИСЛОВИЕ

1. РАЗРАБОТАНЫ: МОСКОВСКИМ АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНЫМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ТЕХНИЧЕСКИМ УНИВЕРСИТЕТОМ (МАДИ) при участии НПФ "ТОПОМАТИК", Представительства в России и странах СНГ "AUTODESK CIS", Группы компаний "ИНДОР", Компании "КРЕДО-ДИАЛОГ"
     

2. ВНЕСЕНЫ Управлением строительства и проектирования автомобильных дорог Федерального дорожного агентства
     

3. ИЗДАНЫ на основании распоряжения Федерального дорожного агентства от ________________ N ______*
________________
     * Текст документа соответствует оригиналу. Следует читать: Распоряжения Росавтодора (Федерального дорожного агентства) от 04.04.2017 N 589-р. - Примечание изготовителя базы данных.
     
          

4. ИМЕЮТ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР
     

5. ВВЕДЕНЫ взамен "Методических указаний по проектированию кольцевых пересечений автомобильных дорог" Минавтодора РСФСР 1980 г. и в развитие раздела 9.2.7 "Кольцевые пересечения" ОДМ 218.4.005-2010 "Рекомендаций по обеспечению безопасности движения на автомобильных дорогах" Росавтодора Минтранса РФ, и пунктов 6.11, 6.12 СП 34.13330.2012 "АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ" Актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85*
     
     

1 Область применения


     Настоящий отраслевой дорожный методический документ "Методические рекомендации по проектированию кольцевых пересечений при строительстве и реконструкции автомобильных дорог", именуемый далее по тексту сокращенно "Методические рекомендации", направлен на обеспечение высоких стандартов безопасности и удобства движения на дорожной сети.
     
     Кольцевые пересечения автомобильных дорог характеризуются меньшей аварийностью, сокращением задержек и высокой пропускной способностью по сравнению с другими пересечениями в одном уровне. В отечественной практике дорожного проектирования и строительства до сих пор такие пересечения не получили должного применения в связи с недостаточно развитой нормативно-методической базой.
     
     Необходимость совершенствования нормативной базы проектирования кольцевых пересечений обусловлена также постановлением Правительства Российской Федерации от 10 мая 2010 г. N 316 "О правилах дорожного движения", в котором организация движения на кольцевых пересечениях приведена в соответствие с общепринятой международной практикой [1].
     
     Настоящие "Методические рекомендации" уточняют требования в отношении кольцевых пересечений с приоритетом движения по кольцевой проезжей части, имеющиеся в действующих в РФ документах.
     
     "Методические рекомендации" предназначены для использования в проектных и эксплуатационных организациях, службой организации движения, они также могут найти применение в работе научных организаций и в учебных заведениях.
     
     

2 Нормативные ссылки


     В настоящих "Методических рекомендациях" использованы ссылки на следующие нормативные документы:
     
     ГОСТ Р 41.107-99 Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения двухэтажных пассажирских транспортных средств большой вместимости в отношении общей конструкции
     
     ГОСТ Р 51256-99 Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Типы, основные параметры. Общие технические требования
     
     ГОСТ Р 52289-2004 Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств
     
     ГОСТ Р 52875-2007 Указатели тактильные наземные для инвалидов по зрению
     
     ГОСТ Р 52398-2005 Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования
     
     ГОСТ Р 52399-2005 Геометрические элементы автомобильных дорог
     
     ГОСТ Р 52766-2007 Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования
     
     СП 52.13330.2011 Свод правил. Естественное и искусственное освещение (Day lighting and artificial lighting) Актуализированная редакция СНиП 23-05-95*
     
     

3 Термины и определения


     В "Методических рекомендациях" применены следующие термины с соответствующими определениями:
     

3.1 граничная линия кольцевого пересечения (yield line): Выделяемая разметкой линия, отделяющая кольцевую проезжую часть от проезжей части участка примыкающей автомобильной дороги или улицы.
     

3.2 диаметр кольцевого пересечения, DОДМ 218.2.071-2016 Методические рекомендации по проектированию кольцевых пересечений при строительстве и реконструкции автомобильных дорог (inscribed circle diameter): Диаметр внешней кромки кольцевой проезжей части.
     

3.2 зона влияния кольцевого пересечения: Участки автомобильных дорог, примыкающих к кольцевому пересечению, в пределах которых происходит изменение скорости движения автомобилей, обусловленное необходимостью ее снижения на кольцевом пересечении.
     

3.4 зона переплетения (LОДМ 218.2.071-2016 Методические рекомендации по проектированию кольцевых пересечений при строительстве и реконструкции автомобильных дорог): Зона, в пределах которой под острыми углами (7-15°) происходит перестроение автомобилей для смены полос движения без остановки для пропуска автомобилей, движущихся в попутном направлении.
     

3.5 кольцевое пересечение (roundabout): Пересечение в одном уровне с центральным островком, как правило, в форме окружности, и кольцевой проезжей частью, по которой осуществляется движение против часовой стрелки автомобилей поворачивающих транспортных потоков.
     

3.6 краевая полоса кольцевой проезжей части (bОДМ 218.2.071-2016 Методические рекомендации по проектированию кольцевых пересечений при строительстве и реконструкции автомобильных дорог): Уширение дорожной одежды с внешней стороны кольцевой проезжей части, отделяющая ее от тротуара (пешеходной дорожки) обочины или разделительной полосы безопасности кольцевого пересечения.
     

3.7 краевая полоса: Уширение дорожной одежды, отделяющее проезжие части на участке подхода к кольцевому пересечению от тротуара (пешеходной дорожки) обочины или разделительной полосы безопасности кольцевого пересечения.
     

3.8 краевая полоса центрального островка (apron, truck apron, central overrun area): Полоса центрального островка шириной до 2,0 м, расположенная с внешней его стороны предназначенная для заезда задними колесами крупногабаритных транспортных средств.
     

3.9 мини-кольцевое пересечение (mini-roundabout): Однополосное кольцевое пересечение с центральным островком, покрытие и конструкция которого допускают заезд на него крупногабаритных грузовых автомобилей и автобусов.
     

3.10 многополосное кольцевое пересечение: Кольцевое пересечение с организацией движения при объезде центрального островка по двум и более полосам движения.
     

3.11 направляющий островок (splitter island, separator islands, divisional islands, or median islands): Приподнятый над проезжей частью или выделенный горизонтальной разметкой элемент участка подхода к кольцевому пересечению, направляющий движение въезжающих на кольцевую проезжую часть автомобилей и выезжающих с нее.
     

3.12 однополосное кольцевое пересечение: Кольцевое пересечение с организацией движения при объезде центрального островка транспортными потоками всех направлений по одной полосе.
     

3.13 отклонение траектории движения (deviation): Смещение траектории автомобилей левоповоротного и прямого (транзитного) транспортных потоков по отношению к положению автомобилей при въезде на кольцевую проезжую часть.
     

3.14 правоповоротная полоса (bypass): Дополнительная полоса, предназначенная только для движения автомобилей, выполняющих правый поворот; устраивается при высокой интенсивности правоповоротного транспортного потока в пределах кольцевой проезжей части или вне ее.
     

3.15 приоритетное направление движения в зоне кольцевого пересечения: Установленное преимущественное право на первоочередной проезд автомобилей по определенному направлению по отношению к другим участникам движения.
     

3.16 проезжая часть кольцевого пересечения (circulatory roadway): Проезжая часть, предназначенная для движения автомобилей при объезде центрального островка.
     

