СН 449-72
СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ
УКАЗАНИЯ
по проектированию земляного полотна железных
и автомобильных дорог
Дата введения 1973-07-01
РАЗРАБОТАНЫ научно-исследовательскими институтами ЦНИИС и Союздорнии при участии проектно-изыскательских институтов Ленгипротранс, Мосгипротранс, Томгипротранс, Союздорпроект и Киевгипротранс Министерства транспортного строительства, Гипродорнии Министерства строительства и эксплуатации автомобильных дорог РСФСР, а также Хабаровского института инженеров железнодорожного транспорта Министерства путей сообщения.
ВНЕСЕНЫ Министерством транспортного строительства
УТВЕРЖДЕНЫ Государственным комитетом Совета Министров СССР по делам строительства 29 декабря 1972 г.
С 01.01.87 утратили силу в части норм проектирования земляного полотна автомобильных дорог по постановлению от 17.12.85 N 233.
С введением в действие Указаний по проектированию земляного полотна железных и автомобильных дорог (СН 449-72) с 1 июля 1973 г. утрачивают силу Технические условия сооружения железнодорожного земляного полотна (СН 61-59).
1. Общие положения
1.1. Настоящие Указания распространяются на проектирование земляного полотна новых и реконструируемых железных дорог колеи 1520 (1524) мм и автомобильных дорог, а также на проектирование вторых путей железных дорог.
1.2. Земляное полотно включает в себя насыпи и выемки, а также водоотводные устройства и сооружения, предназначенные для отвода поверхностных и грунтовых вод (кюветы, нагорные, продольные и забанкетные канавы, банкеты, перепады, быстротоки, дренажи, галереи, штольни).
На участках с наличием или возможным развитием оползней, обвалов (каменных, снежных), заносов (снежных и песчаных), селей и оврагов необходимо предусматривать соответствующие защитные и укрепительные устройства и сооружения.
1.3. Конструкцию земляного полотна следует принимать в зависимости от категории дороги, типа дорожной одежды и местных природных условий, в том числе от условий увлажнения, состояния и свойств грунтов основания, с учетом деления территории СССР на дорожно-климатические зоны (табл. 1, рис. 1), а также опыта эксплуатации дорог в данном районе и необходимости обеспечения бесперебойного и безопасного движения при оптимальном сочетании строительных и эксплуатационных показателей проектируемых объектов.
Таблица 1
|
|
|
Севернее линии, соединяющей: Мончегорск - Поной - Несь - Ошкурья - Сухая - Тунгуска, Канск - Госграница и Биробиджан - Де-Кастри. Зона включает географические зоны: тундры, лесотундры и северо-восточную часть лесной зоны с распространением вечномерзлых грунтов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рис. 1. Схема деления территории СССР на дорожно-климатические зоны
1.4. При проектировании земляного полотна должны быть приняты комплексные решения по выбору и назначению:
конструкции земляного полотна с учетом способов производства работ;
грунта для насыпей с учетом вида и состояния грунтов основания, высоты проектируемой насыпи, а также запасов и дальности возки грунта;
вида, параметров и конструкции водоотводных устройств соответственно расчетным расходам поверхностной воды и гидрогеологическим условиям;
типа укреплений откосов земляного полотна и водоотводных устройств с учетом местных условий.
2.1. Грунты подразделяются на скальные, получаемые посредством разрушения скальных пород, залегающих в естественных условиях в виде сплошного или трещиноватого массива; крупнообломочные, залегающие в естественных условиях в виде аллювиальных и делювиальных отложений или россыпей; песчаные и глинистые.
2.2. Скальные грунты и породы различают по временному сопротивлению сжатию, по степени растворимости и размягчаемости в воде, а также подверженности выветриванию.
Показатели сопротивления сжатию и растворимости скальных грунтов и пород, используемых для земляного полотна, не нормируются.
