СН 449-72 Указания по проектированию земляного полотна железных и автомобильных дорог

СН 449-72

СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ

УКАЗАНИЯ
по проектированию земляного полотна железных
и автомобильных дорог


Дата введения 1973-07-01

РАЗРАБОТАНЫ научно-исследовательскими институтами ЦНИИС и Союздорнии при участии проектно-изыскательских институтов Ленгипротранс, Мосгипротранс, Томгипротранс, Союздорпроект и Киевгипротранс Министерства транспортного строительства, Гипродорнии Министерства строительства и эксплуатации автомобильных дорог РСФСР, а также Хабаровского института инженеров железнодорожного транспорта Министерства путей сообщения.

ВНЕСЕНЫ Министерством транспортного строительства

УТВЕРЖДЕНЫ Государственным комитетом Совета Министров СССР по делам строительства 29 декабря 1972 г.

С 01.01.87 утратили силу в части норм проектирования земляного полотна автомобильных дорог по постановлению от 17.12.85 N 233.

С введением в действие Указаний по проектированию земляного полотна железных и автомобильных дорог (СН 449-72) с 1 июля 1973 г. утрачивают силу Технические условия сооружения железнодорожного земляного полотна (СН 61-59).

1. Общие положения

1.1. Настоящие Указания распространяются на проектирование земляного полотна новых и реконструируемых железных дорог колеи 1520 (1524) мм и автомобильных дорог, а также на проектирование вторых путей железных дорог.

1.2. Земляное полотно включает в себя насыпи и выемки, а также водоотводные устройства и сооружения, предназначенные для отвода поверхностных и грунтовых вод (кюветы, нагорные, продольные и забанкетные канавы, банкеты, перепады, быстротоки, дренажи, галереи, штольни).

На участках с наличием или возможным развитием оползней, обвалов (каменных, снежных), заносов (снежных и песчаных), селей и оврагов необходимо предусматривать соответствующие защитные и укрепительные устройства и сооружения.

1.3. Конструкцию земляного полотна следует принимать в зависимости от категории дороги, типа дорожной одежды и местных природных условий, в том числе от условий увлажнения, состояния и свойств грунтов основания, с учетом деления территории СССР на дорожно-климатические зоны (табл. 1, рис. 1), а также опыта эксплуатации дорог в данном районе и необходимости обеспечения бесперебойного и безопасного движения при оптимальном сочетании строительных и эксплуатационных показателей проектируемых объектов.

Таблица 1



зоны


Примерные географические границы
и краткая характеристика дорожно-климатических зон


I

Севернее линии, соединяющей: Мончегорск - Поной - Несь - Ошкурья - Сухая - Тунгуска, Канск - Госграница и Биробиджан - Де-Кастри. Зона включает географические зоны: тундры, лесотундры и северо-восточную часть лесной зоны с распространением вечномерзлых грунтов


II


От границы I зоны до линии, соединяющей: Львов - Житомир - Тулу - Горький - Ижевск - Кыштым - Томск - Канск, Биробиджан - Де-Кастри - граница с Китайской Народной Республикой. Зона включает географическую зону лесов с избыточным увлажнением грунтов


III


От границы II зоны до линии, соединяющей: Кишинев - Кировоград - Белгород - Куйбышев - Магнитогорск - Омск - Бийск - Туран. Зона включает лесостепную географическую зону со значительным увлажнением грунтов в отдельные годы


IV


От границы III зоны до линии, соединяющей: Джульфу - Степанакерт - Буйнакск - Кизляр - Волгоград, далее проходит южнее на 200 км линии, соединяющей Уральск - Актюбинск - Караганду и до северного побережья озера Балхаш. Зона включает географическую степную зону с недостаточным увлажнением грунтов


V


Зона расположена к юго-западу и к югу от границы IV зоны и включает пустынную и пустынно-степную географические зоны с засушливым климатом и распространением засоленных грунтов


Примечание. Кубань и западную часть Северного Кавказа следует относить к III дорожно-климатической зоне; Черноморское побережье, предкавказские степи, за исключением Кубани и западной части Северного Кавказа, следует относить к IV зоне; горные области, расположенные выше 1000 м над уровнем моря, а также малоизученные районы следует относить к той или иной зоне в зависимости от местных природных условий.

Рис. 1. Схема деления территории СССР на дорожно-климатические зоны

СН 449-72 Указания по проектированию земляного полотна железных и автомобильных дорог

Рис. 1. Схема деления территории СССР на дорожно-климатические зоны

1.4. При проектировании земляного полотна должны быть приняты комплексные решения по выбору и назначению:

конструкции земляного полотна с учетом способов производства работ;

грунта для насыпей с учетом вида и состояния грунтов основания, высоты проектируемой насыпи, а также запасов и дальности возки грунта;

вида, параметров и конструкции водоотводных устройств соответственно расчетным расходам поверхностной воды и гидрогеологическим условиям;

типа укреплений откосов земляного полотна и водоотводных устройств с учетом местных условий.

2. Грунты для земляного полотна

2.1. Грунты подразделяются на скальные, получаемые посредством разрушения скальных пород, залегающих в естественных условиях в виде сплошного или трещиноватого массива; крупнообломочные, залегающие в естественных условиях в виде аллювиальных и делювиальных отложений или россыпей; песчаные и глинистые.

2.2. Скальные грунты и породы различают по временному сопротивлению сжатию, по степени растворимости и размягчаемости в воде, а также подверженности выветриванию.

Показатели сопротивления сжатию и растворимости скальных грунтов и пород, используемых для земляного полотна, не нормируются.

2.3. Скальные грунты и породы следует считать размягчаемыми, если отношение их временных сопротивлений сжатию в насыщенном водой и в воздушно-сухом состоянии меньше 0,75, а при отношении равном или более 0,75 - неразмягчаемыми.

По степени выветриваемости скальные грунты разделяются на слабовыветривающиеся и легковыветривающиеся (приложение 1).

2.4. Крупнообломочные и песчаные грунты в зависимости от зернового состава подразделяются на виды (табл. 2).

Для установления вида грунта следует последовательно суммировать проценты содержания частиц в исследуемом грунте, начиная с содержания более крупных частиц, и принимать наименование грунта по первой сумме, удовлетворяющей показателю содержания частиц по табл. 2.