3.17 пропускная способность кольцевого пересечения (roundabout capacity) (PОДМ 218.2.071-2016 Методические рекомендации по проектированию кольцевых пересечений при строительстве и реконструкции автомобильных дорог): Максимальное количество автомобилей, которое может въехать на кольцевоое пересечение в единицу времени. Пропускная способность кольцевого пересечения является суммарной величиной пропускной способности каждого из въездов на кольцевую проезжую часть.
     

3.18 пропускная способность въезда на кольцевое пересечение (PОДМ 218.2.071-2016 Методические рекомендации по проектированию кольцевых пересечений при строительстве и реконструкции автомобильных дорог): Максимальное число автомобилей, которое может въехать на пересечение за единицу времени при заданной интенсивности движения на кольце и наличии постоянной очереди автомобилей на въезде.
     

3.19 радиус въезда (entry radius): Радиус правой кромки проезжей части участка въезда на кольцевую проезжую часть.
     

3.20 радиус выезда (exit radius): Радиус правой кромки проезжей части участка выезда с кольцевой проезжей части.
     

3.21 разделительная полоса безопасности кольцевого пересечения (landscaping buffer): Полоса, отделяющая кольцевую проезжую часть и проезжие части участков подходов к кольцевому пересечению от тротуара (пешеходной дорожки) или обочины, устраивается при наличии пешеходного движения, ее конструкция должна препятствовать выходу пешеходов на проезжую часть.
     

3.22 раструбное уширение въезда на кольцо (flare): Уширение проезжей части на участке въезда перед граничной линией кольцевого пересечения.
     

3.23 расчетная скорость движения кольцевого пересечения (VОДМ 218.2.071-2016 Методические рекомендации по проектированию кольцевых пересечений при строительстве и реконструкции автомобильных дорог): Скорость одиночного автомобиля, обеспечивающая безопасность движения на кольце, используется при расчете геометрических элементов пересечения.
     

3.24 траектории свободного проезда кольцевого пересечения (fastest travel path, fastest path): Траектории свободного проезда легковых автомобилей по каждому из направлений: при въезде на кольцевую проезжую часть, на участке движения по кольцевой проезжей части и при выезде с нее.
     

3.25 успокоение движения (calming): Комплекс преимущественно планировочных мероприятий, предназначенных для снижения скоростей движения автомобилей транспортного потока.
     

3.26 участок въезда на кольцевую проезжую часть (entry): Участок перед граничной линией, на котором водитель принимает окончательное решение о режиме въезда на кольцевую проезжую.*

_________________

* Текст документа соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.
     
     

3.27 участок выезда с кольцевой проезжей части (exit): Участок, примыкающей автомобильной дороги или улицы расположенный за граничной линией при выезде с кольцевой проезжей части.
     

3.28 участок подхода к кольцевому пересечению (approach): Участок автомобильной дороги, в пределах которого изменяют ее геометрические размеры для обеспечения удобных и безопасных условий въезда на кольцевую проезжую часть и выезда с нее на автомобильную дорогу.
     

3.29 фактические траектории проезда кольцевого пересечения: Траектории движения автомобилей каждого из направлений, выбираемые водителями с учетом организации движения в зоне кольцевого пересечения.
     

3.30 центральный островок кольцевого пересечения (central island): Расположенный в центре элемент кольцевого пересечения, вокруг которого происходит перераспределение движения автомобилей по разным направлениям.
     

3.31 ширина кольцевой проезжей части (circulatory roadway width): Сумма ширин полос движения, равная расстоянию от центрального островка до внешней кромки кольцевой проезжей части.
     
     

4 Общие положения

4.1 Особенности кольцевых пересечений


     Практика проектирования и эксплуатации автомобильных дорог за рубежом указывает на широкое применение кольцевых пересечений с приоритетом движения по кольцу в качестве основного типа пересечений в одном уровне, что обусловлено обеспечением существенно более высокого уровня безопасности движения и большей пропускной способностью по сравнению с другими типами пересечений в одном уровне. Кольцевые пересечения могут функционировать при суммарной суточной интенсивности движения до 70-80 тыс. приведенных авт./сутки, соизмеримой с пропускной способностью транспортных развязок в разных уровнях.
     
     Кольцевые пересечения имеют следующие преимущества по сравнению с другими типами пересечений в одном уровне:
     
     - позволяют обеспечить наиболее безопасные и удобные условия движения на пересечении дорог, заключающиеся в существенном сокращении конфликтных точек и исключении конфликтных точек пересечения транспортных потоков;
     
     - не требуют дополнительных расходов на светофорное регулирование движения;
     
     - обеспечивается рассредоточение конфликтных точек, снижается скорость движения, слияние и разделения транспортных потоков осуществляется под небольшими углами переплетения, что в комплексе способствует снижению аварийности и, особенно, тяжести дорожно-транспортных происшествий;
     
     - не возникают большие потери времени из-за остановок на регулируемых пересечениях;
     
     - схема движения на пересечении проста и понятна водителям;
     
     - обеспечиваются лучшие условия движения для выполнения левых поворотов;
     
     - капитальные затраты на устройство не велики;
     
     - меньшее отрицательное воздействие на окружающую среду.
     
     В то же время планировка и организация движения на кольцевых пересечениях могут быть причиной ухудшения ряда транспортно-эксплуатационных показателей:
     
     - водители вынуждены снижать скорость даже в свободных условиях движения;
     
     - при движении по кольцевому пересечению с большим центральным островком значителен перепробег автомобилей транзитного и, особенно, левоповоротного направлений;
     
     - для устройства пересечения требуется большая площадь земли по сравнению с другими типами пересечений в одном уровне;
     
     - усложняется организация движения пешеходов и велосипедистов, возникают сложности с размещением пешеходных переходов.
     
     

4.2 Транспортно-эксплуатационные качества кольцевых пересечений

4.2.1 Безопасность движения

4.2.1.1 Более высокий уровень обеспечения безопасности движения на кольцевых пересечениях обусловлен следующими факторами:
     
     - меньшим количеством конфликтных точек (рисунок 4.1);
     
     - отсутствием пересечений поворачивающих транспортных потоков;
     
     - движением с пониженными скоростями и, особенно, с меньшим разбросом скоростей.
     

4.2.1.2 Существенное влияние на снижение и выравнивание скорости движения оказывают элементы планировки пересечения. Наименьший разброс скоростей движения (среднеквадратическое отклонение скоростей от средней) характерен для кольцевых пересечений с диаметром внешней кромки кольцевой проезжей части не более 25-30 м. Это влияние одинаково как для автомобилей главного, так и для второстепенных направлений. В целом для дороги кольцевое пересечение является "успокоителем" движения, требующим, проведения соответствующих мероприятий по плавному снижению скоростей движения на подходах к пересечению.
     
     

ОДМ 218.2.071-2016 Методические рекомендации по проектированию кольцевых пересечений при строительстве и реконструкции автомобильных дорог


Рисунок 4.1 - Конфликтные точки простого необорудованного и кольцевого пересечений


     Оценка аварийности при движении в зоне кольцевых пересечений представлена в п.14.2 настоящих "Методических рекомендаций".
     
     

4.2.2 Скорость движения

4.2.2.1 Скорость движения автомобилей на кольцевом пересечении зависит от его планировочных элементов и интенсивности движения. При малой загрузке пересечения движением скорости определяются главным образом размерами центрального островка и планировкой участка въезда на кольцевую проезжую часть. Скорости движения автомобилей на кольцевом пересечении зависят также и от скорости на подходах [2]:
     

скорость движения:

на подходе к пересечению, км/ч

70

55

40

на пересечении, км/ч

35

30

25

4.2.3 Траектории движения автомобилей

4.2.3.1 Траектории движения автомобилей соответствуют положению на проезжей части и размерам каждого элемента кольцевого пересечения.
     