2.3. Скальные грунты и породы следует считать размягчаемыми, если отношение их временных сопротивлений сжатию в насыщенном водой и в воздушно-сухом состоянии меньше 0,75, а при отношении равном или более 0,75 - неразмягчаемыми.
По степени выветриваемости скальные грунты разделяются на слабовыветривающиеся и легковыветривающиеся (приложение 1).
2.4. Крупнообломочные и песчаные грунты в зависимости от зернового состава подразделяются на виды (табл. 2).
Для установления вида грунта следует последовательно суммировать проценты содержания частиц в исследуемом грунте, начиная с содержания более крупных частиц, и принимать наименование грунта по первой сумме, удовлетворяющей показателю содержания частиц по табл. 2.
Таблица 2
|
|
Крупнообломочные |
|
Пески с коэффициентом неоднородности следует считать разнозернистыми (неоднородными).
Коэффициент неоднородности определяют по формуле
, (1)
где - диаметр частиц в мм; суммарное содержание частиц, имеющих меньшие диаметры, составляет в данном грунте 60% (по весу);
- диаметр частиц в мм; суммарное содержание частиц, имеющих меньшие диаметры, составляет в данном грунте 10% (по весу).
Пески с , а также мелкие пески с содержанием по весу 90% и более частиц размером 0,10-0,25 мм следует считать одноразмерными.
2.5. Степень заполнения объема пор грунта водой G определяется по формуле
, (2)
где - природная весовая влажность грунта в долях единицы;
- удельный вес материала частиц грунта в т/м;
- удельный вес воды, принимаемый равным 1 т/м;
- коэфффициент пористости грунта, определяемый как отношение объема пор к объему минеральной части грунта.
Песчаные грунты следует называть: маловлажными, если степень их влажности G0,5; влажными, если 0,5
Таблица 3
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Супесь |
|
|
|
тяжелая |
<20 |
||
|
|
||
|
|
||
Суглинок |
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
Глина |
|
|
|
|
|
||
_____________ |
2.6. По степени водопроницаемости грунты, используемые для железодорожных насыпей, разделяются на: дренирующие, к которым относятся скальные и крупнообломочные грунты, пески гравелистые, крупные и средней крупности, а также пески мелкие, удовлетворяющие одному из следующих условий: коэффициент фильтрации грунта должен быть 0,5 м/сутки; содержание частиц размером меньше 0,1 мм должно быть 15%, в том числе размером менее 0,005 мм2% по весу;
недренирующие, к которым относятся глинистые грунты, а также пески мелкие, не удовлетворяющие вышеуказанным условиям.
Примечание. Коэффициент фильтрации следует определять при максимальной плотности для данного грунта, устанавливаемой по методу стандартного уплотнения согласно приложению 2.
2.7. Глинистые грунты подразделяются на виды и разновидности с учетом их зернового состава и пластичности (табл. 3). В случаях расхождения вида грунта, устанавливаемого по содержанию песчаных частиц и по числу пластичности, следует принимать наименование грунта, соответствующее числу пластичности.
К наименованию глинистого грунта, установленному по табл. 3, при содержании в образце рассматриваемого грунта 20-50% (по весу) частиц крупнее 2 мм добавляется "гравелистый" (при окатанных частицах) или "щебенистый" (при неокатанных частицах).
Таблица 4
|
|
|
|
твердые |
|
полутвердые |
|
тугопластичные |
|
мягкопластичные |
|
текучепластичные |
|
текучие |
2.8. Глинистые грунты следует различать по их состоянию согласно табл. 4 в зависимости от величины коэффициента консистенции В, определяемого по формуле
, (3)
где W - естественная влажность грунта на момент определения его состояния в %;
- влажность на границе раскатывания, определяемая по ГОСТ 5183-64;
- влажность на границе текучести, определяемая по ГОСТ 5184-64.
2.9. Глинистые грунты следует считать переувлажненными, если их влажность превышает значения, при которых грунт в насыпи может быть уплотнен до требуемых величин (п. 2.19), а в пределах выемок они имеют коэффициент консистенции В>0,25.