Таблица 2


Вид грунта


Содержание частиц в % от общего веса сухого грунта

Крупнообломочные

Грунт глыбовый (при преобладании окатанных камней - валунный)

Грунт щебенистый (при преобладании окатанных частиц - галечниковый)

Грунт дресвяный (при преобладании окатанных частиц - гравийный)

Песчаные

Песок гравелистый


Песок крупный


Песок средней крупности


Песок мелкий


Песок пылеватый




Вес камней крупнее 200 мм составляет более 50%

Вес частиц крупнее 10 мм составляет более 50%

Вес частиц крупнее 2 мм составляет более 50%



Вес частиц крупнее 2 мм составляет более 25%

Вес частиц крупнее 0,5 мм составляет более 50%

Вес частиц крупнее 0,25 мм составляет более 50%

Вес частиц крупнее 0,1 мм составляет более 75%

Вес частиц крупнее 0,1 мм составляет менее 75%


Пески с коэффициентом неоднородности СН 449-72 Указания по проектированию земляного полотна железных и автомобильных дорог следует считать разнозернистыми (неоднородными).

Коэффициент неоднородности определяют по формуле

СН 449-72 Указания по проектированию земляного полотна железных и автомобильных дорог, (1)

где СН 449-72 Указания по проектированию земляного полотна железных и автомобильных дорог - диаметр частиц в мм; суммарное содержание частиц, имеющих меньшие диаметры, составляет в данном грунте 60% (по весу);

СН 449-72 Указания по проектированию земляного полотна железных и автомобильных дорог - диаметр частиц в мм; суммарное содержание частиц, имеющих меньшие диаметры, составляет в данном грунте 10% (по весу).

Пески с СН 449-72 Указания по проектированию земляного полотна железных и автомобильных дорог, а также мелкие пески с содержанием по весу 90% и более частиц размером 0,10-0,25 мм следует считать одноразмерными.

2.5. Степень заполнения объема пор грунта водой G определяется по формуле

СН 449-72 Указания по проектированию земляного полотна железных и автомобильных дорог, (2)


где СН 449-72 Указания по проектированию земляного полотна железных и автомобильных дорог - природная весовая влажность грунта в долях единицы;

СН 449-72 Указания по проектированию земляного полотна железных и автомобильных дорог - удельный вес материала частиц грунта в т/мСН 449-72 Указания по проектированию земляного полотна железных и автомобильных дорог;

СН 449-72 Указания по проектированию земляного полотна железных и автомобильных дорог - удельный вес воды, принимаемый равным 1 т/мСН 449-72 Указания по проектированию земляного полотна железных и автомобильных дорог;

СН 449-72 Указания по проектированию земляного полотна железных и автомобильных дорог - коэфффициент пористости грунта, определяемый как отношение объема пор к объему минеральной части грунта.

Песчаные грунты следует называть: маловлажными, если степень их влажности GСН 449-72 Указания по проектированию земляного полотна железных и автомобильных дорог0,5; влажными, если 0,50,8; насыщенными водой, если G>0,8.

Таблица 3


Вид грунта


Разновидности грунтов


Содержание песчаных частиц размером от 2 до 0,05 мм в % по весу*


Число
пластичности

СН 449-72 Указания по проектированию земляного полотна железных и автомобильных дорог


легкая
крупная



>50




легкая


>50

Супесь


пылеватая


20-50

СН 449-72 Указания по проектированию земляного полотна железных и автомобильных дорог

тяжелая
пылеватая

<20


легкий


>40


легкий
пылеватый


<40

СН 449-72 Указания по проектированию земляного полотна железных и автомобильных дорог

Суглинок


тяжелый


>40

СН 449-72 Указания по проектированию земляного полотна железных и автомобильных дорог


тяжелый
пылеватый


<40




песчанистая


>40


СН 449-72 Указания по проектированию земляного полотна железных и автомобильных дорог

Глина


пылеватая


Меньше, чем пылеватых размером 0,05-0,005 мм


жирная


Не нормируется

СН 449-72 Указания по проектированию земляного полотна железных и автомобильных дорог

_____________
* Для супесей легких крупных учитывается содержание частиц размером 2-0,25 мм.

2.6. По степени водопроницаемости грунты, используемые для железодорожных насыпей, разделяются на: дренирующие, к которым относятся скальные и крупнообломочные грунты, пески гравелистые, крупные и средней крупности, а также пески мелкие, удовлетворяющие одному из следующих условий: коэффициент фильтрации грунта должен быть СН 449-72 Указания по проектированию земляного полотна железных и автомобильных дорог0,5 м/сутки; содержание частиц размером меньше 0,1 мм должно быть СН 449-72 Указания по проектированию земляного полотна железных и автомобильных дорог15%, в том числе размером менее 0,005 ммСН 449-72 Указания по проектированию земляного полотна железных и автомобильных дорог2% по весу;

недренирующие, к которым относятся глинистые грунты, а также пески мелкие, не удовлетворяющие вышеуказанным условиям.

Примечание. Коэффициент фильтрации следует определять при максимальной плотности для данного грунта, устанавливаемой по методу стандартного уплотнения согласно приложению 2.

2.7. Глинистые грунты подразделяются на виды и разновидности с учетом их зернового состава и пластичности (табл. 3). В случаях расхождения вида грунта, устанавливаемого по содержанию песчаных частиц и по числу пластичности, следует принимать наименование грунта, соответствующее числу пластичности.

К наименованию глинистого грунта, установленному по табл. 3, при содержании в образце рассматриваемого грунта 20-50% (по весу) частиц крупнее 2 мм добавляется "гравелистый" (при окатанных частицах) или "щебенистый" (при неокатанных частицах).