4.2.3.2 При проектировании кольцевых пересечений различают фактические траектории движения и траектории свободного проезда ("fastest path"). Фактических траекторий движения разнообразны и зависят от типа автомобиля, интенсивности движения, особенностей планировки пересечения.
     

4.2.3.3 Траектории свободного проезда - это траектории проезда легкового автомобиля любого из направлений: при въезде на кольцевую проезжую часть, движения по кольцевой проезжей части и при выезде с кольца, рисунок 4.3. Траектории свободного проезда используются для оценки соответствия планировки пересечения требованиям удобства и безопасности движения автомобилей (см. подраздел 14.1 "Методических рекомендаций").
     
     

4.2.4 Пропускная способность


     Пропускная способность кольцевого пересечения является суммарной величиной пропускной способности каждого из въездов на кольцевую проезжую часть. Пропускная способность каждого въезда - максимальное количество автомобилей, которое может въехать на кольцевую проезжую часть с данного направления в единицу времени.
     
     Высокая пропускная способность кольцевых пересечений обусловлена малыми граничными интервалами при выполнении маневров и существенным сокращением задержек при проезде пересечений.
     
     Оценка пропускной способности кольцевых пересечений представлена в подразделе 14.3 "Методических рекомендаций".
     

4.2.4.1 На кольцевом пересечении постоянно происходит взаимодействие автомобилей различных направлений движения: транспортные потоки сливаются, пересекаются, переплетаются в конфликтных точках. В любой из этих точек водителю автомобиля второстепенного (неприоритетного) направления для продолжения движения необходимо выбрать в основном (приоритетном) потоке такой интервал между ними, который был бы достаточен для безопасного совершения соответствующего маневра (граничный интервал). Поскольку движение на кольцевых пересечениях осуществляется с пониженными скоростями, водители для выполнения маневров используют меньшие значения граничных интервалов.
     
     

ОДМ 218.2.071-2016 Методические рекомендации по проектированию кольцевых пересечений при строительстве и реконструкции автомобильных дорог

Прямое направление: RОДМ 218.2.071-2016 Методические рекомендации по проектированию кольцевых пересечений при строительстве и реконструкции автомобильных дорог - минимальный радиус траектории въезда на кольцевую проезжую часть, RОДМ 218.2.071-2016 Методические рекомендации по проектированию кольцевых пересечений при строительстве и реконструкции автомобильных дорог - минимальный радиус траектории движения по кольцевой проезжей части, RОДМ 218.2.071-2016 Методические рекомендации по проектированию кольцевых пересечений при строительстве и реконструкции автомобильных дорог - минимальный радиус траектории движения при выезде с пересечения. Левоповоротное движение: RОДМ 218.2.071-2016 Методические рекомендации по проектированию кольцевых пересечений при строительстве и реконструкции автомобильных дорог - минимальный радиус траектории при объезде центрального остряка. Правоповоротное движение: RОДМ 218.2.071-2016 Методические рекомендации по проектированию кольцевых пересечений при строительстве и реконструкции автомобильных дорог - минимальный радиус траектории при выполнении правого поворота.
    

Рисунок 4.2 - Траектории свободного проезда кольцевых пересечений


     При приоритетном движении по кольцу граничные интервалы меньше, чем при предоставлении приоритета вливающемуся на кольцевую проезжую часть потоку (таблица 4.1). Водители вливающихся автомобилей имеют наилучшие условия обзора условий въезда. Они могут более точно и детально оценить режим движения приоритетного транспортного потока, находящегося слева. В случае приоритета въезжающих на кольцо автомобилей, водителям автомобилей, находящихся на кольцевой проезжей части перед выполнением маневра слияния приходится оценивать характеристики движения транспортного потока автомобилей, движущихся справа.
     
     
Таблица 4.1 - Сопоставление граничных интервалов в зависимости приоритета движения на кольцевом пересечении [3]
     

Приоритетное движение

Граничные интервалы 85% обеспеченности, сек

при интенсивности движения, авт./час

400

500

600

700

800

на кольцевой проезжей части

6,19

5,95

5,73

5,55

5,48

въезда на кольцо

6,50

6,22

6,00

5,84

5,80

4.2.4.2 Задержки автомобилей в пути следования являются характерной особенностью режима движения на всех видах пересечений. Потери времени из-за задержек возникают на подходах к пересечению в пределах зон влияния, на самом пересечении при вливании в основной поток, а также из-за перепробегов автомобилей.
     
     Потери времени на участках подхода к кольцевому пересечению происходят из-за снижения скоростей движения, от соответствующих интенсивности движения, до скоростей на самом пересечении.
     
     Потери времени при въезде на кольцо происходят из-за отсутствия между автомобилями на кольце достаточных интервалов времени для выполнения маневра, и, как следствие, образованием очередей автомобилей на участке въезда. При этом возникают дополнительные затраты времени из-за возможного торможения перед остановкой и последующего ускорения.
     
     Рекомендации по оценке пропускной способности, определению величин задержек и соответствующих им потерь времени приведены в Разделе 14 "Методических рекомендаций".
     
     

4.3 Элементы кольцевых пресечений


     Основные элементы кольцевых пересечений показаны на рисунке 4.3. разделы "Методических рекомендаций", в которых рассматриваются особенности их планировки, представлены в таблице 4.2.
     
     

ОДМ 218.2.071-2016 Методические рекомендации по проектированию кольцевых пересечений при строительстве и реконструкции автомобильных дорог


Рисунок 4.3 - Основные планировочные элементы и геометрические параметры кольцевого пересечения


     
Таблица 4.2 - Основные элементы и планировочные параметры кольцевых пересечений
     

Элемент пересечения

Разделы "Методических рекомендаций", в которых приводятся требования к элементам и планировочным параметрам

Диаметр кольцевого пересечения (внешний диаметр кольцевой проезжей части)

п.5.2.1.1, таблица 4.3

Проезжая часть кольцевого пересечения

п.5.2.1.3

Краевая полоса кольцевой проезжей части

п.5.2.1.3

Центральный островок кольцевого пересечения

п.п.5.2.1.2, 6.2.1.3

Краевая полоса центрального островка кольцевого пересечения

п.5.2.1.2

Граничная линия кольцевой проезжей части на участке въезда

п.12.2

Линия разметки 1.13 для обозначения места остановки транспортных средств, при наличии знака 2.4 "Уступите дорогу"

п.п.4.3, 12.2

Подходы к кольцевой проезжей части

п.5.2.2.3

Направляющий островок

п.п.5.2.3.1, 5.2.3.2, 6.1.2, 6.2.2.2, 6.2.2.3

Ширина проезжей части участка въезда на кольцо

п.5.2.3.3

Раструбное уширение проезжей части на участке въезда

п.п.5.2.3.4, 5.2.3.5

Ширина проезжей части на участке выезда с кольцевой проезжей части

п.п.5.2.3.6-5.2.3.8

Радиусы на участке въезда на кольцевую проезжую часть

п.5.2.3.9

Радиусы участка выезда с кольцевой проезжей части

п.5.2.3.9

Тротуар (или пешеходная дорожка)

п.5.2.3.11

Островок безопасности для ожидания пешеходов, пересекающих транспортные потоки разных направлений

п.п.5.2.3.2, 5.3.7, 6.2.2

Дополнительная правоповоротная полоса

п.5.3

Велосипедная дорожка

п.п.5.2.3.11, 5.2.3.12

Разделительный островок дополнительной правоповоротной полосы

п.5.3.5

Краевая полоса, отделяющая кромку кольцевой проезжей части от обочины тротуара

п.5.2.1.3

Угол въезда на кольцевую проезжую часть

п.14.1.1

4.4 Классификация кольцевых пресечений


     В практике проектирования кольцевых пересечений различают:
     