2.10. К грунтам особых разновидностей следует относить грунты и скальные породы, обладающие при определенных условиях специфически неблагоприятными строительными свойствами, которые необходимо учитывать при проектировании земляного полотна (приложение 3).
2.11. К просадочным от замачивания следует относить глинистые грунты, имеющие G0,6 и значение
, (4)
где - коэффициент пористости образца природного сложения и влажности;
- коэффициент пористости того же образца грунта при влажности на границе текучести.
2.12. К набухающим следует относить глинистые грунты, у которых суммарный показатель степени набухания - усадки составляет
, (5)
где и - показатели, соответственно характеризующие степень набухания и усадки, определяемые по формулам
(5')
(5'')
где - первоначальный объем образца грунта в см;
, - объемы образцов соответственно после свободного набухания при увлажнении и после свободной усадки при высушивании.
Грунты, имеющие 0,20, являются сильнонабухающими.
2.13. Грунты для насыпей следует применять с учетом их свойств и состояния, особенностей природных условий в пределах участка размещения проектируемого объекта, а также места нахождения запасов грунта (табл. 5).
Таблица 5
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
_______________ |
Для насыпей во всех условиях можно применять грунты, состояние которых под воздействием природных факторов практически не изменяется или изменяется незначительно и не влияет на прочность и устойчивость земляного полотна.
К ним следует относить:
скальные из слабовыветривающихся и легковыветривающихся неразмягчаемых горных пород;
крупнообломочные, песчаные, за исключением мелких недренирующих и пылеватых песков;
супеси легкие крупные.
Применение этих грунтов, а также кислых и нейтральных металлургических шлаков может быть ограничено только по экономическим соображениям с учетом местных условий.
2.14. Грунты, а также шлаки и золошлаковые смеси, состояние и свойства которых существенно изменяются под воздействием природных факторов, допускаются к использованию в качестве материала для насыпей с учетом ограничений. К таким грунтам относятся:
скальные из легковыветривающихся размягчаемых горных пород (см. приложение 1);
мелкие недренирующие и пылеватые пески;
глинистые грунты;
некоторые грунты особых разновидностей (см. п 2.10).
Возможность и целесообразность применения этих грунтов, а также шлаков и золошлаковых смесей устанавливаются в зависимости от местных условий и технико-экономических соображений с учетом обоснованного выбора конструкции насыпи, а также способов защиты земляного полотна от разрушающего воздействия природных факторов. При этом глины мергелистые, сланцевые и жирные; грунты меловые, тальковые и трепельные, а также шлаки и золошлаковые смеси разрешается применять только для верхней части пойменных и подтопляемых насыпей.
2.15. Не допускается, как правило, применять для насыпей следующие грунты:
глинистые избыточно засоленные (см. приложение 3);
глинистые с влажностью, превышающей допустимую (см. п. 2.22);
торф, ил, мелкий песок и глинистые грунты с примесью ила и органических веществ;
верхний почвенный слой, содержащий в большом количестве корни растений, - для насыпей высотой до 1 м;
тальковые, пирофиллитовые грунты и трепелы - для насыпей на мокром основании (п. 2.23) и на участках, где возможен длительный застой воды;
грунты, содержащие гипс в количестве, превышающем нормы, приведенные в табл. 6.
Таблица 6
|
|
|
|
|
|
|
|
Перечисленные в п. 2.15 грунты разрешается применять в исключительных случаях для дорог III-V категорий при обязательном осуществлении дополнительных мер, направленных на обеспечение требуемой прочности и устойчивости земляного полотна.
2.16. Для насыпей, возводимых средствами гидромеханизации, следует применять дренирующие грунты. Использование мелких, пылеватых песков и супесей разрешается при условии, что в теле возводимой насыпи будет не более 15% частиц размером менее 0,1 мм.