Таблица 4


Разновидности грунтов


Коэффициент консистенции В


Супеси, суглинки, глины:



твердые

СН 449-72 Указания по проектированию земляного полотна железных и автомобильных дорог

полутвердые

СН 449-72 Указания по проектированию земляного полотна железных и автомобильных дорог

тугопластичные

СН 449-72 Указания по проектированию земляного полотна железных и автомобильных дорог

мягкопластичные

СН 449-72 Указания по проектированию земляного полотна железных и автомобильных дорог

текучепластичные

СН 449-72 Указания по проектированию земляного полотна железных и автомобильных дорог

текучие

СН 449-72 Указания по проектированию земляного полотна железных и автомобильных дорог

2.8. Глинистые грунты следует различать по их состоянию согласно табл. 4 в зависимости от величины коэффициента консистенции В, определяемого по формуле

СН 449-72 Указания по проектированию земляного полотна железных и автомобильных дорог, (3)

где W - естественная влажность грунта на момент определения его состояния в %;

СН 449-72 Указания по проектированию земляного полотна железных и автомобильных дорог - влажность на границе раскатывания, определяемая по ГОСТ 5183-64;

СН 449-72 Указания по проектированию земляного полотна железных и автомобильных дорог - влажность на границе текучести, определяемая по ГОСТ 5184-64.

2.9. Глинистые грунты следует считать переувлажненными, если их влажность превышает значения, при которых грунт в насыпи может быть уплотнен до требуемых величин (п. 2.19), а в пределах выемок они имеют коэффициент консистенции В>0,25.

2.10. К грунтам особых разновидностей следует относить грунты и скальные породы, обладающие при определенных условиях специфически неблагоприятными строительными свойствами, которые необходимо учитывать при проектировании земляного полотна (приложение 3).

2.11. К просадочным от замачивания следует относить глинистые грунты, имеющие GСН 449-72 Указания по проектированию земляного полотна железных и автомобильных дорог0,6 и значение

СН 449-72 Указания по проектированию земляного полотна железных и автомобильных дорог, (4)

где СН 449-72 Указания по проектированию земляного полотна железных и автомобильных дорог - коэффициент пористости образца природного сложения и влажности;

СН 449-72 Указания по проектированию земляного полотна железных и автомобильных дорог - коэффициент пористости того же образца грунта при влажности на границе текучести.

2.12. К набухающим следует относить глинистые грунты, у которых суммарный показатель степени набухания - усадки СН 449-72 Указания по проектированию земляного полотна железных и автомобильных дорог составляет

СН 449-72 Указания по проектированию земляного полотна железных и автомобильных дорог, (5)

где СН 449-72 Указания по проектированию земляного полотна железных и автомобильных дорог и СН 449-72 Указания по проектированию земляного полотна железных и автомобильных дорог - показатели, соответственно характеризующие степень набухания и усадки, определяемые по формулам

СН 449-72 Указания по проектированию земляного полотна железных и автомобильных дорог (5')

СН 449-72 Указания по проектированию земляного полотна железных и автомобильных дорог (5'')


где СН 449-72 Указания по проектированию земляного полотна железных и автомобильных дорог - первоначальный объем образца грунта в смСН 449-72 Указания по проектированию земляного полотна железных и автомобильных дорог;

СН 449-72 Указания по проектированию земляного полотна железных и автомобильных дорог, СН 449-72 Указания по проектированию земляного полотна железных и автомобильных дорог - объемы образцов соответственно после свободного набухания при увлажнении и после свободной усадки при высушивании.

Грунты, имеющие СН 449-72 Указания по проектированию земляного полотна железных и автомобильных дорог0,20, являются сильнонабухающими.

2.13. Грунты для насыпей следует применять с учетом их свойств и состояния, особенностей природных условий в пределах участка размещения проектируемого объекта, а также места нахождения запасов грунта (табл. 5).

Таблица 5


Вид грунта


Ограничения для применения


Применение


Скальные, крупнообломочные, дренирующие песчаные, а также супеси легкие крупные


Без органичения по условиям обеспечения устойчивости земляного полотна


Во всех случаях


Недренирующие мелкие и пылеватые пески и супеси легкие


Ограничено применение по условиям производства земляных работ (при отсыпке в воду)


При всех условиях, в том числе на болотах I и II типов (п. 7.2), за исключением случаев, когда требуется отсыпка грунта в воду при пересечении водотоков и водоемов, а также болот III типа


Все глинистые грунты за исключением перечисленных в п. 2.15


Ограничено применение по условиям увлажнения грунтов основания и состоянию грунта, используемого для насыпи, в период производства земляных работ


Во всех случаях при влажности, не превышающей установленные нормы (п. 2.22); на сухом основании - для насыпей высотой до 12 м*; на сыром и мокром основаниях --для насыпей не менее установленных высот (табл. 18)

_______________
* Условия применения глинистых грунтов для насыпей высотой более 12 м устанавливаются по результатам расчетов.


Для насыпей во всех условиях можно применять грунты, состояние которых под воздействием природных факторов практически не изменяется или изменяется незначительно и не влияет на прочность и устойчивость земляного полотна.

К ним следует относить:

скальные из слабовыветривающихся и легковыветривающихся неразмягчаемых горных пород;

крупнообломочные, песчаные, за исключением мелких недренирующих и пылеватых песков;

супеси легкие крупные.

Применение этих грунтов, а также кислых и нейтральных металлургических шлаков может быть ограничено только по экономическим соображениям с учетом местных условий.

2.14. Грунты, а также шлаки и золошлаковые смеси, состояние и свойства которых существенно изменяются под воздействием природных факторов, допускаются к использованию в качестве материала для насыпей с учетом ограничений. К таким грунтам относятся:

скальные из легковыветривающихся размягчаемых горных пород (см. приложение 1);

мелкие недренирующие и пылеватые пески;

глинистые грунты;

некоторые грунты особых разновидностей (см. п 2.10).

Возможность и целесообразность применения этих грунтов, а также шлаков и золошлаковых смесей устанавливаются в зависимости от местных условий и технико-экономических соображений с учетом обоснованного выбора конструкции насыпи, а также способов защиты земляного полотна от разрушающего воздействия природных факторов. При этом глины мергелистые, сланцевые и жирные; грунты меловые, тальковые и трепельные, а также шлаки и золошлаковые смеси разрешается применять только для верхней части пойменных и подтопляемых насыпей.

2.15. Не допускается, как правило, применять для насыпей следующие грунты:

глинистые избыточно засоленные (см. приложение 3);

глинистые с влажностью, превышающей допустимую (см. п. 2.22);

торф, ил, мелкий песок и глинистые грунты с примесью ила и органических веществ;

верхний почвенный слой, содержащий в большом количестве корни растений, - для насыпей высотой до 1 м;

тальковые, пирофиллитовые грунты и трепелы - для насыпей на мокром основании (п. 2.23) и на участках, где возможен длительный застой воды;

грунты, содержащие гипс в количестве, превышающем нормы, приведенные в табл. 6.