     - кольцевые пересечения с малым диаметром, рисунок 4.4, а;
     
     - кольцевые пересечения со средним диаметром, рисунок 4.4, б;
     
     - кольцевые пересечения большого диаметра, рисунок 4.4, в;
     
     - мини-кольцевые пересечения, рисунок 4.4, г;
     
     - кольцевые пересечения на неполных транспортных развязках, рисунок 4.4, д;
     
     - кольцевые пересечения с зоной переплетения в пределах кольцевой проезжей части, рисунок 4.4, е;
     
     - совмещенные кольцевые пересечения;
     
     - турбо-кольцевые пересечения;
     
     - кольцевые пересечения со сложной организацией движения в центральной части;
     
     - кольцевые пересечения со светофорным регулированием;
     
     - кольцевые пересечения со светофорным регулированием и с прорезанным центральным островком;
     
     - кольцевые пересечения в разных уровнях.
     
     В "Методических рекомендациях" рассматриваются планировочные решения, получившие наибольшее распространение на внегородских участках автомобильных и на участках автомобильных дорог, проходящих через малые населенные пункты (выделено в тексте курсивом). Схемы рассматриваемых кольцевых пересечений представлены на рисунке 4.4, диаметры кольцевых пересечений (диаметры внешних кромок кольцевой проезжей части) и количество полос движения пересечений, определяющие планировочное решение и эксплуатационные характеристики пересечения представлены в таблице 4.3.
     
     

а - кольцевые пересечения с малым диаметром (DОДМ 218.2.071-2016 Методические рекомендации по проектированию кольцевых пересечений при строительстве и реконструкции автомобильных дорог=24-30 м)
     

б - кольцевые пересечения со средним диаметром (DОДМ 218.2.071-2016 Методические рекомендации по проектированию кольцевых пересечений при строительстве и реконструкции автомобильных дорог=30-50 м)

ОДМ 218.2.071-2016 Методические рекомендации по проектированию кольцевых пересечений при строительстве и реконструкции автомобильных дорог

ОДМ 218.2.071-2016 Методические рекомендации по проектированию кольцевых пересечений при строительстве и реконструкции автомобильных дорог

в - кольцевые пересечения большого диаметра (DОДМ 218.2.071-2016 Методические рекомендации по проектированию кольцевых пересечений при строительстве и реконструкции автомобильных дорог=40-60 м)

г - мини-кольцевое пересечение

ОДМ 218.2.071-2016 Методические рекомендации по проектированию кольцевых пересечений при строительстве и реконструкции автомобильных дорог

ОДМ 218.2.071-2016 Методические рекомендации по проектированию кольцевых пересечений при строительстве и реконструкции автомобильных дорог

д - кольцевые пересечения неполных транспортных развязок

е - кольцевые пересечения с зоной переплетения (DОДМ 218.2.071-2016 Методические рекомендации по проектированию кольцевых пересечений при строительстве и реконструкции автомобильных дорог свыше 100 м)

ОДМ 218.2.071-2016 Методические рекомендации по проектированию кольцевых пересечений при строительстве и реконструкции автомобильных дорог

ОДМ 218.2.071-2016 Методические рекомендации по проектированию кольцевых пересечений при строительстве и реконструкции автомобильных дорог


Рисунок 4.4 - Схемы основных планировочных решений кольцевых пересечений


     
Таблица 4.3 - Геометрические параметры основных типов кольцевых пересечений
     

Тип кольцевого пересечения

Диаметр внешний кромки кольцевой проезжей части, м

Количество полос движения на кольце, шт.

Кольцевые пересечения с малым диаметром

24-30

1

Кольцевые пересечения среднего диаметра

30-50

1 (2)

Кольцевые пересечения большого диаметра

40-60

2 (3)

Мини-кольцевые пересечения

12-24

1

Кольцевые пересечения неполных транспортных развязок

12-60

1-2

Кольцевые пересечения с зоной переплетения в пределах кольцевой проезжей части

не более 200 м

2 (3)

Примечание - Требования к планировочным решениям кольцевых пересечений с зоной переплетения в пределах кольцевой проезжей части представлены в разделе 9.2.7 "Рекомендаций по обеспечению безопасности движения на автомобильных дорогах" (ОДМ 218.4.005-2010) и в пп.6.11, 6.12 СП 34.13330.2012.

4.5 Область применимости кольцевых пересечений

4.5.1 Кольцевые пересечения рекомендуется устраивать при условиях, приведенных в таблице 4.4. При определенных местных условиях, (таблица 4.5) устройство кольцевых пересечений считается нецелесообразным.
     
     

Таблица 4.4 - Условия применения кольцевых пересечений

Условия работы пересечения или его местоположение

Эффективность устройства

1

2

При выявлении концентрации ДТП на нерегулируемые пересечения двухполосных дорог

Повышение безопасности движения за счет снижения количества и тяжести дорожно-транспортных происшествий

На существующих регулируемых и нерегулируемых пересечениях с большими задержками автомобилей

Снижение транспортных потерь, повышение пропускной способности

В случае без приоритетного движения автомобилей по пересекающимся дорогам

Снижение транспортных потерь

Пересечение более двух дорог

Улучшение организации движения, повышение безопасности движения и пропускной способности

При высокой стоимости альтернативных решений

Снижение стоимости строительства

При необходимости учета архитектурно-планировочных требований

Повышение архитектурно-планировочных качеств придорожной полосы за счет назначения размеров элементов планировки, включения малых архитектурных форм и озеленения

Расположение на участках вынужденного изменения скоростей, в том числе, на участках сопряжения автомобильных дорог разных категорий или на участках перехода автомобильной дороги в улицу или дорогу населенного пункта

Повышение безопасности движения за счет регулируемого изменения режима движения автомобилей

В качестве элементов транспортных развязок неполного типа

Повышение пропускной способности транспортных пересечений в разных уровнях за счет обеспечения непрерывности движения

На участках автомобильных дорог, проходящих через населенные пункты

Повышение безопасности движения, за счет уменьшения количества и тяжести наездов на пешеходов

Для "успокоения" движения на пересечениях загородных автомобильных дорог, на участках с высокими скоростями движения

Повышение безопасности движения на пересечениях

Для организации разворотов

Исключение конфликтных зон пересечения транспортных потоков

В непосредственной близости от медицинских и образовательных учреждений

Снижение транспортного шума (до 4 дБА), снижение скоростей движения

Пересечения со сложной конфигурацией участков подходов (Т-образные пересечения и Y-пересечения, пересечения дорог под острыми углами)

Повышение безопасности движения и пропускной способности в сложных условиях организации движения

Пересечения с высокой интенсивностью левоповоротного движения

Повышение пропускной способности и безопасности движения

На пересечениях, где в перспективе предполагается добавлять примыкающие дороги

Возможность развития пересечения

Недостаточно места для размещения зон накопления левоповоротных потоков на регулируемых и нерегулируемых пересечениях канализированного типа

Повышение эффективности землепользования

Взамен двух близко расположенных пересечений обычного типа

Улучшение организации движения

Отсутствие данных о перспективной интенсивности движения и интенсивности поворачивающих потоков

Возможность организации движения при отсутствии надежных данных об интенсивности движения

В качестве первого этапа планировочного решения при строительстве транспортных развязок