2.17. Для нижней части постоянно подтопляемых насыпей, при сооружении которых требуется отсыпка грунта в воду, необходимо применять скальные или крупнообломочные грунты, песок крупный или средней крупности, а также супесь легкую крупную с содержанием в ней глинистых частиц не более 6%.
2.18. И проектах необходимо предусматривать работы по уплотнению насыпей из грунтов всех видов, за исключением скальных из слабовыветривающихся горных пород (для железнодорожных насыпей). Для верхней части насыпей из скальных грунтов слабовыветривающихся пород следует применять щебенистый материал.
Уплотнение в железнодорожных насыпях скальных грунтов из легковыветривающихся пород (аргиллитов, алевролитов, глинистых сланцев и т. п.), а также крупнообломочных грунтов, в том числе с глинистым заполнителем, обеспечивается посредством:
назначения необходимого числа проходов уплотняющих машин, устанавливаемого на основе предварительного пробного уплотнения;
ограничения толщины отсыпаемых слоев и размеров отдельных камней;
создания запаса на осадку согласно нормам, приведенным в табл. 7, п. 1.
Таблица 7
|
|
1. Насыпи железнодорожные из скальных и крупнообломочных грунтов при послойном возведении насыпи с применением уплотняющих машин |
|
К = 0,90 (п. 2.19) |
1-2,5* |
К = 0,95 |
0,5 |
3. Насыпи железнодорожные из глинистых переувлажненных грунтов |
2-3 |
______________ |
2.19. Требуемую плотность песчаных и глинистых грунтов в теле насыпей в г/см следует определять по формуле
, (6)
где - максимальная плотность (объемный вес скелета используемого грунта) в г/см, определяемая по методу стандартного уплотнения (приложение 2);
- минимальный коэффициент уплотнения, принимаемый по табл. 8 - для железнодорожных насыпей и табл. 9 - для автодорожных.
Таблица 8
Часть насыпи |
Общая толщина уплотняемых слоев в м для линий |
Коэффициент К для линий |
||
I, II категорий и вторых путей |
III |
I категории и вторых путей |
II, III |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
___________________ |
Уменьшение коэффициента уплотнения песчаных и глинистых грунтов по сравнению с нормами, приведенными в табл. 8, допускается для насыпей железных дорог в случаях невозможности или нецелесообразности достижения этих значений по физическим свойствам грунтов с малой влажностью, в том числе сухих барханных песков, или переувлажненных глинистых грунтов. Для насыпей автомобильных дорог такое уменьшение по сравнению с величинами табл. 9 необходимо предусматривать в случае применения глинистых переувлажненных грунтов.
Уменьшенные значения коэффициента уплотнения следует принимать на основе данных стандартного уплотнения с учетом положений пп. 2.22, 5.9, а также предусматривать дополнительные меры, обеспечивающие общую устойчивость земляного полотна и прочность его основной площадки для железных дорог и верхней части земляного полотна для автомобильных дорог, с обоснованием решений технико-эхкономическими расчетами.
Таблица 9
Виды земляного |
Часть земляного |
Глубина располо- |
Коэффициент К в случаях применения покрытий |
||||
полотна |
полотна |
жения слоя от поверхности |
усовершен- ствованных капитальных |
усовершенствованных облегченных и переходных |
|||
покрытия в м |
В дорожно-климатических зонах |
||||||
II, III |
IV, V |
II, III |
IV, V |
||||
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
неподтапливаемая |
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
||
подтапливаемая |
|
|
|
|
|
||
Выемки и естествен- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
________________ |
Для железнодорожных насыпей, возводимых с К0,95, следует предусматривать запас на осадку по нормам табл. 7.
При этом для верхней части (толщиной 0,5-1,0 м) железнодорожных насыпей во всех случаях не допускается применять грунты, абсолютное значение плотности которых после уплотнения менее 1,45 г/см.
Для автодорожных насыпей коэффициент уплотнения одноразмерных песков, за исключением сухих барханных, следует назначать по табл. 10. При этом необходимо учитывать, что покрытия капитального типа на насыпях из одноразмерных песков допускается устраивать, как правило, не ранее чем через год после сооружения земляного полотна.