Таблица 6


Условия применения


Предельное содержание гипса в %


1. В пределах II-IV дорожно-климатических зон для насыпей на участках с основаниями:

а) сухими и сырыми (I и II тип местности, п. 2.23)

б) мокрыми (III тип местности, п. 2.23)





30

20


2. В пределах V дорожно-климатической зоны для насыпей на участках с основаниями:

а) сухими и сырыми

б) мокрыми





40

30


3. Для нижней части пойменных и подтопляемых насыпей железных дорог во всех дорожно-климатических зонах



5

Перечисленные в п. 2.15 грунты разрешается применять в исключительных случаях для дорог III-V категорий при обязательном осуществлении дополнительных мер, направленных на обеспечение требуемой прочности и устойчивости земляного полотна.

2.16. Для насыпей, возводимых средствами гидромеханизации, следует применять дренирующие грунты. Использование мелких, пылеватых песков и супесей разрешается при условии, что в теле возводимой насыпи будет не более 15% частиц размером менее 0,1 мм.

2.17. Для нижней части постоянно подтопляемых насыпей, при сооружении которых требуется отсыпка грунта в воду, необходимо применять скальные или крупнообломочные грунты, песок крупный или средней крупности, а также супесь легкую крупную с содержанием в ней глинистых частиц не более 6%.

Нормы уплотнения грунта в теле насыпей

2.18. И проектах необходимо предусматривать работы по уплотнению насыпей из грунтов всех видов, за исключением скальных из слабовыветривающихся горных пород (для железнодорожных насыпей). Для верхней части насыпей из скальных грунтов слабовыветривающихся пород следует применять щебенистый материал.

Уплотнение в железнодорожных насыпях скальных грунтов из легковыветривающихся пород (аргиллитов, алевролитов, глинистых сланцев и т. п.), а также крупнообломочных грунтов, в том числе с глинистым заполнителем, обеспечивается посредством:

назначения необходимого числа проходов уплотняющих машин, устанавливаемого на основе предварительного пробного уплотнения;

ограничения толщины отсыпаемых слоев и размеров отдельных камней;

создания запаса на осадку согласно нормам, приведенным в табл. 7, п. 1.

Таблица 7


Характеристика условий


Величина запаса в % от проектной высоты насыпи

1. Насыпи железнодорожные из скальных и крупнообломочных грунтов при послойном возведении насыпи с применением уплотняющих машин

2. Насыпи железнодорожные из песчаных и глинистых грунтов, возводимые с коэффициентом уплотнения К:


3





К = 0,90 (п. 2.19)

1-2,5*

К = 0,95

0,5

3. Насыпи железнодорожные из глинистых переувлажненных грунтов

2-3

______________
* Большие величины запаса относятся к насыпям, возводимым в короткие сроки (до 6 месяцев) из грунтов с влажностью, близкой к предельно допустимой (п. 2.22).

2.19. Требуемую плотность песчаных и глинистых грунтов в теле насыпей СН 449-72 Указания по проектированию земляного полотна железных и автомобильных дорог в г/смСН 449-72 Указания по проектированию земляного полотна железных и автомобильных дорог следует определять по формуле

СН 449-72 Указания по проектированию земляного полотна железных и автомобильных дорог, (6)

где СН 449-72 Указания по проектированию земляного полотна железных и автомобильных дорог - максимальная плотность (объемный вес скелета используемого грунта) в г/смСН 449-72 Указания по проектированию земляного полотна железных и автомобильных дорог, определяемая по методу стандартного уплотнения (приложение 2);

СН 449-72 Указания по проектированию земляного полотна железных и автомобильных дорог - минимальный коэффициент уплотнения, принимаемый по табл. 8 - для железнодорожных насыпей и табл. 9 - для автодорожных.

Таблица 8

Часть насыпи

Общая толщина уплотняемых слоев в м для линий

Коэффициент К для линий

I, II категорий и вторых путей

III
категории

I категории и вторых путей

II, III
категорий***


Верхняя


1,0


0,5


0,98; 0,95*


0,95; 0,92*


Нижняя


Зависит от высоты насыпи


0,95; 0,92*


0,95**; 0,90

___________________
* Для насыпей из одноразмерных песков.

** На участках с сильно пересеченным рельефом, а также в пределах участков длиной до 100 м на подходах к средним и большим мостам и на участках подтопления.

*** Для линий IV и V категорий минимальное значение коэффициента уплотнения устанавливается равным 0,90 по всей высоте насыпей.


Уменьшение коэффициента уплотнения песчаных и глинистых грунтов по сравнению с нормами, приведенными в табл. 8, допускается для насыпей железных дорог в случаях невозможности или нецелесообразности достижения этих значений по физическим свойствам грунтов с малой влажностью, в том числе сухих барханных песков, или переувлажненных глинистых грунтов. Для насыпей автомобильных дорог такое уменьшение по сравнению с величинами табл. 9 необходимо предусматривать в случае применения глинистых переувлажненных грунтов.

Уменьшенные значения коэффициента уплотнения следует принимать на основе данных стандартного уплотнения с учетом положений пп. 2.22, 5.9, а также предусматривать дополнительные меры, обеспечивающие общую устойчивость земляного полотна и прочность его основной площадки для железных дорог и верхней части земляного полотна для автомобильных дорог, с обоснованием решений технико-эхкономическими расчетами.

Таблица 9

Виды земляного

Часть земляного

Глубина располо-

Коэффициент К в случаях применения покрытий

полотна

полотна

жения слоя от поверхности

усовершен- ствованных капитальных

усовершенствованных облегченных и переходных

покрытия в м

В дорожно-климатических зонах

II, III

IV, V

II, III

IV, V


Верхняя


До 1,5


1,00; 0,98


0,98; 0,95


0,98; 0,95


0,95


Насыпи


Нижняя


1,5-6,0


0,95


0,95


0,95


0,95; 0,90

неподтапливаемая


Более 6,0


0,98


0,95


0,95


0,95; 0,90


Нижняя


1,5-6,0


0,98; 0,95


0,95


0,95


0,95

подтапливаемая


Более 6,0


0,98


0,98


0,95


0,95

Выемки и естествен-
ные
основания
низких
насыпей


В слое сезонного промерзания


До 1,2*


1,00; 0,98


0,98; 0,95


0,98; 0,95


0,95


Ниже слоя сезонного промерзания


До 1,2*


0,95


0,95; 0,92


0,95; 0,92


0,90

________________
* В пределах IV и V дорожно-климатических зон - до 0,8 м.

Примечание. Большие значения коэффициента уплотнения следует принимать в случаях применения цементобетонных и цементогрунтовых покрытий и оснований, а также усовершенствованных облегченных покрытий.