Повышение эффективности капитальных вложений в дорожное строительство


     
Таблица 4.5 - Условия, ограничивающие применение кольцевых пересечений

Условия работы пересечения или его местоположение

Возможные недостатки устройства кольцевых пересечений

1

2

На участках дорог в пересеченной местности, при невозможности обеспечить на кольцевом пересечении требуемые продольные уклоны

Увеличение задержек и снижение пропускной способности

На участках дорог с продольными уклонами свыше 4%

Снижается пропускная способность

При координированном светофорном регулировании

Кольцевое пересечение может нарушить скоординированную систему управления движением

При большой разнице в интенсивностях движения пересекающихся дорог

Из-за приоритета движения по кольцу возможны существенные задержки на примыкающих дорогах с высокой интенсивностью движения

При высокой интенсивности пешеходного движения и велосипедистов, наличия в составе пешеходов маломобильных групп населения

Увеличение пути перемещения участников движения

Интенсивное движение крупногабаритных автомобилей и автобусов, свыше 25%

Увеличение ширины кольцевой проезжей части, радиусов въездов и центрального островка создает условия опасного движения легковых автомобилей с высокими скоростями

В начале или конце затяжных подъемов

Возможны высокие скорости движения, отсутствует достаточная видимость

На участках дорог с ограничениями расстояний видимости застройкой или рельефом

Сложно или невозможно обеспечить достаточную видимость

На участках дорог с радиусами выпуклых вертикальных кривых менее 5000 м

На участках выемок

Существенные дополнительные объемы работ, сложность обеспечения требуемого расстояния видимости и отвода воды

На участках дорог с реверсивным движением

Невозможно организовать реверсивное движение

В зоне железнодорожных переездов

Ожидающие переезд автомобили могут спровоцировать затор на кольцевом пересечении

Недостаточно места для размещения центрального островка и кольцевой проезжей части

По сравнению с регулируемыми пересечениями центральная часть кольцевых пересечений занимает больше места

4.5.2 Учет перечисленных в таблицах 4.3 и 4.4 факторов позволяет произвести выбор типа пересечения на основе конкретных местных условий. При этом основным критерием остается суммарная интенсивность движения на подходах к кольцевому пересечению, таблица 4.6.
     

4.5.3 Мини-кольцевые пересечения рекомендуется устраивать:
     
     - при реконструкции пересечений существующих автомобильных дорогах* III-IV категорий и отсутствии территории для устройства однополосных или многополосных кольцевых пересечений, когда суммарная интенсивность составляет до 20000 приведенных авт./сутки и если интенсивность движения наименее загруженного направления превышает 500 авт./сутки или 10% от суммарной интенсивности движения;
___________________
     * Текст документа соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.     
     
     
     - при реконструкции пересечений на участках автомобильных дорог, проходящих через населенные пункты.
     
     
Таблица 4.6 - Выбор типа кольцевого пересечения в зависимости от интенсивности движения
     

Тип кольцевого пересечения

Условия проектирования и эксплуатации

Диаметр кольцевого пересечения, м

Количество полос движения кольцевой проезжей части

Ориентировочная суммарная интенсивность движения на пересекающихся дорогах, прив. авт./сут

1

2

3

4

5

Кольцевые пересечения с малым диаметром

стесненные

24-30

1 (2)

20000-25000

Кольцевые пересечения со средним диаметром

стесненные

30-40

1

20000-35000

свободные

35-50

2

35000-40000

Кольцевые пересечения большого диаметра

стесненные

40-55

2

25000-55000

свободные

50-60

3

55000-70000

Мини-кольцевые пересечения

стесненные

12-24

1

до 15000-20000

Кольцевые
пересечения
неполных
транспортных
развязок

-

12-60

1-2

20000-50000

Примечания

1. Стесненные условия - условия, обусловленные ограничениями использования придорожной территории: ценные земли, сложный рельеф, плотная застройка, расположенная на участках автомобильных дорог, проходящих через средние и малые населенные пункты (таблица 1 СП 42.13330.2011 [4]).

2. Свободные условия - отсутствие ограничений использования придорожной территории, не сложный рельеф.

3. Приведенные в таблице интервалы интенсивностей движения связаны с соотношением интенсивностей поворачивающих и транзитных потоков автомобилей.

4.5.3.1 Мини-кольцевые пересечения являются одним из наиболее эффективных мероприятий по "успокоению" движения, в связи с этим рекомендуется их устройство при реконструкции пересечений в населенных пунктах на второстепенных (местных) улицах и дорогах с малой интенсивностью движения.
     

4.5.3.2 Мини-кольцевые пресечения не рекомендуется устраивать:
     
     - при интенсивности движения грузовых автомобилей, автопоездов и автобусов свыше 200 авт./сутки;
     
     - при скоростях движения на участках подхода к пересечению 85% обеспеченности свыше 50-60 км/час. В этом случае при устройстве кольцевых пересечений необходимо проведение дополнительных мероприятия по снижению скоростей движения до 50-60 км/час.
     

4.5.4 При проектировании автомобильных дорог предварительный выбор типа кольцевых пересечений в зависимости от категории (ГОСТ Р 52398-2005 и ГОСТ Р 52399-2005) пересекающихся дорог рекомендуется осуществлять на основании таблицы 4.7.
     
     

Таблица 4.7 - Рекомендуемый тип кольцевых пересечений в зависимости от категории дороги

ОДМ 218.2.071-2016 Методические рекомендации по проектированию кольцевых пересечений при строительстве и реконструкции автомобильных дорог

4.5.5 При развитии пересечений автомобильных дорог I-III категорий с последующим строительством транспортной развязки в разных уровнях, наряду с иными планировочными решениями пересечений в одном уровне, кольцевые пересечения, можно рассматривать в качестве альтернативного варианта первого этапа.
     

4.5.6 Окончательное планировочное решение кольцевого пересечения следует принимать на основе оценки пропускной способности, аварийности и технико-экономического обоснования (разделы 14 и 15 "Методических рекомендаций").
     
     

5 Планировка кольцевых пересечений


     Режим движения автомобилей на подходах и в зоне кольцевого пересечения в значительной степени зависит от размеров элементов пересечения. Главным в проектировании кольцевых пересечений является создание условий, способствующих выбору водителями оптимальных траекторий и скоростей движения.
     
     К основным задачам, решаемым в процессе проектирования кольцевых пересечений, относят:
     
     - снижение скоростей движения транспортных потоков на подходах к кольцевому пересечению;
     
     - обеспечение в пределах кольцевой проезжей части движения с невысокой скоростью;
     
     - выравнивание скоростей транспортных потоков разных направлений в пределах кольцевой проезжей части;
     
     - создание условий для удобного и безопасного выезда с кольцевой проезжей части;
     
     - разработка мер по обеспечению безопасности движения пешеходов и велосипедистов.
     
     В таблице 5.1 представлена качественная оценка влияния элементов кольцевого пересечения на аварийность и пропускную способность.
     