Таблица 10
Часть насыпи |
Глубина расположения слоя от поверхности покрытия в м |
Значения коэффициента уплотнения К в случаях применения покрытий типов |
||
усовершенствованных |
переходных |
|||
капитальных |
облегченных |
|||
Верхняя |
До 0,8 |
0,98 |
0,95 |
0,95 |
Нижняя |
Более 0,8 |
0,95 |
0,95 |
0,92 |
2.20. Фактический объем потребного грунта для насыпей - в м в случаях, когда требуемая плотность грунта в теле насыпи больше естественной плотности грунта в резерве (карьере), определяется по формуле
, (7)
где - объем проектируемой насыпи в м;
- коэффициент относительного уплотнения грунта в теле насыпи, определяемый по формуле
, (7')
где и - плотность грунта в г/см, соответственно требуемая в насыпи и естественная в резерве (карьере).
2.21. Влажность песчаных и глинистых грунтов, подлежащих уплотнению, необходимо учитывать при оценке возможности использования их в насыпях, а также при установлении коэффициента уплотнения. Для насыпей следует применять преимущественно грунты, имеющие оптимальную влажность или близкую к ней.
Примечание. Численные значения оптимальной влажности следует определять при испытании данного грунта по методу стандартного уплотнения (см. приложение 2).
Если естественная влажность используемых глинистых грунтов окажется (в резерве, карьере, выемке) ниже 0,9 и песков - менее 4%, необходимо предусматривать искусственное увлажнение их до получения оптимальной влажности.
2.22. Максимальная влажность , при которой будет обеспечена требуемая плотность грунта в насыпях для железных дорог, устанавливается по кривой стандартного уплотнения данного грунта или определяется по формуле
, (8)
где - число пластичности, равное , в %. Значения приведены в формулах (3), (6);
V - содержание воздуха в порах грунта, принимаемое равным в супесях 5%, в суглинках и глинах - 3-4%;
- удельный вес грунта; при отсутствии лабораторных данных его значение можно принимать равным для: супесей - 2,68; суглинков - 2,70; глин - 2,74 г/см;
- удельный вес воды, принимаемый равным 1 г/см.
Максимальная влажность грунтов для насыпей автомобильных дорог может быть определена по формуле
, (8')
где - коэффициент "переувлажнения", принимаемый по табл. 11;
- оптимальная влажность в % для данного грунта (см. приложение 2).
Таблица 11
|
при требуемом коэффициенте уплотнения грунта в теле насыпи |
|
К0,98 |
К = 0,95 |
|
|
|
|
2.23. Оценку естественных оснований по условиям их увлажнения при выборе грунтов для насыпей и проектирования земляного полотна следует выполнять с учетом показателей, приведенных в табл. 12 для железных дорог и в табл. 13 - для автомобильных дорог.
Таблица 12
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 13
|
|
|
|
|
|
|
|
__________________ |
2.24. В зависимости от прочности или несущей способности грунтов и величины расчетных нагрузок естественные основания железнодорожного земляного полотна следует подразделять на прочные, недостаточно прочные и слабые.
К прочным относятся естественные основания, сложенные скальными породами, а также крупнообломочными, песчаными, глинистыми твердыми и полутвердыми грунтами (см. п. 2.8).
К недостаточно прочным относятся естественные сырые и мокрые основания из глинистых тугопластичных и мягкопластичных грунтов в случаях, когда относительная осадка основания окажется больше относительной осадки проектируемой насыпи с требуемой плотностью грунта (см. п. 2.18, 2.19), а расчетная величина общей осадки основания превысит 0,10 м.
К слабым относятся естественные мокрые основания, сложенные торфом, илами и глинистыми грунтами с влажностью, превышающей , деформация которых может вызывать появление больших по величине и неравномерных во времени осадок возведенных на них насыпей или нарушение общей устойчивости земляного полотна типовой конструкции.