Для железнодорожных насыпей, возводимых с КСН 449-72 Указания по проектированию земляного полотна железных и автомобильных дорог0,95, следует предусматривать запас на осадку по нормам табл. 7.

При этом для верхней части (толщиной 0,5-1,0 м) железнодорожных насыпей во всех случаях не допускается применять грунты, абсолютное значение плотности которых после уплотнения менее 1,45 г/смСН 449-72 Указания по проектированию земляного полотна железных и автомобильных дорог.

Для автодорожных насыпей коэффициент уплотнения одноразмерных песков, за исключением сухих барханных, следует назначать по табл. 10. При этом необходимо учитывать, что покрытия капитального типа на насыпях из одноразмерных песков допускается устраивать, как правило, не ранее чем через год после сооружения земляного полотна.

Таблица 10


Часть насыпи

Глубина расположения слоя от поверхности покрытия в м

Значения коэффициента уплотнения К в случаях применения покрытий типов

усовершенствованных

переходных

капитальных

облегченных

Верхняя

До 0,8

0,98

0,95

0,95

Нижняя

Более 0,8

0,95

0,95

0,92


2.20. Фактический объем потребного грунта для насыпей - СН 449-72 Указания по проектированию земляного полотна железных и автомобильных дорог в мСН 449-72 Указания по проектированию земляного полотна железных и автомобильных дорог в случаях, когда требуемая плотность грунта в теле насыпи больше естественной плотности грунта в резерве (карьере), определяется по формуле

СН 449-72 Указания по проектированию земляного полотна железных и автомобильных дорог, (7)

где СН 449-72 Указания по проектированию земляного полотна железных и автомобильных дорог - объем проектируемой насыпи в мСН 449-72 Указания по проектированию земляного полотна железных и автомобильных дорог;

СН 449-72 Указания по проектированию земляного полотна железных и автомобильных дорог - коэффициент относительного уплотнения грунта в теле насыпи, определяемый по формуле

СН 449-72 Указания по проектированию земляного полотна железных и автомобильных дорог, (7')

где СН 449-72 Указания по проектированию земляного полотна железных и автомобильных дорог и СН 449-72 Указания по проектированию земляного полотна железных и автомобильных дорог - плотность грунта в г/смСН 449-72 Указания по проектированию земляного полотна железных и автомобильных дорог, соответственно требуемая в насыпи и естественная в резерве (карьере).

Нормы влажности грунтов

2.21. Влажность песчаных и глинистых грунтов, подлежащих уплотнению, необходимо учитывать при оценке возможности использования их в насыпях, а также при установлении коэффициента уплотнения. Для насыпей следует применять преимущественно грунты, имеющие оптимальную влажность СН 449-72 Указания по проектированию земляного полотна железных и автомобильных дорог или близкую к ней.

Примечание. Численные значения оптимальной влажности следует определять при испытании данного грунта по методу стандартного уплотнения (см. приложение 2).

Если естественная влажность используемых глинистых грунтов окажется (в резерве, карьере, выемке) ниже 0,9 СН 449-72 Указания по проектированию земляного полотна железных и автомобильных дорог и песков - менее 4%, необходимо предусматривать искусственное увлажнение их до получения оптимальной влажности.

2.22. Максимальная влажность СН 449-72 Указания по проектированию земляного полотна железных и автомобильных дорог, при которой будет обеспечена требуемая плотность грунта в насыпях для железных дорог, устанавливается по кривой стандартного уплотнения данного грунта или определяется по формуле

СН 449-72 Указания по проектированию земляного полотна железных и автомобильных дорог, (8)

где СН 449-72 Указания по проектированию земляного полотна железных и автомобильных дорог - число пластичности, равное СН 449-72 Указания по проектированию земляного полотна железных и автомобильных дорог, в %. Значения СН 449-72 Указания по проектированию земляного полотна железных и автомобильных дорог приведены в формулах (3), (6);

V - содержание воздуха в порах грунта, принимаемое равным в супесях 5%, в суглинках и глинах - 3-4%;

СН 449-72 Указания по проектированию земляного полотна железных и автомобильных дорог - удельный вес грунта; при отсутствии лабораторных данных его значение можно принимать равным для: супесей - 2,68; суглинков - 2,70; глин - 2,74 г/смСН 449-72 Указания по проектированию земляного полотна железных и автомобильных дорог;

СН 449-72 Указания по проектированию земляного полотна железных и автомобильных дорог - удельный вес воды, принимаемый равным 1 г/смСН 449-72 Указания по проектированию земляного полотна железных и автомобильных дорог.

Максимальная влажность грунтов СН 449-72 Указания по проектированию земляного полотна железных и автомобильных дорог для насыпей автомобильных дорог может быть определена по формуле

СН 449-72 Указания по проектированию земляного полотна железных и автомобильных дорог, (8')

где СН 449-72 Указания по проектированию земляного полотна железных и автомобильных дорог - коэффициент "переувлажнения", принимаемый по табл. 11;

СН 449-72 Указания по проектированию земляного полотна железных и автомобильных дорог - оптимальная влажность в % для данного грунта (см. приложение 2).


Таблица 11


Разновидности грунтов

СН 449-72 Указания по проектированию земляного полотна железных и автомобильных дорог при требуемом коэффициенте уплотнения грунта в теле насыпи

КСН 449-72 Указания по проектированию земляного полотна железных и автомобильных дорог0,98

К = 0,95


Пески пылеватые; супеси легкие крупные

Супеси легкие и пылеватые

Супеси тяжелые пылеватые; суглинки легкие и легкие пылеватые

Суглинки тяжелые и тяжелые пылеватые


1,35

1,25

1,15


1,05


1,60

1,35

1,30


1,20

Естественные основания и типы местности

2.23. Оценку естественных оснований по условиям их увлажнения при выборе грунтов для насыпей и проектирования земляного полотна следует выполнять с учетом показателей, приведенных в табл. 12 для железных дорог и в табл. 13 - для автомобильных дорог.