     
Таблица 5.1 - Качественная оценка влияния элементов кольцевого пересечения на аварийность и пропускную способность
     

Элемент

Уровень безопасности

Пропускная способность

1

2

3

Увеличение ширины въезда на кольцевую проезжую часть

Более опасно из-за увеличения числа возможных боковых столкновений

Увеличивается за счет одновременного въезда на кольцо нескольких автомобилей

Увеличение ширины кольцевой проезжей части

Более опасно из-за возможных боковых столкновений

Повышается

Увеличение радиуса на участке въезда на кольцевую проезжую часть

Более опасно из-за повышенных скоростей въезда на кольцо

Повышается

Увеличение внешнего радиуса кольцевого пересечения

Более опасно, т.к. возможно движение по кольцу с повышенной скоростью

Повышается

Уменьшение угла въезда на кольцевую проезжую часть

Ухудшаются условия видимости при въезде на кольцо и увеличиваются скорости въезда

Повышается

Увеличение длины участка уширения перед въездом на кольцевую проезжую часть

Не влияет

Повышается

5.1 Исходные данные для проектирования кольцевых пересечений

5.1.1 Для разработки планировочного решения кольцевого пересечения необходимы следующие исходные данные:
     
     - сведения об участниках движения:
     
     - интенсивность движения автомобилей и ее распределение по каждому из направлений;
     
     - состав транспортного потока;
     
     - наличие и интенсивность движения пешеходов и велосипедистов;
     
     - местоположение пересечения (топографическая информация);
     
     - геометрические характеристики пересекающихся дорог в плане, продольном и поперечном профилях;
     
     - условия видимости;
     
     - сведения о возможных стесненных условиях проектирования пересечения (занятость территории, застройка, коммуникации и т.п.).
     

5.1.2 Интенсивность движения автомобилей и ее распределение по направлениям обычно представляют в графической форме, в виде картограммы интенсивности движения автомобилей на пересечении (рисунок 5.1). На картограмме показывают интенсивности движения на всех характерных участках кольцевого пересечения:
     
     - на участках въезда и выезда;
     
     - на участках кольцевой проезжей части между подходами к кольцевому пересечению. В этих сечениях суммируются интенсивности движения транспортных потоков, проходящих через данные сечения.
     
     Варианты оформления картограммы интенсивности движения на кольцевых пересечениях показаны на рисунке 5.1.
     
     

ОДМ 218.2.071-2016 Методические рекомендации по проектированию кольцевых пересечений при строительстве и реконструкции автомобильных дорог


Рисунок 5.1 - Графическое оформление картограммы движения на кольцевом пересечении


     На картограмме показывают часовую интенсивность движения, приведенную к легковому автомобилю, определяемую по формуле:
     

ОДМ 218.2.071-2016 Методические рекомендации по проектированию кольцевых пересечений при строительстве и реконструкции автомобильных дорог (5.1)


где NОДМ 218.2.071-2016 Методические рекомендации по проектированию кольцевых пересечений при строительстве и реконструкции автомобильных дорог, NОДМ 218.2.071-2016 Методические рекомендации по проектированию кольцевых пересечений при строительстве и реконструкции автомобильных дорог, NОДМ 218.2.071-2016 Методические рекомендации по проектированию кольцевых пересечений при строительстве и реконструкции автомобильных дорог, NОДМ 218.2.071-2016 Методические рекомендации по проектированию кольцевых пересечений при строительстве и реконструкции автомобильных дорог, NОДМ 218.2.071-2016 Методические рекомендации по проектированию кольцевых пересечений при строительстве и реконструкции автомобильных дорог, NОДМ 218.2.071-2016 Методические рекомендации по проектированию кольцевых пересечений при строительстве и реконструкции автомобильных дорог, NОДМ 218.2.071-2016 Методические рекомендации по проектированию кольцевых пересечений при строительстве и реконструкции автомобильных дорог - часовые интенсивности грузовых автомобилей, грузовых автомобилей повышенной грузоподъемности, автопоездов, автобусов, сочлененных автобусов и мотоциклов, авт./час;
     
     ОДМ 218.2.071-2016 Методические рекомендации по проектированию кольцевых пересечений при строительстве и реконструкции автомобильных дорог, ОДМ 218.2.071-2016 Методические рекомендации по проектированию кольцевых пересечений при строительстве и реконструкции автомобильных дорог, ОДМ 218.2.071-2016 Методические рекомендации по проектированию кольцевых пересечений при строительстве и реконструкции автомобильных дорог, ОДМ 218.2.071-2016 Методические рекомендации по проектированию кольцевых пересечений при строительстве и реконструкции автомобильных дорог, ОДМ 218.2.071-2016 Методические рекомендации по проектированию кольцевых пересечений при строительстве и реконструкции автомобильных дорог, ОДМ 218.2.071-2016 Методические рекомендации по проектированию кольцевых пересечений при строительстве и реконструкции автомобильных дорог, ОДМ 218.2.071-2016 Методические рекомендации по проектированию кольцевых пересечений при строительстве и реконструкции автомобильных дорог - коэффициенты приведения легковых и грузовых автомобилей малой грузоподъемности, грузовых автомобилей повышенной грузоподъемности, автопоездов, автобусов, сочлененных автобусов и мотоциклов к легковому автомобилю, таблица 5.2.
     
     
Таблица 5.2 - Значения коэффициентов привидения для кольцевых пересечений [5]
     

Тип транспортного средства

Коэффициент привидения

Легковые автомобили и грузовые автомобили грузоподъемностью до 1,5 т

NОДМ 218.2.071-2016 Методические рекомендации по проектированию кольцевых пересечений при строительстве и реконструкции автомобильных дорог, NОДМ 218.2.071-2016 Методические рекомендации по проектированию кольцевых пересечений при строительстве и реконструкции автомобильных дорог

1,0

Грузовые автомобили грузоподъемностью от 1,5 до 3,5 т

NОДМ 218.2.071-2016 Методические рекомендации по проектированию кольцевых пересечений при строительстве и реконструкции автомобильных дорог

1,5

Автопоезда

NОДМ 218.2.071-2016 Методические рекомендации по проектированию кольцевых пересечений при строительстве и реконструкции автомобильных дорог

2,3

Автобусы

NОДМ 218.2.071-2016 Методические рекомендации по проектированию кольцевых пересечений при строительстве и реконструкции автомобильных дорог

2,0

Сочлененные автобусы

NОДМ 218.2.071-2016 Методические рекомендации по проектированию кольцевых пересечений при строительстве и реконструкции автомобильных дорог

3,0

Мотоциклы

NОДМ 218.2.071-2016 Методические рекомендации по проектированию кольцевых пересечений при строительстве и реконструкции автомобильных дорог

0,5

5.1.3 Интенсивности движения на участке въезда южного направления (NОДМ 218.2.071-2016 Методические рекомендации по проектированию кольцевых пересечений при строительстве и реконструкции автомобильных дорог) и на участке кольцевой проезжей части перед въездом с южного направления (NОДМ 218.2.071-2016 Методические рекомендации по проектированию кольцевых пересечений при строительстве и реконструкции автомобильных дорог) вычисляют по формулам:
     

ОДМ 218.2.071-2016 Методические рекомендации по проектированию кольцевых пересечений при строительстве и реконструкции автомобильных дорог, (5.2)


ОДМ 218.2.071-2016 Методические рекомендации по проектированию кольцевых пересечений при строительстве и реконструкции автомобильных дорог,          (5.3)


где NОДМ 218.2.071-2016 Методические рекомендации по проектированию кольцевых пересечений при строительстве и реконструкции автомобильных дорог - часовая интенсивность движения на участке выезда с южного направления, авт./час;
     

NОДМ 218.2.071-2016 Методические рекомендации по проектированию кольцевых пересечений при строительстве и реконструкции автомобильных дорог - часовая интенсивность движения на участке кольцевой проезжей части перед въездом с южного направления авт./час;
     

NОДМ 218.2.071-2016 Методические рекомендации по проектированию кольцевых пересечений при строительстве и реконструкции автомобильных дорог - часовая интенсивность левоповоротного движения с восточного направления на южное (В-Ю), авт./час;
     

NОДМ 218.2.071-2016 Методические рекомендации по проектированию кольцевых пересечений при строительстве и реконструкции автомобильных дорог - часовая интенсивность движения прямого пересечения, с северного направления на южное (С-Ю), авт./час;
     

NОДМ 218.2.071-2016 Методические рекомендации по проектированию кольцевых пересечений при строительстве и реконструкции автомобильных дорог - часовая интенсивность правоповоротного движения с западного направления на южное (З-Ю), авт./час.
     