3.1. Поперечное очертание верха земляного полотна железных дорог на перегонах следует принимать в зависимости от количества путей и вида грунта, используемого для земляного полотна, в соответствии с рис. 2.
Рис. 2. Поперечное очертание верха земляного полотна:
а, г - из глинистых грунтов, мелких недренирующих и пылеватых песков, а также из легковыветривающихся размягчаемых скальных пород соответственно для однопутных и двухпутных железных дорог; б, в - из скальных грунтов слабовыветривающихся и легковыветривающихся неразмягчаемых скальных пород, крупнообломочных и песчаных дренирующих грунтов соответственно для однопутных и двухпутных железных дорог; - отметка бровки земляного полотна по продольному профилю, - ширина земляного полотна по нормам табл. 15, - ширина междупутья
3.2. Поперечный профиль верха земляного полотна автомобильных дорог следует проектировать двускатным на прямых участках, а также в пределах кривых радиусом 3000 м и более для дорог I категории и кривых радиусом 2000 м и более для дорог других категорий.
В пределах кривых с меньшими радиусами земляное полотно необходимо проектировать односкатным, предусматривая устройство виражей, согласно требованиям главы СНиП по проектированию автомобильных дорог.
3.3. Поперечные уклоны верха земляного полотна автомобильных дорог при двускатном поперечном профиле следует назначать в зависимости от типа применяемого покрытия в соответствии с табл. 14.
Таблица 14
|
|
|
|
Обочины земляного полотна необходимо проектировать с поперечным уклоном в зависимости от типа их укрепления: для обочин, укрепляемых с применением вяжущих материалов, уклон следует принимать равным 0,03-0,04, для обочин, укрепляемых гравием или щебнем, - 0,04-0,06, дерном - 0,05-0,08.
Уклон обочин, укрепляемых посевом трав, может быть уменьшен до 0,04.
3.4. Ширину земляного полотна новых железных дорог на прямых участках в пределах перегонов и ширину земляного полотна автомобильных дорог следует принимать по нормам, приведенным в табл. 15.
Таблица 15
|
|
|||
однопутных железных дорог при использовании грунтов |
автомобильных дорог |
|||
глинистых и недренирующих песков мелких и пылеватых |
скальных, крупнообломочных и песчаных дренирующих |
|
Минимальная на особо трудных участках в горной местности |
|
|
|
|
|
|
________________ |
3.5. Ширина земляного полотна железных дорог и соответственно высота насыпи или глубина выемки относятся, независимо от вида используемого грунта (см. рис. 2), к уровню отметки бровки земляного полотна - , устанавливаемому по продольному профилю.
Длину участков и конструктивные решения по сопряжению земляного полотна с разной шириной на уровне бровки следует принимать с учетом:
вида сопрягаемого земляного полотна (насыпь или выемка);
поперечного очертания верха земляного полотна (с наличием сливной призмы или горизонтальное);
высоты сливной призмы (см. рис. 2, а,г);
разности толщин балластного слоя;
допустимости уменьшения ширины обочин до 0,40 м в пределах участков сопряжения;
продольного уклона пути на рассматриваемом и смежных участках;
минимального элемента проектирования продольного профиля, принятого для данной линии.
3.6. Земляное полотно в пределах кривых необходимо проектировать с уширением, величина которого назначается в зависимости от радиуса кривой по табл. 16.
Таблица 16
|
|||
|
|
|
|
|
|||
|
|
||
4000-3000 |
0,1 |
4000-2000 |
- |
|
|||
|
|
|
|
700-600 |
0,4 |
80-70 |
1,3 |
Уширение земляного полотна следует предусматривать: для железных дорог с внешней стороны кривой, для автомобильных дорог - с внутренней.
Переход от нормальной ширины к увеличенной необходимо осуществлять в пределах переходных кривых.