Таблица 12


Тип основания


Показатели увлажнения


1. Сухое


Условия для поверхностного стока хорошие; глинистые грунты на глубине до 1 м имеют влажность не более СН 449-72 Указания по проектированию земляного полотна железных и автомобильных дорог, грунтовые воды отсутствуют или залегают на глубине более 2 м от поверхности земли


2. Сырое


Условия для поверхностного стока плохие; глинистые грунты в предморозный период имеют влажность на глубине до 1 м от СН 449-72 Указания по проектированию земляного полотна железных и автомобильных дорог до СН 449-72 Указания по проектированию земляного полотна железных и автомобильных дорог, а уровень грунтовых вод - на глубине более 1 м от поверхности земли


3. Мокрое


Поверхностный сток отсутствует; глинистые грунты в предморозный период имеют влажность на глубине до 1 м, равную СН 449-72 Указания по проектированию земляного полотна железных и автомобильных дорог и более, а уровень грунтовых вод - на глубине до 1 м; имеются выходы грунтовых вод на поверхность земли


Таблица 13


Тип местности


Показатели увлажнения


1. Сухие места


Поверхностный сток обеспечен, грунтовые воды не оказывают существенного влияния на увлажнение верхней толщи грунтов*)


2. Сырые места


Поверхностный сток не обеспечен, но грунтовые воды не оказывают существенного влияния на увлажнение верхней толщи грунтов*; почвы с признаками поверхностного заболачивания; весной и осенью появляется застой воды на поверхности


3. Мокрые места


Грунтовые воды или длительно стоящие (более 20 суток) поверхностные воды влияют на увлажнение верхней толщи грунтов; почвы торфяные, оглеенные с признаками заболачивания, а также солончаки и постоянно орошаемые территории засушливых областей

__________________
* В случаях, если уровень грунтовых вод в предморозный период залегает ниже расчетной глубины промерзания: на 2,0 м и более в глинах, суглинках тяжелых пылеватых и тяжелых; на 1,5 м и более в суглинках легких пылеватых и легких, супесях тяжелых пылеватых и пылеватых; на 1,0 м и более в супесях легких, легких крупных и песках пылеватых.

2.24. В зависимости от прочности или несущей способности грунтов и величины расчетных нагрузок естественные основания железнодорожного земляного полотна следует подразделять на прочные, недостаточно прочные и слабые.

К прочным относятся естественные основания, сложенные скальными породами, а также крупнообломочными, песчаными, глинистыми твердыми и полутвердыми грунтами (см. п. 2.8).

К недостаточно прочным относятся естественные сырые и мокрые основания из глинистых тугопластичных и мягкопластичных грунтов в случаях, когда относительная осадка основания окажется больше относительной осадки проектируемой насыпи с требуемой плотностью грунта (см. п. 2.18, 2.19), а расчетная величина общей осадки основания превысит 0,10 м.

К слабым относятся естественные мокрые основания, сложенные торфом, илами и глинистыми грунтами с влажностью, превышающей СН 449-72 Указания по проектированию земляного полотна железных и автомобильных дорог, деформация которых может вызывать появление больших по величине и неравномерных во времени осадок возведенных на них насыпей или нарушение общей устойчивости земляного полотна типовой конструкции.

3. ОСНОВНЫЕ КОНСТРУКТИВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА

Очертание верха земляного полотна

3.1. Поперечное очертание верха земляного полотна железных дорог на перегонах следует принимать в зависимости от количества путей и вида грунта, используемого для земляного полотна, в соответствии с рис. 2.

Рис. 2. Поперечное очертание верха земляного полотна:

СН 449-72 Указания по проектированию земляного полотна железных и автомобильных дорог


Рис. 2. Поперечное очертание верха земляного полотна:

а, г - из глинистых грунтов, мелких недренирующих и пылеватых песков, а также из легковыветривающихся размягчаемых скальных пород соответственно для однопутных и двухпутных железных дорог; б, в - из скальных грунтов слабовыветривающихся и легковыветривающихся неразмягчаемых скальных пород, крупнообломочных и песчаных дренирующих грунтов соответственно для однопутных и двухпутных железных дорог; СН 449-72 Указания по проектированию земляного полотна железных и автомобильных дорог - отметка бровки земляного полотна по продольному профилю, СН 449-72 Указания по проектированию земляного полотна железных и автомобильных дорог - ширина земляного полотна по нормам табл. 15, СН 449-72 Указания по проектированию земляного полотна железных и автомобильных дорог - ширина междупутья

3.2. Поперечный профиль верха земляного полотна автомобильных дорог следует проектировать двускатным на прямых участках, а также в пределах кривых радиусом 3000 м и более для дорог I категории и кривых радиусом 2000 м и более для дорог других категорий.

В пределах кривых с меньшими радиусами земляное полотно необходимо проектировать односкатным, предусматривая устройство виражей, согласно требованиям главы СНиП по проектированию автомобильных дорог.

3.3. Поперечные уклоны верха земляного полотна автомобильных дорог при двускатном поперечном профиле следует назначать в зависимости от типа применяемого покрытия в соответствии с табл. 14.


Таблица 14


Наименование покрытия дорог


Величина уклонов


1. Цементобетонные и асфальтобетонные

2. Брусчатые, мозаиковые и клинкерные мостовые

3. Щебеночные, гравийные и из других материалов, обработанных органическими вяжущими

4. Щебеночные и гравийные

5. Мостовые из колотого и булыжного камня, укрепленные местными материалами


0,015-0,020

0,020-0,025

0,020-0,025


0,025-0,030

0,030-0,040

Обочины земляного полотна необходимо проектировать с поперечным уклоном в зависимости от типа их укрепления: для обочин, укрепляемых с применением вяжущих материалов, уклон следует принимать равным 0,03-0,04, для обочин, укрепляемых гравием или щебнем, - 0,04-0,06, дерном - 0,05-0,08.

Уклон обочин, укрепляемых посевом трав, может быть уменьшен до 0,04.