     По аналогичным формулам вычисляют интенсивности движения на участках выхода западного (NОДМ 218.2.071-2016 Методические рекомендации по проектированию кольцевых пересечений при строительстве и реконструкции автомобильных дорог), северного (NОДМ 218.2.071-2016 Методические рекомендации по проектированию кольцевых пересечений при строительстве и реконструкции автомобильных дорог), восточного (NОДМ 218.2.071-2016 Методические рекомендации по проектированию кольцевых пересечений при строительстве и реконструкции автомобильных дорог) направлений и перед участками въездов с западного (NОДМ 218.2.071-2016 Методические рекомендации по проектированию кольцевых пересечений при строительстве и реконструкции автомобильных дорог), северного (NОДМ 218.2.071-2016 Методические рекомендации по проектированию кольцевых пересечений при строительстве и реконструкции автомобильных дорог) и восточного (NОДМ 218.2.071-2016 Методические рекомендации по проектированию кольцевых пересечений при строительстве и реконструкции автомобильных дорог) направлений. В качестве примера на картограммах рисунка 5.1 представлены результаты расчета.
     

5.1.4 При необходимости исходные данные дополняются сведениями об интенсивности движения пешеходов и велосипедистов.
     

5.1.5 Планировочное решение кольцевого пересечения в значительной степени определяет скорость движения автомобилей на участке въезда на кольцо. Расчетные скорости рассматриваемых в "Методических рекомендациях" типов кольцевых пересечений представлены в таблице 5.3.
     

5.1.6 Проект кольцевого пересечения выполняют на геоподоснове М 1:500, учитывая геометрию пересекающихся дорог: план, продольные и поперечные профили, условия видимости. В случае использования при планировке кольцевых пересечений САПР, планировочное решение разрабатывают на основе цифровой модели местности.
     
     Последовательность планировки кольцевых пересечений приведена в Разделе 13 "Методических рекомендаций".
     
     
Таблица 5.3 - Расчетные скорости рассматриваемых в "Методических рекомендациях" кольцевых пересечений
     

Тип кольцевого пересечения

Диаметр внешний кромки кольцевой проезжей части, м

Количество полос движения на кольце

Расчетная скорость движения на участке въезда на кольцо, км/час

1

3

4

5

Кольцевые пересечения с малым диаметром

24-30

1

25

Кольцевые пересечения среднего диаметра

30-40

1 (2)

35

35-50

1-2

40

Кольцевые пересечения большого диаметра

40-55

2 (3)

40

50-60

2 (3)

50

Мини-кольцевые пересечения

12-24

1

25

Кольцевые пересечения с зоной переплетения в пределах кольцевой проезжей части

не более 200 м

2

50


     В Приложении А представлено использование при проектировании кольцевых пересечений, наиболее распространенных в России и странах СНГ систем автоматизированного проектирования автомобильных дорог: "Robur", "IndorCAD", "ACAD Civil 3D", "Кредо".
     
     

5.2 Требования к планировке элементов кольцевых пересечений


     Для создания наиболее благоприятных и безопасных условий движения необходимо обеспечить максимальное совпадение скоростей движения транспортных потоков всех направлений, двигающихся по кольцевой проезжей части и скоростей движения въезжающих и выезжающих автомобилей. При оптимальных условиях разность между скоростями взаимодействующих потоков целесообразно назначать в пределах 10%, максимальное расхождение не должно превышать 20%. В случаях, когда разница между скоростями транспортных потоков превышает указанную выше величину, принимают меры по корректировке геометрических элементов кольцевого пересечения и снижению скоростей на примыкающих к пересечению участках дорог. Скорости движения на примыкающих участках следует снижать до скоростей на участках въезда (таблица 5.3).
     
     При планировке кольцевых пересечений необходимо учитывать, что связь между геометрическими элементами пересечения не менее важна, чем их геометрические параметры и положение каждого из них. Безопасность движения и высокая пропускная способность обеспечиваются только взаимной увязкой всех геометрических элементов. Рассматривают следующие элементы и параметры:
     
     - центральная часть кольцевых пересечений:
     
     - диаметр кольцевого пересечения;
     
     - кольцевая проезжая часть:
     
     - ширина полосы движения и их количество;
     
     - величина поперечного и продольного уклонов проезжей части;
     
     - центральный островок:
     
     - размеры;
     
     - форма;
     
     - конструктивное решение;
     
     - краевая полоса кольцевого пересечения, отделяющая кольцевую проезжую часть от обочины (бортового камня тротуара или разделительной полосы безопасности кольцевого пересечения);
     
     - участки въезда и выезда
     
     - направляющие островки:
     
     - размеры и форма (ширина и длина, радиусы закруглений кромок островка);
     
     - конструктивное решение;
     
     - проезжая часть участков въезда и выезда:
     
     - ширина полосы движения и их количество;
     
     - радиус;
     
     - характеристики примыкающих направлений:
     
     - количество примыкающих направлений;
     
     - углы между примыкающими направлениями;
     
     - количество полос движения примыкающего направления;
     
     - ширина полосы движения;
     
     - длина участка изменения ширины (отгона) проезжей части перед въездом на кольцо;
     
     - краевые полосы на участках подходов к кольцевой проезжей части;
     
     - дополнительная полоса для выполнения правых поворотов;
     
     - пешеходные переходы и пешеходные дорожки (тротуары) в зоне кольцевого пересечения;
     
     - велосипедные дорожки и пандусы, обеспечивающие удобное и безопасное движение велосипедистов в зоне кольцевого пересечения;
     
     - проложение путей рельсового транспорта
     
     - условия видимости:
     
     - элементов пересечения;
     
     - транспортных средства и других участников движения;
     
     - технических средств организации дорожного движения.
     
     

5.2.1 Центральная часть кольцевого пересечения


     Геометрические размеры элементов центральной части кольцевого пересечения должны препятствовать движению легковых автомобилей с высокими скоростями и обеспечивать возможность проезда пересечения крупногабаритными грузовыми автомобилями и автобусами.
     

5.2.1.1 Диаметр кольцевого пересечения определяет возможность размещения пересечения в пределах полосы отвода. Рекомендуемые значения диаметра для рассматриваемых в "Методических рекомендациях" видов кольцевых пересечений принимают на основании таблицы 5.3. При больших значениях диаметра в зоне кольцевого пересечения возможно движение с высокими скоростями, а они нежелательны.
     

5.2.1.2 Необходимость снижения и выравнивания скоростей движения автомобилей на кольцевой проезжей части и изменения траекторий их движения при въезде на кольцо определяет форму и размеры центрального островка.
     
     Конструкция центрального островка должна давать возможность водителю своевременно опознать его как элемент кольцевого пересечения, его как правило, приподнимают над проезжей частью. Исключение составляют центральные островки мини-кольцевых пересечений, когда возможно их выделение текстурой покрытия или разметкой (подраздел 12.2 "Методических рекомендаций").
     
     По форме центральный островок может быть круглым, овальным, каплеобразным или иметь какую-либо другую форму, рисунок 5.2.
     