3.7. Ширину земляного полотна двухпутных и многопутных железных дорог по сравнению с нормальной для однопутного полотна (см. табл. 15) необходимо увеличивать на размер междупутья с учетом его уширения в кривых, согласно ГОСТ 9238-73; при этом расстояние от оси существующего пути до бровки проектируемого земляного полотна из недренирующих грунтов должно быть не менее 3,5 м, а из скальных и дренирующих грунтов - не менее 3,0 м.
3.8. Ширину насыпей поверху на расстоянии 10 м от задней грани устоев больших мостов необходимо увеличивать не менее чем на 0,5 м в каждую сторону от оси полотна с переходом на нормальную ширину на последующих 15 м.
3.9. Ширину насыпей на слабом основании, а также возводимых с запасом на осадку (см. табл. 7), следует устанавливать с расчетом обеспечения требуемых норм (см. табл. 15) после полной осадки земляного полотна.
3.10. Максимальная высота насыпей и глубина выемок назначаются при проектировании продольного профиля по технико-экономическим соображениям.
3.11. Минимальную высоту насыпей следует устанавливать по условиям незаносимости снегом и песком, а также - предохранения от перелива воды на участках подтопления в соответствии с требованиями глав СНиП по проектированию железных и автомобильных дорог.
Кроме того, требуется предусматривать меры, направленные на обеспечение прочности и устойчивости основной площадки земляного полотна железных дорог или верха земляного полотна автомобильных дорог в пределах участков с сырым и мокрым основанием, в зависимости от вида и состояния грунтов основания и грунта, применяемого для насыпи.
3.12. Величину возвышения бровки насыпей над поверхностью снегового покрова, а также бровки насыпей и дамб у водопропускных сооружений следует принимать согласно главам СНиП по проектированию железных и автомобильных дорог.
4.1. На участках с простыми инженерно-геологическими, гидрогеологическими и другими природными условиями следует проектировать с применением типовых конструкций:
насыпи железнодорожные на прочном и устойчивом естественном основании в пределах участков с поперечным уклоном местности не круче 1 : 3, высотой до 12 м - из крупнообломочных и глинистых твердых и полутвердых грунтов; до 6 м - из глинистых тугопластичных грунтов; до 20 м - из камня; насыпи автодорожные высотой до 12 м на прочном основании;
насыпи железнодорожные на болотах I и III типов (см. п. 7.2) глубиной до 4 м, на болотах II типа глубиной до 3 м; при поперечном уклоне дна болот I типа не круче 1 : 10; II типа - 1 : 15; III типа - I : 20; насыпи автодорожные на болотах глубиной до 4 м при поперечном уклоне дна болот 1 : 10 и менее в случае полного удаления болотных отложений;
насыпи на естественном основании из засоленных грунтов (см. приложение 3);
выемки глубиной до 12 м в нескальных грунтах и до 16 м - в скальных породах при благоприятных инженерно-геологических условиях;
земляное полотно в районах подвижных песков;
земляное полотно на участках с искусственным орошением.
4.2. Земляное полотно и водоотводные устройства в пределах участков со сложными природными условиями, а также в случаях необходимости применения сложных конструкций, когда устойчивость и прочность сооружения и его основания должны быть проверены расчетом, необходимо проектировать индивидуально.