Ширина земляного полотна поверху

3.4. Ширину земляного полотна новых железных дорог на прямых участках в пределах перегонов и ширину земляного полотна автомобильных дорог следует принимать по нормам, приведенным в табл. 15.

Таблица 15


Категория линий или дорог


Ширина земляного полотна b на прямых участках в м для

однопутных железных дорог при использовании грунтов

автомобильных дорог

глинистых и недренирующих песков мелких и пылеватых

скальных, крупнообломочных и песчаных дренирующих



Основная

Минимальная на особо трудных участках в горной местности


I

II

III

IV

V


6,5*

6,5

5,8

5,5

5,0


5,8*

5,8

5,2

5,0

4,6


27,5**

15,0

12,0

10,0

8,0


23,0

10,5

9,0

8,0

6,5

________________
* Ширину земляного полотна для железных дорог I категории при соответствующих технико-экономических обоснованиях допускается принимать равной: 7,0 м в случаях использования глинистых грунтов и 6,0 м - скальных и дренирующих грунтов.

** Ширина земляного полотна автомобильных дорог I категории принимается более 27,5 м при числе полос движения больше четырех.

3.5. Ширина земляного полотна железных дорог и соответственно высота насыпи или глубина выемки относятся, независимо от вида используемого грунта (см. рис. 2), к уровню отметки бровки земляного полотна - СН 449-72 Указания по проектированию земляного полотна железных и автомобильных дорог, устанавливаемому по продольному профилю.

Длину участков и конструктивные решения по сопряжению земляного полотна с разной шириной на уровне бровки следует принимать с учетом:

вида сопрягаемого земляного полотна (насыпь или выемка);

поперечного очертания верха земляного полотна (с наличием сливной призмы или горизонтальное);

высоты сливной призмы (см. рис. 2, а,г);

разности толщин балластного слоя;

допустимости уменьшения ширины обочин до 0,40 м в пределах участков сопряжения;

продольного уклона пути на рассматриваемом и смежных участках;

минимального элемента проектирования продольного профиля, принятого для данной линии.

3.6. Земляное полотно в пределах кривых необходимо проектировать с уширением, величина которого назначается в зависимости от радиуса кривой по табл. 16.

Таблица 16


А. Для железных дорог


Радиус кривой в м


Уширение в м


Радиус кривой в м


Уширение в м


Категория дорог


I-II


III-V

4000-3000
2500-1800
1500-700
600 и менее

0,1
0,2
0,4
0,5

4000-2000
1800-1200
1000-700
600 и менее

-
0,1
0,2
0,3


Б. Для двухполосных автомобильных дорог


Радиус кривой в м


Уширение в м


Радиус кривой в м


Уширение в м

700-600
600-450
400-250
200-150
125-90

0,4
0,5
0,5-0,8
0,8-0,9
0,9-1,1

80-70
60
50
40
30

1,3
1,4
1,5
1,8
2,2

Уширение земляного полотна следует предусматривать: для железных дорог с внешней стороны кривой, для автомобильных дорог - с внутренней.

Переход от нормальной ширины к увеличенной необходимо осуществлять в пределах переходных кривых.

3.7. Ширину земляного полотна двухпутных и многопутных железных дорог по сравнению с нормальной для однопутного полотна (см. табл. 15) необходимо увеличивать на размер междупутья с учетом его уширения в кривых, согласно ГОСТ 9238-73; при этом расстояние от оси существующего пути до бровки проектируемого земляного полотна из недренирующих грунтов должно быть не менее 3,5 м, а из скальных и дренирующих грунтов - не менее 3,0 м.

3.8. Ширину насыпей поверху на расстоянии 10 м от задней грани устоев больших мостов необходимо увеличивать не менее чем на 0,5 м в каждую сторону от оси полотна с переходом на нормальную ширину на последующих 15 м.

3.9. Ширину насыпей на слабом основании, а также возводимых с запасом на осадку (см. табл. 7), следует устанавливать с расчетом обеспечения требуемых норм (см. табл. 15) после полной осадки земляного полотна.

Высота насыпей и глубина выемок

3.10. Максимальная высота насыпей и глубина выемок назначаются при проектировании продольного профиля по технико-экономическим соображениям.

3.11. Минимальную высоту насыпей следует устанавливать по условиям незаносимости снегом и песком, а также - предохранения от перелива воды на участках подтопления в соответствии с требованиями глав СНиП по проектированию железных и автомобильных дорог.

Кроме того, требуется предусматривать меры, направленные на обеспечение прочности и устойчивости основной площадки земляного полотна железных дорог или верха земляного полотна автомобильных дорог в пределах участков с сырым и мокрым основанием, в зависимости от вида и состояния грунтов основания и грунта, применяемого для насыпи.

3.12. Величину возвышения бровки насыпей над поверхностью снегового покрова, а также бровки насыпей и дамб у водопропускных сооружений следует принимать согласно главам СНиП по проектированию железных и автомобильных дорог.

4. ВИДЫ ПРОЕКТОВ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА

4.1. На участках с простыми инженерно-геологическими, гидрогеологическими и другими природными условиями следует проектировать с применением типовых конструкций:

насыпи железнодорожные на прочном и устойчивом естественном основании в пределах участков с поперечным уклоном местности не круче 1 : 3, высотой до 12 м - из крупнообломочных и глинистых твердых и полутвердых грунтов; до 6 м - из глинистых тугопластичных грунтов; до 20 м - из камня; насыпи автодорожные высотой до 12 м на прочном основании;

насыпи железнодорожные на болотах I и III типов (см. п. 7.2) глубиной до 4 м, на болотах II типа глубиной до 3 м; при поперечном уклоне дна болот I типа не круче 1 : 10; II типа - 1 : 15; III типа - I : 20; насыпи автодорожные на болотах глубиной до 4 м при поперечном уклоне дна болот 1 : 10 и менее в случае полного удаления болотных отложений;

насыпи на естественном основании из засоленных грунтов (см. приложение 3);

выемки глубиной до 12 м в нескальных грунтах и до 16 м - в скальных породах при благоприятных инженерно-геологических условиях;

земляное полотно в районах подвижных песков;

земляное полотно на участках с искусственным орошением.

4.2. Земляное полотно и водоотводные устройства в пределах участков со сложными природными условиями, а также в случаях необходимости применения сложных конструкций, когда устойчивость и прочность сооружения и его основания должны быть проверены расчетом, необходимо проектировать индивидуально.