     

ОДМ 218.2.071-2016 Методические рекомендации по проектированию кольцевых пересечений при строительстве и реконструкции автомобильных дорог


Рисунок 5.2 - Центральные островки круглой (а), каплеобразной (б) и овальной (в) формы


     Центральные островки овальной или какой-либо другой формы не обеспечивают одинаковое снижение скоростей движения для всех примыкающих направлений. Их применение возможно при более 4-х примыкающих направлениях и в случае малых размеров центрального островка, диаметром до 4 м, когда скорости движения автомобилей на всех направлениях не высоки.
     
     Каплеобразные центральные островки устраивают в качестве планировочных элементов неполных транспортных развязок (Раздел 7 "Методических рекомендаций").
     
     Для обеспечения постоянной и одинаковой скорости для транспортных потоков всех направлений при движении по кольцу предпочтителен центральный островок, имеющий форму окружности.
     
     Радиусы центрального островка, достаточные для размещения на направляющих островках зоны ожидания пешеходов, пересекающих транспортные потоки разных направлений представлены в таблице 5.4.
     
     
Таблица 5.4 - Радиусы центрального островка, достаточные для размещения на направляющих островках зоны ожидания пешеходов [по 6]
     

Скорость движения автомобилей на участке подхода к кольцевому пересечению (вне зоны влияния), км/час

Радиус центрального островка однополосного кольцевого пересечения, м

Радиус центрального островка двухполосного кольцевого пересечения, м

минимальный

рекомендуемый

минимальный

рекомендуемый

До 40

5

10

8

12

50

8

11

8

12

60

10

12

16

16

70

12

18

18

20

80

14

22

20

24

Свыше 90

14

22

20

24


     Центральные островки диаметром до 20-25 м устраивают поднятыми над проезжей частью (рисунок 5.3, а), с уклоном в сторону проезжей части. При больших диаметрах островков, для предотвращения попадания значительного количества воды на кольцевую проезжую часть, рекомендуются островки вогнутого очертания (рисунок 5.3, б), при этом необходимо предусматривать устройство системы отвода воды, попадающей в область центрального островка.
     
     

ОДМ 218.2.071-2016 Методические рекомендации по проектированию кольцевых пересечений при строительстве и реконструкции автомобильных дорог


Рисунок 5.3 - Цетральные островки выпуклого (а) и вогнутого (б) очертания


     При радиусах центральных островков менее 10-15 м за счет центрального островка устраивают дополнительные краевые полосы для проезда крупногабаритных автопоездов и автобусов (рисунки - 5.4-5.6).
     
     

ОДМ 218.2.071-2016 Методические рекомендации по проектированию кольцевых пересечений при строительстве и реконструкции автомобильных дорог


Рисунок 5.4 - План (а) и поперечный профиль (б) центрального островка с краевой полосой для проезда грузовых автомобилей

ОДМ 218.2.071-2016 Методические рекомендации по проектированию кольцевых пересечений при строительстве и реконструкции автомобильных дорог


Рисунок 5.5 - Центральный островок с краевой полосой для проезда грузовых автомобилей

ОДМ 218.2.071-2016 Методические рекомендации по проектированию кольцевых пересечений при строительстве и реконструкции автомобильных дорог


Рисунок 5.6 - Проезд кольцевых пересечений с заездом на краевую полосу центрального островка крупногабаритным грузовым автомобилем [7]

5.2.1.3 Ширину однополосной кольцевой проезжей части следует назначать не менее ширины наиболее широкого въезда на кольцевую проезжую часть. Наилучшие условия движения наблюдаются, когда ее ширина на 20% больше ширины наиболее широкого участка въезда (см. п.5.2.3.3 "Методических рекомендаций"). Ширина кольцевой проезжей части в пределах пересечения постоянна.
     
     Минимальные размеры геометрических элементов однополосного кольцевого пересечения, обеспечивающие движение автопоездов, следует принимать согласно данным таблицы 5.5 [по 11]. При наличии в составе левоповоротного транспортного потока сочлененных автобусов минимальный радиус кольцевого пересечения составляет 12,5 м, минимальный радиус центрального островка - 5,3 м, [12], ширина проезжей части составляет при этом 7,2 м.
     
     
Таблица 5.5 - Минимальные размеры однополосного кольцевого пересечения, обеспечивающие проезд автопоезда [по 11]
     

Диаметр кольцевого пересечения, м

Диаметр центрального островка, м

Ширина кольцевой проезжей части, м

26,0

6,0

10,0

26,8

8,0

9,4

27,8

10,0

8,9

28,8

12,0

8,4

30,0

14,0

8,0

31,6

16,0

7,8

32,6

18,0

7,3

34,0

20,0

7,0

Примечания

1. Размеры центрального островка при диаметрах менее 30 м включают дополнительные краевые полосы для проезда крупногабаритных автопоездов и автобусов (см. рисунок - 5.4 "Методических рекомендаций").

2. При количестве в составе левоповоротного потока 10% и более грузовых автомобилей и автобусов минимальный диаметр центрального островка принимают не менее 14,0 м.

5.2.1.4 Внешний диаметр кольцевой проезжей части двухполосных кольцевых пересечений не должен быть менее 40 м. Минимальные ширины кольцевой проезжей части двухполосных кольцевых пересечений и диаметры центрального островка, предназначенные для движения автопоездов с полуприцепами в зависимости от диаметра внешней кромки кольцевой проезжей части представлены в таблице 5.6.
     
     
Таблица 5.6 - Минимальные рекомендуемые ширины кольцевой проезжей части и диаметры центрального островка двухполосных кольцевых пересечений, предназначенных для движения автопоездов с полуприцепами [2]
     

Диаметр внешней кромки проезжей части, м

Диаметр центрального островка, м

Минимальная рекомендуемая ширина кольцевой проезжей части, м

45

25,4

9,8

50

31,4

9,3

55

36,8

9,1

60

41,8

9,1

65

47,6

8,7

70

52,6

8,7


     Ширина каждой полосы движения многополосного кольцевого пересечения может составлять 4,30-4,90 м, при этом общая ширина кольцевой проезжей части составляет 8,50-9,80 м для двухполосной кольцевой проезжей части и 12,80-14,60 м - для трехполосной [7].
     
     Между внешней кромкой кольцевой проезжей части и обочиной или бортовым камнем для обеспечения проезда крупногабаритных грузовых автомобилей предусматривают краевую полосу кольцевой проезжей части шириной не менее 0,6 м, имеющую одинаковую с проезжей частью дорожную одежду.
     
     Для предварительного назначения количества полос движения на участке въезда рекомендуется использовать данные приведенные в таблице 5.7 [2].
     
     
Таблица 5.7 - Предварительное назначение количества полос движения на участке въезда
     

Суммарная интенсивность движения при въезде на кольцевую проезжую часть (NОДМ 218.2.071-2016 Методические рекомендации по проектированию кольцевых пересечений при строительстве и реконструкции автомобильных дорог+NОДМ 218.2.071-2016 Методические рекомендации по проектированию кольцевых пересечений при строительстве и реконструкции автомобильных дорог), авт./час

Количество полос на участке въезда

до 1000

1

1000-1300

1
(проверочный расчет пропускной способности)

1300-1800

2

свыше 1800

более 2
(проверочный расчет пропускной способности)


     Сопряжение элементов поперечного профиля центральной зоны кольцевого пересечения на участке между примыкающими направлениями и в сечении направляющего островка показано на рисунке 5.7.
     
     

ОДМ 218.2.071-2016 Методические рекомендации по проектированию кольцевых пересечений при строительстве и реконструкции автомобильных дорог

28.05.2017, 13 просмотров.

Атрибуты

Номер документа 218.2.071-2016
Вид документа ОДМ
Принявший орган Росавтодор (Федеральное дорожное агентство)
Статус Действующий
Дата принятия 04.04.2017
Система управления сайтом Host CMS