К объектам индивидуального проектирования следует относить:
насыпи железнодорожные высотой более 12 м - из крупнообломочных и глинистых твердых и полутвердых грунтов; более 6 м - из глинистых тугопластичных грунтов; более 20 м - из камня; насыпи автодорожные высотой более 12 м - из нескальных грунтов;
насыпи железнодорожные в пределах болот I и III типов глубиной более 4 м и болот II типа глубиной более 3 м; при поперечном уклоне дна болот I типа круче 1 : 10, II типа - 1 : 15, III типа - 1 : 20; в пределах болот с торфом различной консистенции, не поддающихся классификации;
насыпи автодорожные на болотах глубиной более 4 м или на болотах меньшей глубины, когда не предусматривается выторфовывание, а также на болотах с поперечным уклоном дна более 1 : 10;
насыпи в пределах участков со слабыми естественными основаниями (см. п. 2.24), в том числе в местах размещения водопропускных сооружений, а также при выходе ключей в пределах основания;
насыпи на участках временного подтопления, а также на участках пересечения водоемов и водотоков;
насыпи железнодорожные на косогорах круче 1 : 5, сложенных скальными породами;
выемки в нескальных грунтах при высоте откосов более 12 м и в скальных - более 16 м при благоприятных инженерно-геологических условиях;
выемки при высоте откосов менее 16 м в скальных породах при неблагоприятных инженерно-геологических условиях, в том числе при залегании пластов горных пород с наклоном круче 1 : 3 в сторону полотна;
выемки в глинистых переувлажненных грунтах с коэффициентом консистенции более 0,5 или вскрывающих водоносные горизонты;
выемки глубиной более 6 м в глинистых пылеватых грунтах в районах с избыточным увлажнением, а также в глинистых грунтах, резко снижающих прочность и устойчивость в откосах при воздействии климатических факторов;
земляное полотно в сложных инженерно-геологических условиях (на косогорах круче 1:3, на участках с наличием или возможным развитием оползней, обвалов, осыпей, каменных россыпей, снежных лавин, селей, оврагов, карста, наледей, подземного льда);
земляное полотно из сильнонабухающих глинистых грунтов;
земляное полотно, при сооружении которого используется гидромеханизация и массовые взрывные способы производства работ;
земляное полотно в районах с сейсмичностью более 9 баллов (для железных дорог I и II категорий);
водоотводные и дренажные устройства и сооружения.
5.1. Для насыпей на сухом и прочном основании следует использовать, как правило, грунт из резервов, притрассовых карьеров и ближайших выемок или шлак металлургический.
Верхнюю часть насыпей автомобильных дорог на 1,2 м от поверхности цементобетонных покрытий и на 1,0 м от поверхности асфальтобетонных покрытий во II дорожно-климатической зоне и соответственно на 1,0-0,8 м - в III зоне, необходимо проектировать преимущественно из непучинистых или слабопучинистых грунтов (приложение 4). При использовании для насыпей пучинистых грунтов IV-VI групп необходимо по данным расчетов предусматривать устройство морозозащитных слоев.
Рис. 3. Поперечные профили насыпей высотой:
а - до 6 м для железных дорог; б - более 6 м для железных и автомобильных дорог
Рис. 4. Поперечный профиль насыпей из недренирующих грунтов для железных дорог
на косогорах крутизной от 1:5 до 1:3
а - с нагорной канавой и бермой в грунте естественного сложения;
б - то же, с засыпкой пазухи; 1 - засыпка, 2 - тело насыпи
Рис. 5. Поперечные профили насыпей из привозных грунтов
для автомобильных дорог
Рис. 6. Поперечные профили насыпей из грунта боковых
резервов для автомобильных дорог
Рис. 7. Поперечный профиль насыпей высотой до 1,5 м для автомобильных дорог
в пригородных зонах и в местах, подверженных снежным заносам
Рис. 8. Поперечный профиль насыпей из грунта бокового резерва
для автомобильных дорог на косогорах крутизной от 1:10 до 1:5
Рис. 9. Поперечный профиль насыпей
для автомобильных дорог на косогорах крутизной от 1:5 до 1:3
1 - кювет глубиной не менее 0,3 м; 2 - банкет; 3 - нагорная канава
Таблица 17
|
Крутизна откосов при высоте |
|
6 |
Атрибуты
Номер документа | 449-72 |
---|---|
Вид документа | СН (Строительные нормы) |
Принявший орган | Госстрой СССР |
Статус | Действующий Документ отменен в части |
Опубликован | Официальное издание Госстрой СССР - М.: Стройиздат, 1973 год |
Дата принятия | 29.12.1972 |
Дата начала действия | 01.07.1973 |