К объектам индивидуального проектирования следует относить:

насыпи железнодорожные высотой более 12 м - из крупнообломочных и глинистых твердых и полутвердых грунтов; более 6 м - из глинистых тугопластичных грунтов; более 20 м - из камня; насыпи автодорожные высотой более 12 м - из нескальных грунтов;

насыпи железнодорожные в пределах болот I и III типов глубиной более 4 м и болот II типа глубиной более 3 м; при поперечном уклоне дна болот I типа круче 1 : 10, II типа - 1 : 15, III типа - 1 : 20; в пределах болот с торфом различной консистенции, не поддающихся классификации;

насыпи автодорожные на болотах глубиной более 4 м или на болотах меньшей глубины, когда не предусматривается выторфовывание, а также на болотах с поперечным уклоном дна более 1 : 10;

насыпи в пределах участков со слабыми естественными основаниями (см. п. 2.24), в том числе в местах размещения водопропускных сооружений, а также при выходе ключей в пределах основания;

насыпи на участках временного подтопления, а также на участках пересечения водоемов и водотоков;

насыпи железнодорожные на косогорах круче 1 : 5, сложенных скальными породами;

выемки в нескальных грунтах при высоте откосов более 12 м и в скальных - более 16 м при благоприятных инженерно-геологических условиях;

выемки при высоте откосов менее 16 м в скальных породах при неблагоприятных инженерно-геологических условиях, в том числе при залегании пластов горных пород с наклоном круче 1 : 3 в сторону полотна;

выемки в глинистых переувлажненных грунтах с коэффициентом консистенции более 0,5 или вскрывающих водоносные горизонты;

выемки глубиной более 6 м в глинистых пылеватых грунтах в районах с избыточным увлажнением, а также в глинистых грунтах, резко снижающих прочность и устойчивость в откосах при воздействии климатических факторов;

земляное полотно в сложных инженерно-геологических условиях (на косогорах круче 1:3, на участках с наличием или возможным развитием оползней, обвалов, осыпей, каменных россыпей, снежных лавин, селей, оврагов, карста, наледей, подземного льда);

земляное полотно из сильнонабухающих глинистых грунтов;

земляное полотно, при сооружении которого используется гидромеханизация и массовые взрывные способы производства работ;

земляное полотно в районах с сейсмичностью более 9 баллов (для железных дорог I и II категорий);

водоотводные и дренажные устройства и сооружения.

5. НАСЫПИ

Железнодорожные насыпи на сухом и прочном основании, автодорожные насыпи на 1-м типе местности

5.1. Для насыпей на сухом и прочном основании следует использовать, как правило, грунт из резервов, притрассовых карьеров и ближайших выемок или шлак металлургический.

Верхнюю часть насыпей автомобильных дорог на 1,2 м от поверхности цементобетонных покрытий и на 1,0 м от поверхности асфальтобетонных покрытий во II дорожно-климатической зоне и соответственно на 1,0-0,8 м - в III зоне, необходимо проектировать преимущественно из непучинистых или слабопучинистых грунтов (приложение 4). При использовании для насыпей пучинистых грунтов IV-VI групп необходимо по данным расчетов предусматривать устройство морозозащитных слоев.

Рис. 3. Поперечные профили насыпей высотой:


СН 449-72 Указания по проектированию земляного полотна железных и автомобильных дорог


Рис. 3. Поперечные профили насыпей высотой:

а - до 6 м для железных дорог; б - более 6 м для железных и автомобильных дорог

Рис. 4. Поперечный профиль насыпей из недренирующих грунтов для железных дорог на косогорах крутизной от 1:5 до 1:3

СН 449-72 Указания по проектированию земляного полотна железных и автомобильных дорог


Рис. 4. Поперечный профиль насыпей из недренирующих грунтов для железных дорог
на косогорах крутизной от 1:5 до 1:3

а - с нагорной канавой и бермой в грунте естественного сложения;
б - то же, с засыпкой пазухи; 1 - засыпка, 2 - тело насыпи

Рис. 5. Поперечные профили насыпей из привозных грунтов для автомобильных дорог

СН 449-72 Указания по проектированию земляного полотна железных и автомобильных дорог


Рис. 5. Поперечные профили насыпей из привозных грунтов
для автомобильных дорог

Рис. 6. Поперечные профили насыпей из грунта боковых резервов для автомобильных дорог

СН 449-72 Указания по проектированию земляного полотна железных и автомобильных дорог


Рис. 6. Поперечные профили насыпей из грунта боковых
резервов для автомобильных дорог

Рис. 7. Поперечный профиль насыпей высотой до 1,5 м для автомобильных дорог в пригородных зонах и в местах, подверженных снежным заносам


СН 449-72 Указания по проектированию земляного полотна железных и автомобильных дорог


Рис. 7. Поперечный профиль насыпей высотой до 1,5 м для автомобильных дорог
в пригородных зонах и в местах, подверженных снежным заносам

Рис. 8. Поперечный профиль насыпей из грунта бокового резерва для автомобильных дорог на косогорах крутизной от 1:10 до 1:5


СН 449-72 Указания по проектированию земляного полотна железных и автомобильных дорог


Рис. 8. Поперечный профиль насыпей из грунта бокового резерва
для автомобильных дорог на косогорах крутизной от 1:10 до 1:5

Рис. 9. Поперечный профиль насыпей для автомобильных дорог на косогорах крутизной от 1:5 до 1:3

СН 449-72 Указания по проектированию земляного полотна железных и автомобильных дорог


Рис. 9. Поперечный профиль насыпей
для автомобильных дорог на косогорах крутизной от 1:5 до 1:3

1 - кювет глубиной не менее 0,3 м; 2 - банкет; 3 - нагорная канава

Таблица 17



Вид используемого грунта

Крутизна откосов при высоте
насыпей в м, до

6

29.05.2017, 410 просмотров.

Атрибуты

Номер документа 449-72
Вид документа СН (Строительные нормы)
Принявший орган Госстрой СССР
Статус Действующий Документ отменен в части
Опубликован Официальное издание Госстрой СССР - М.: Стройиздат, 1973 год
Дата принятия 29.12.1972
Дата начала действия 01.07.1973
Система управления сайтом Host CMS